Валерий Белоусов: «Всегда хотел оставаться самим собой»

Валерий Белоусов: «Всегда хотел оставаться самим собой»

«Человеком года-2011» по версии "Челябинского рабочего стал прославленный хоккейный тренер Валерий Константинович Белоусов.

Это давняя и хорошая традиция «Челябинского рабочего» - в конце каждого календарного года определять человека, личность которого стала знаковой для значительной части жителей Южного Урала. Наш регион не зря называют хоккейным краем. Поэтому, когда появилось предложение «Человеком года-2011» назвать прославленного хоккейного тренера Валерия Константиновича Белоусова, возражений не последовало. На память об этом событии, а еще - в качестве поздравления с недавним днем рождения (наш номинант отмечает его 17 декабря) мы подарили Валерию Константиновичу памятный знак «100 лет «Челябинскому рабочему».

- Валерий Константинович, поздравляем вас с прошедшим днем рождения. Можно представить: непрерывные телефонные звонки, множество желающих пожать руку… Череда постоянных поздравлений, наверное, утомляет?

- Мне повезло, что мой день рождения обычно приходится на паузу в чемпионате. Так что хоккеисты, как в том анекдоте, галстук мне подарить не успевают. (Улыбается). Ну, а если серьезно, то 17 декабря у нас был обычный рабочий день. Прошло две тренировки, ребята поздравили меня. По-настоящему отметил только 19-го, когда у команды был выходной. А звонков и поздравлений действительно много было, от губернатора Михаила Юревича пришла правительственная телеграмма. Это очень приятно, что не забывают.

- Ваша карьера как игрока и тренера связана в основном с Уралом. Верх-Нейвинск, Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск… Можно ли сказать, что вы хоккеист уральской школы?

- Если бы было можно начать жизнь сначала, то я повторил бы тот же путь. В хоккее прошел и класс «Б», и класс «А», и высшую лигу… Поиграл везде и ни о чем не жалею. Рад, что большая часть моей биографии связана с Уралом, с «Трактором», что именно в Челябинске я стал тренером, что все задуманное получилось.

- Принято считать, что для становления команды с новым тренером требуется два-три сезона. С момента вашего возвращения в столицу Южного Урала минуло чуть больше года. Но «Трактор» уже в числе лидеров Континентальной хоккейной лиги. Как удалось?

- Знаете, этот тезис о двух-трех годах уже устарел. Сейчас другое время. Два или три года тренеру в наши дни никто не даст. Серьезный клуб требует быстрого результата.

Поэтому сразу после прихода в «Трактор» мне пришлось многое резко перестраивать. И пока все, вроде, получается. Думаю, в этом году «Трактор» встал на свои рельсы, набрал ход и очень хорошо, что в одном направлении с ним действуют другие челябинские хоккейному команды - «Белые медведи», «Мечел». Это все идет на пользу городу, помогает держаться на хороших позициях. Если мы их сдадим, нам этого не простят.

- Возвращение в «Трактор» Валерия Белоусова можно сравнить с приходом в него тренера Анатолия Кострюкова в середине 70-х? Пока самые большие достижения команды связаны с этим именем.

- Я часто вспоминаю своих наставников - и Кострюкова, и тех, кто был до него: Столяров, Данилов… Хорошие были специалисты, хорошие люди. Когда пришел Кострюков, он дал нам игровую дисциплину. А мы, хоккеисты, хоть и были уже достаточно матерыми, все приняли. И это принесло свои плоды. Пример Кострюкова я сам себе часто привожу, дисциплина - это самое главное, с чего надо начинать строить команду. Без нее, а еще без взаимопонимания с игроками трудно чего-то добиться.

- Хотел задать вопрос о ваших ровесниках, ставших видными хоккейными наставниками. Но вот над вашим рабочим столом вижу фото: Валерий Белоусов в окружении Бориса Михайлова и Владимира Крикунова…

- Это мои друзья. Тренеры, как говорится, старой закваски, я с ними четыре года в сборной страны отработал. И опыт, приобретенный в национальной сборной, мне впоследствии очень пригодился. С Борисом Петровичем и Владимиром Васильевичем мы продолжаем поддерживать отношения, часто перезваниваемся. Ну а встречаемся - по возможности.

- А кто из хоккейных тренеров именно для вас является ориентиром?

- Как игрок я часто привлекался в сборную страны. Моими учителями были и Майоров, и Тихонов, и Юрзинов, и Черенков… Получая в конце 70-х тренерское образование, к Анатолию Тарасову ходил на лекции, слушал его. Анатолий Владимирович был замечательным педагогом. У каждого я брал понемногу и складывал в свою копилку.

Всегда держал в голове слова своих прежних наставников, вспоминал, что они на собраниях говорили, как на льду себя вели… Но при этом всегда хотел оставаться самим собой, поэтому к чужому багажу добавлял что-то свое.

- Когда я спросил известного канадского тренера Дейва Кинга, кем бы он мог быть, если бы не стал хоккейным тренером, он не раздумывая ответил: учителем. Вы, Валерий Константинович, тоже считаете, что тренер - это, прежде всего, педагог?

