Алексей Петрушин : "Я стараюсь выжать из команды максимум"
Корреспондент сайта mediazavod.ru побеседовал с новым главным тренером ФК «Челябинск».
С Петрушиным мы общались в его номере на базе «Челябинска». Комната, где живет тренер, буквально завалена дисками с записями игр, отдельных футболистов. По телевизору, естественно, тоже шел футбол.
Мы планировали побеседовать с Алексеем Алексеевичем о его нынешней команде - ФК «Челябинск». Но очень скоро стало ясно: в рамках узкой темы нашему собеседнику тесно. Тем более, он не чужой специалист для нашего города и футбола - уже работал здесь. Разговор шел о его родном «Динамо», о челябинском «ЛУКОЙЛе» (была такая команда), а также о российском футболе в целом.
Звонок в конце сезона
- Алексей Алексеевич, как вы оказались в нашем городе? Когда возник вариант с «Челябинском»?
- Михаил Шафигулин (заместитель директора ФК «Челябинск», - прим. авт.) позвонил мне после окончания сезона. Тогда, правда, Михаил просто расспрашивал, как дела. Но было ясно, что звонит он не просто так. И через неделю–две опять связался со мной. За день до декабрьской конференции ПФЛ мы договорились встретиться в Москве. Он сообщил, что рассматривается моя кандидатура на пост тренера «Челябинска». Я озвучил свои пожелания, руководство взяло время на раздумье, и уже в конце года мы договорились. Я должен был прилететь в Челябинск 29 или 30 декабря для подписания контракта. Но из-за стихии, разыгравшейся в Москве, аэропорт был закрыт. Застрять в "Домодедово" на праздники не хотелось, поэтому Новый год встретил в Москве, а подписание договора мы перенесли на начало тренировочного процесса.
Я прилетел 10 числа, 11 января мы подписали контракт, а на следующий день я был представлен команде как новый тренер.
- В курсе, сколько было кандидатов на пост тренера, кроме вас?
- Нет, не в курсе, но думаю, что не я один (улыбается). Сейчас много хороших тренеров сидят без работы, но это нормальное явление у нас.
- Вы ведь уже работали в Челябинске. Правда, с другой командой, с «ЛУКОЙЛ». А как же поговорка, что «в одну реку дважды не заходят»?
- Знаете, это все-таки разные вещи. «ЛУКОЙЛ» был частной командой, у которой не было большого количества болельщиков, «Зенит» (нынешний «Челябинск») - муниципальная со своей преданной армией поклонников.
- Когда «ЛУКОЙЛ» стал «Спартаком» и вышел в первую лигу, у него сразу появились болельщики. Что вам вспоминается о том времени, что работали с командой? Как общались с владельцем команды Юрием Перваком?
- Я бы не хотел об этом распространяться. Не переношу, когда в мою работу вмешиваются, пытаются учить. Я достаточно матчей сам провел в высшей лиге, и моя тренерская деятельность тоже может говорить о моей компетенции.
- О характере Первака ходят легенды. Когда «Спартак» тренировали начинающие тренеры Дмитрий Кузнецов и Геннадий Морозов, доходило до того, что Первак во время матчей звонил им с трибуны и говорил, что нужно сделать, какие провести замены.
- У меня такого не было. Но было другое. Когда он приходил перед установкой на игру с листком, на котором был указан состав команды. На что я отвечал: когда будете работать главным тренером, тогда и решайте, кого выпускать на поле. А здесь будет состав, который назову я. Отношения были не очень хорошими, он повышал на меня голос даже в присутствии посторонних людей. И получал в ответ то же самое. Никогда, даже когда я был игроком, ни один тренер и ни один начальник со мной в таком тоне не разговаривал. Не очень приятно вспоминать все это, хотя команда была неплохая. Мы 10 игр подряд выиграли, включая игры на кубок. Тот же «Содовик», у которого задача была только выходить в первую лигу, мы размазали 3:0.
- Некоторые игроки из того состава «ЛУКОЙЛа» позже играли у вас и в других командах?
