Ипостаси Андрея Шкаликова
Известный челябинский боксер-профессионал в жизни совмещает профессии промоутера, телекомментатора и чиновника.
Двукратный чемпион Европы, пятикратный чемпион России среди профессионалов Андрей Шкаликов после завершения спортивной карьеры стал промоутером-организатором боксерских поединков и телекомментатором. Недавно к этим ипостасям он прибавил еще одну - директора муниципального спортивного образования «Спорт-Бутово» в Москве. Это стало поводом для нового разговора. Звонок корреспондента «Челябинского рабочего» застал Андрея Шкаликова в автомобильной пробке по дороге на телевидение. Наш земляк звонку обрадовался, пошутил: не так скучно в пробке стоять.
В Москву уехал не от хорошей жизни
- Андрей, давно собирался задать тебе вопрос, да как-то не случалось. Почему все-таки ты решил поменять Челябинск на Москву?
- Я долго задержался на ринге и устал от бокса. Когда завершил спортивную карьеру, просто не знал, что дальше делать. После раздумий решил все-таки остаться в спорте: заняться менеджментом, организовывать профессиональные боксерские поединки. Так я стал промоутером, организовал свою компанию. Она называлась «Шкаликов промоушен». Начал проводить бои. Вначале неудачно, очень неудачно. Ты, наверное, помнишь, мы работали вместе. Честно, постепенно оказался без денег.
Меня неоднократно звали в Москву, я отказывался. Но когда остался на мели, выбора уже не было. Когда приехал в столицу, в одном из разговоров мне порекомендовали обратиться на телеканал 7ТВ, тогда это был спортивный федеральный канал. Я написал резюме, и меня пригласили на собеседование. В итоге получил аж две программы: первая - комментарий боксерских боев, вторая - авторская программа о боксе. Вначале метался между Москвой и Челябинском: две недели там, две - на Урале. Потом устал метаться, снял квартиру в столице, остался в Москве, и эта работа меня захватила.
Но в Челябинске появлялся регулярно, проводил турниры, потом мы открыли компанию «Пушка»
- ПУстовалов -ШКАликов. У нас появился спонсор. Мы начали проводить соревнования и показывать их на ТВЦ. Месяца три-четыре все шло нормально. Но потом «Пушка» начала потихоньку распадаться. Пустовалов ушел, меня тоже многое не устраивало, слишком высокие требования были у нашего спонсора-финансиста. Человек, который хотел вложить деньги в бокс и заработать на этом. Он вложил и заработал, а мы не вложили и ничего не заработали (смеется). Потом канал 7ТВ прекратил спортивное вещание, и меня пригласили работать на телеканал «Россия-2», бывший «Спорт».
- Стал окончательно москвичом?
- В первую очередь из-за работы. Потому что в Челябинске мне ничего не светило. Боксером-то быть хорошо, а когда с боксом закончил, чем заниматься? Я одно время растерялся, честно говоря.
- Хорошо, что ты смог собраться и круто поменять свою судьбу.
- Круто - это точно. Из боксеров - в журналисты, а потом еще и на директорскую должность.
- Вот как?
- Не так давно мне предложили место директора муниципального спортивного образования «Спорт-Бутово». Так что сегодня я руковожу спортом в Бутово, район немаленький, 370 тысяч человек. Естественно, продолжаю работать на телевидении. Здесь мы готовим хорошую передачу - «Мир бокса» будет называться. На «России-2». Ну, про Урал никоим образом не забываю, приезжаю, правда, сейчас редко.
По прописке я уралец
- Как семья?
- «Привычка жениться» - знаешь такой фильм? Вот это обо мне (улыбается). Я два раза женился на одной и той же женщине и два раза разводился. Сейчас она живет и работает в Челябинске. Я работаю в Москве и здесь живу. Крайне редко встречаемся, созваниваемся. Но у нас с женой ничего не потеряно, мы на что-то надеемся. Между прочим, прописан я в Копейске. Так что по прописке я уралец.
- Дети спортом занимаются?
- У меня две дочери: Жене 23 года, Полине - 13. Они в папу не пошли. Семье хватило одного спортсмена, причем такого, основательного. Женя в детстве занималась теннисом, потом школа, университет, другие увлечения пошли, на любительском уровне играет в большой теннис. Ну а младшая занималась всем подряд, в том числе спортивной гимнастикой.
- Профессия телекомментатора достаточно специфическая. Что в ней важнее всего?