- Обязательно. Тренер должен знать характер каждого своего игрока, быть в курсе, что у него в семье происходит, что в голове творится. Без такого тесного контакта на лед нельзя выходить. Ты не просто учителем должен быть для своих ребят, а отцом родным. Я всегда говорил и буду говорить: конфликт породить легко, а погасить его очень сложно. Умный тренер должен работать на опережение и гасить конфликты еще до их появления. То, что зритель видит во время матча, - лишь верхушка айсберга, так сказать, парад-алле. А вся черновая работа проводится на тренировках, на базах, на собраниях.

- Российский болельщик уже привык, что фамилия Белоусов является синонимом быстрого и атакующего стиля. Но сейчас все чаще раздаются голоса: в современном хоккее побеждает тот, кто знает толк в игре от обороны.

- Команда должна уметь играть как в активный хоккей, так и в оборонительный. Тут главное - вовремя перестроиться. Значит, снова на первый план выходят игровая дисциплина, управляемость команды. Вопреки сложившемуся мнению, я не противник оборонительного хоккея. Все зависит от ситуации. Когда команда ведет в счете, то в третьем периоде, наоборот, прошу ребят не увлекаться атакой, а пособранней сыграть в защите и довести матч до победы.

- Помнится, в одном из интервью вы бросили фразу: «Я никогда не мечтал играть в НХЛ». А вот нынешняя молодая хоккейная поросль считает, что без заокеанской школы настоящим профессионалом не стать.

- Да, есть такое мнение. Но и Кузнецова, и Бурдасова, и Нестерова я стараюсь убедить: в НХЛ нужно ехать, когда ты, как говорится, мясом обрастешь. Поиграешь на высшем уровне в национальном чемпионате, в сборной. Если у нас здесь есть сейчас и ВХЛ, и МХЛ, то зачем спешить в Америку? Чтобы там на скамейке запасных сидеть? Туда нужно ехать уже состоявшимся хоккеистом.

- Хотелось бы вот о чем спросить: едва ли не половину топовых команд Континентальной хоккейной лиги сейчас возглавляют иностранцы. Что, у нас мало своих квалифицированных специалистов? Или это западная хоккейная мысль шагнула так далеко вперед?

- Не думаю, чтобы она шагнула… Скорее всего, это потому, что владельцы команд хотят получить сиюминутный результат, завоевать медали. Старшее поколение российских тренеров потихоньку уходит. Что нас осталось-то: Крикунов, Голубович, Белоусов, Воробьев… Но на смену все равно приходят новые.

Просто хозяевам клубов нужно набраться терпения, дать молодежи возможность раскрыться. А то как получается: нет нужных результатов на старте сезона - и все, свободен. А на освободившееся место приходят специалисты из Чехии, Финляндии, Канады. Доверие к своим требуется и еще раз - доверие. А если тренер его почувствует, то он и в себя быстрее поверит, в свои силы.

- Нынешний чемпионат проходит под знаком трагической гибели «Локомотива». Лично для вас, Валерий Константинович, это было большим шоком?

- Практически всех разбившихся ребят я знал лично. Перенести это известие было очень тяжело - они все время перед глазами. Такое никогда не забудешь…

- Но потом все равно пришлось ехать с командой в аэропорт, садиться в самолет…

- Не хочу говорить на эту тему… Трудно говорить… Это наша работа…

- Самые крупные ваши достижения как тренера связаны с Магниткой. Но потом произошло то, что многие СМИ преподнесли как конфликт Белоусова и руководства клуба «Металлург». С каким чувством приезжаете в Магнитогорск на игры?

- Меня постоянно спрашивают: не в обиде ли я на «Металлург» за то, что мне указали на дверь? Да никто мне в Магнитогорске на дверь не указывал! Наоборот: после семи лет работы просили еще остаться. Даже Рашников не знал, что я ушел, потом звонил, упрекал. Никогда у меня на Магнитку обиды не было. Я только рад, что столько наград с этой командой завоевал, что приводил ее к хорошим результатам.

- Помнится, когда вы возглавляли «сталеваров», то во время игры всегда стояли перед игроками, у самого бортика. А сейчас картина изменилась: вы находитесь за скамейкой запасных. Неужели это требования регламента так ужесточились?

- Нет, регламент здесь ни при чем. Возраст, возраст… Труднее стало уворачиваться. Знаете, сколько мне у бортика доставалось: то шайба прилетит, то клюшкой заедут, то ребята в горячке игры все ботинки коньками изрежут. Да и места меньше стало на скамейке запасных в современных дворцах. Не хочу мешать игрокам.

- Валерий Константинович, вы в свое время поработали в Японии, тренировали там местные команды. А не могли бы вы наших читателей по-японски поздравить с наступающим Новым годом?

- С Новым годом? Нет, вряд ли… Забыл, прошло столько лет, посчитайте - с 1982 года… Правда, кое-что еще помню.

- Например?

- Домо аригато годзамайсу. Это очень почтительная форма благодарности. Вроде нашего «большое спасибо», только еще более вежливо. На чемпионатах мира японцы часто играют, когда вижу их там, пытаюсь немного общаться на их языке. Японцы в восторг приходят.

- И вам «домо аригато», Валерий Константинович, большое спасибо за интересное интервью. С наступающими праздниками - вас и всю команду. Новых побед!



Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


проколоть нос спб цена в Санкт-Петербурге
VK31226318