- Да. Рафаэль Зангионов и Денис Фладунг у меня в Липецке играли. Рафаэль и в моей последней команде - «Соколе».
- Фладунг вернулся в Челябинск, а нет желания пригласить в команду еще и Зангионова?
- Сложный для меня вопрос… Понимаете, Рафаэль был мне, как сын. И в Липецке, и в «Соколе» он порой такую игру показывал! Его ведь даже признавали лучшим футболистом центральной зоны 2007 года. Но в прошлом году в Оренбурге он меня очень сильно подвел, я бы сказал, нож в спину засадил.
- Что же он такого сделал?
- Уже имея карточку, послал судью за неверно назначенный пенальти. Тот его сразу удалил. В итоге мы влетели 1:8. Такого поражения у меня не было никогда. После матча я подал в отставку, которую не приняло руководство. Рафаэль подвел меня, подвел команду, ведь вся игра команды строилась вокруг него. С ним и без него были два разных «Сокола». После этого у меня нет большого желания с ним работать. Ладно бы был молодой парень, а то человеку уже за 30. В таком возрасте нужно уметь отвечать за свои поступки.
- Вы многим любителям футболам запомнились, прежде всего, по работе в родном для вас московском "Динамо". Можно ли назвать этот этап вашей карьеры лучшим?
- Это мой родной клуб. Я три года проработал с дублирующим составом. Выводил на поле совсем молодых ребят. Мы тогда играли в третьем дивизионе, тогда там выступали приличные команды с хорошими деньгами. Финишировали на первом месте. И если в первый год отставание от нас второго места составляло 3-4 очка, то во второй год это была уже безоговорочная победа. Лучший дубль был в России! И в следующем году, в 97-м, насколько я помню, когда дублирующим командам разрешили играть во втором дивизионе, мы поделили второе–третье место в зоне «Запад». С дублирующими командами высшей лиги никто не занимал такие высокие места.
Хорошие ребята были, но кому-то не хватило таланта, кому-то желания. Если говорить об основном составе, то выше пятого места, которое я занимал с «Динамо», команда после этого поднялась только однажды. После меня команду возглавил Валерий Газаев, для него нашлись и силы, и деньги. В итоге он повторил мой результат - пятое место. Хотя возможности у него были не сопоставимы с теми, которые имел я.
- Как вы думаете, с чем связано, что ваше родное «Динамо», имея все условия, год от года занимает не очень высокие места?
- Не знаю, почему это происходит, но у любого клуба должна быть какая-то стратегия. Когда команда, к примеру, стала практически полностью частной, хозяин (бизнесмен Алексей Федорычев) сам покупал футболистов, причем исключительно бразильских или португальских. В команде были две группировки, которые грызлись между собой. Даже такой опытный тренер, как Юрий Семин, не смог с ними справиться. Помню, как португальская звезда Коштинья устроил скандал, что ему не почистили бутсы… Люди приехали просто на деньги: не играть, а валять дурака.
- Поговорим о вашем нынешнем клубе. Понятно, что задачи на сезон еще не ставили, но скорее всего, будут ставить высокие. Как вы думаете, чтобы выйти в первый дивизион, каким минимальным бюджетом должна обладать команда?
- Насколько я знаю по прошлому году, тот же Саратов был по бюджету выше, Оренбурга. По финансам «Тюмень» была способна решать высокие задачи. Там бюджет порядка 85 миллионов был. Но вышел «Газовик», у которого денег было точно не больше всех. Их бюджета, конечно, исходить надо, но были примеры, когда тот же Нальчик, когда выходил в премьер-лигу, их никто их не воспринимал всерьез. Если же говорить конкретно, нормальный бюджет для борьбы за путевку наверх - 80-100 миллионов.
- Ходят разговоры о том, что на будущий сезон бюджет постараются сделать в районе 120 миллионов. Часть денег даст область, часть - город, а остальное планируется насобирать крупных предприятий.