- Специфика в том, что, комментируя бои, будь это прямой эфир или в записи, не знаешь, что будешь говорить. Здесь все экспромтом. Комментируем, как правило, вдвоем.
- С кем?
- С исполнительным директором телеканала «Россия-2» Борисом Скрипко. Он долгое время работал на Первом канале, в отделе спорта. Потом, когда открылся телеканал «Спорт», его пригласили сюда. Борис никогда не занимался боксом, поэтому он отвечает за статистику: где, когда, с кем, сколько? Я рассказываю о бое, ударах - с правой, левой, снизу, оцениваю, хороший боксер или плохой, что может, что не может, кто победит, кто не победит. И если бой грустный и скучный, рассказываю свои какие-то боксерские истории, это людей забавляет.
Комментарии бывают ночные - прямой эфир, как правило, и дневные комментарии в записи. Они совершенно разные. Естественно, прямые намного сложнее, потому что оговориться нельзя, надо сдерживать эмоции. Слово «блин» - сразу взыскание от редактора. Бывает, на грани крепкое слово хочется сказать. Но нельзя. Сдерживаем себя кое-как.
Скажу сразу, мы крайне редко выезжаем на сами турниры, где идет прямая трансляция. Это очень дорого. На чемпионате Европы по боксу, который проходил в Москве прошлым летом, мы восемь дней практически просидели на прямом эфире прямо там, на Ходынке, в зале. Как правило, мы ведем репортажи из комментаторской кабинки - это прямая трансляция или в записи - на Шаболовке.
Я - чиновник, и это для меня своеобразный вызов
- Ты следишь за челябинским боксом?
- Обязательно. И не только за боксом, но и за бизнесом, политикой. Захожу на местные сайты.
- Можешь сказать, кто из челябинских боксеров способен сделать карьеру на профессиональном ринге?
- Сейчас только двое - Сергей Ковалев и Антон Новиков. Потому что одни постарели, а молодые еще не выросли.
- Не состоялись бои Поветкин-Кличко, Валуев-Кличко. С чем это связано?
- Это в первую очередь коммерция. Потому что братья Кличко - боксеры очень высокого полета, у них большие гонорары, на самом деле они сильнейшие в мире: и тот, и другой. Бесспорно, Николай Валуев и Александр Поветкин сильные ребята, но Поветкина пока еще не знают во всем мире, только в России. У Кличко своя промоутерская компания К-2. Они работают и в Германии, и в Америке, везде. Продают трансляции на международные крупнейшие телеканалы. Если Поветкина хорошо не распиарить, то тогда не будет денег.
Ну а с Валуевым они просто не могут договориться по гонорару. Коля уже предпенсионного возраста боксер. Кличко ему предложили определенную сумму, Коле мало, ему нужно в два раза больше. Валуева знают в США, он самый высокорослый боксер в мире. Но американцы не заплатят за двух русских хороших денег. Поэтому Кличко возят негров и бьют их.
- На самом деле есть шанс у Поветкина или Валуева победить Кличко?
- Сейчас нет. У Поветкина, может, и появится. У Валуева уже нет.
- Что Поветкину нужно сделать, чтобы появился этот самый шанс?
- У него грамотный тренер - американец Тедди Атлас, нужно только время. Саше еще нужен как минимум годик, обтереться, опыта набраться. Потому что Кличко сейчас монстры. Можно много говорить про красоту-некрасоту ведения их боя, но результат говорит сам за себя. И боксеры они самые лучшие в мире. Хэй от них бегает, а все остальные три титула они уже завоевали.
- Бой Поветкин-Кличко не состоялся по вине Поветкина?
- Тедди Атлас сказал, что Саше еще рано выходить на этот поединок. Поэтому был придуман предлог в виде неявки на пресс-конференцию. Они решили протянуть время. Таким способом команда Поветкина решила мягко уйти, чтобы перенести его на более поздний срок.
- Есть ли еще какие-то виды деятельности, которые тебе хотелось бы освоить? Ты уже был боксером, промоутером, комментатором, сейчас чиновник. Осталось ли что-то в этой жизни?
- Честно скажу, осталось очень много. Сейчас я чиновник, директор, и это для меня своеобразный вызов. Потому что никогда не работал в бюджетных организациях. Здесь все по-другому, может быть, меньше, но правильнее. Есть, конечно, глупости всякие чиновничьи. И я пытаюсь внести в работу что-то новое, научиться на высоком уровне чему-то большему, чтобы пойти в более серьезную структуру. Вот такое желание большое.