- Я так понимаю, что Челябинск все-таки остается хоккейным городом, у губернатора сын играет, насколько я знаю. Хотелось бы, чтобы власти нашли возможность и на футбол обратить внимание. В Челябинске надо строить и хороший стадион, город-миллионник заслуживает, чтобы у него была хорошая команда хотя бы первого дивизиона. Главное, чтобы деньги не оказались виртуальными. Все зависит от руководства. Вот Липецк, где я работал. Там есть и шикарные тренировочные поля, и отличный стадион, и вообще вся инфраструктура создана, и народ на футбол ходит. Болельщики и специалисты считают самым сильным тренером, который за последнее время тренировал их команду, меня. И это очень приятно. Поэтому, когда есть деньги не на бумаге, а на счету, тогда их можно осваивать, тогда это стимул для футболистов, они должны уметь зарабатывать. Если получится с бюджетом, о котором вы говорите, я буду только за. Команды такого уровня, где я работал, занимали с первого по третьи места. Задачи, которые ставлю лично перед собой, всегда высокие. Мне не интересно, например, быть в пятерке, я стараюсь выжать из команды максимум.
- Самый сильный соперник в будущем сезоне, видимо, «Уфа»?
- Ну, если все сбудется, о чем сейчас пишут, то да. Я примерно представляю себе, чем там будет заниматься Андрей Канчельскис, чем Анатолий Федорович Бышовец. Под какую задачу их приглашали.
- Как относитесь к последним событиям в российском футболе? В частности, к «убийству» ПФЛ, к переходу на «осень-весну» и заявлению главы РФС Сергея Фурсенко о том, что мы выиграем чемпионат мира-2018?
- Надо адекватно себя оценивать. Действительно, чего стоит одно только заявление что мы в 2018 году станем чемпионами мира по футболу. Если вы читали интервью с Фурсенко в «Спорт-Экспрессе», то помните некоторые его высказывания. Например, в отношении «Томи». Он не назвал конкретно команду, но всем и так было понятно. Так вот, президент заявил, что команда не должна обращается к руководству страны, что надо деньги зарабатывать. Но извините, а где был «Зенит», который он еще недавно возглавляя, когда не было Газпрома? Они же стали подниматься, когда к власти пришли питерцы. Фурсенко сам питерец. Его высказывания элементарно некорректны по отношению к другим командам. А когда человек говорит, что мы к 2018 году станем чемпионами - с кем? У нас сейчас только два человека играют на уровне чемпионов, у которых через 8 лет будет подходящий возраст. Это Акинфеев и Дзагоев. Откуда он собирается черпать эти резервы? Многие ребята приходят из второй лиги. Тот же Анюков, Зырянов. Мне кажется, такими разглагольствованиями президент РФС разрушает просто основы футбола. Взять его идеи о переводе низких дивизионов на коммерческие рельсы. Да у нас ни одна команда первой и второй лиги не будут рентабельной! Теперь о переходе на систему «осень-весна». Мы играли в Кирове, в середине октября. И вот в первом тайме повалил снег! Крупный такой, настоящий. Во втором тайме кое-как разметили поле, и тут же снова слой снега. Как играть? И это только середина октября! Правильно сказал тренер «Мурманска», что им легче будет играть в финском чемпионате. Нужно строить крытые манежи, а это огромные деньги, никто их не даст. Городу проще отказаться от команды вообще, чем строить такие дорогие объекты. Что касается конфликта ПФЛ и РФС, то он произошел как раз из-за этого. Просто Николай Толстых пытался защитить интересы клубов, за которые отвечал. Дальнейшие события - ничто иное, как ответ Фурсенко на несогласие Толстых с реформами.
Между тем, руководители футбольного клуба «Челябинск» приняли решение отправить команду (впервые за последние пять лет) на иностранный тренировочный сбор. Всего запланировано три сбора, два на нашем черноморском побережье и еще один - в Турции. В начале февраля команда отправляется в Дагомыс. 7 марта вылетает тренироваться в Турцию, а последний проведет снова на юге России.
Комментируя это, Алексей Петрушин отметил, что тренироваться в тех погодных условиях, которые были в Челябинск еще неделю назад, конечно же нельзя. Без сборов в теплых краях полноценной тренировки не получится. Поэтому здорово, что у клуба появилась такая возможность.