УралГУФК - вуз чемпионов

УралГУФК - вуз чемпионов

Уральский государственный университет физической культуры окончили более 25 тысяч специалистов, работающих в физкультурно-спортивных организациях, образовательных учреждениях и на прочих предприятиях не только Уральского федерального округа, но и Прикамья, Башкортостана, Татарстана, Казахстана и других регионов России и стран СНГ. Ежегодно вуз выпускает свыше 2000 бакалавров, специалистов и магистров по 40 видам спорта и направлениям лечебно-оздоровительной работы.

Университет объединяет несколько структурных подразделений: Челябинский и Екатеринбургский колледжи физической культуры, Уфимский, Стерлитамакский и Екатеринбургский филиалы, Челябинский центр Уральского отделения Российской академии образования и Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки физкультурных кадров. Крупный научно-образовательный комплекс, которым является УралГУФК, обеспечивает процесс обучения от довузовской подготовки до повышения квалификации дипломированных специалистов, в том числе в аспирантурах и докторантуре.

О том, трудно ли учить чемпионов, почему в спортивном вузе открываются неспортивные специальности и сколько студентов университет делегирует на предстоящую Олимпиаду в Лондоне, нам рассказал ректор УралГУФК Леонид Куликов

- Леонид Михайлович, УралГУФК - вуз своеобразный: среди студентов много известных спортсменов и чемпионов. Сложно их учить?

- В какой-то степени вы сами начали отвечать на вопрос. Вуз действительно уникальный, в регионе единственный. Среди студентов - великие спортсмены. Все это предполагает нестандартное отношение к явлению.

Как и всякие люди, которые являются исключением из общих правил, они требуют к себе особого подхода. Большие спортсмены много времени проводят на сборах и соревнованиях, являются членами различных российских сборных, защищают честь страны на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх. Для них, а это примерно 300 студентов, существует индивидуальный график занятий.

Как и во всяком деле, здесь существуют технологии, есть особые методики. Конечно, это штучный, как говорят на рынке, товар, который предполагает индивидуальный подход. Это особое отношение профессора к такому студенту, он и сам учится, в том числе тонкостям, которые можно получить только на опыте.

- Автоматы спортсменам ставят?

- Ставят, чего скрывать. И я очень жалею тех тренеров и студентов, которые вот так приходят и начинают даже, простите, права качать. Вы что, он же великий спортсмен, да ему можно автоматом ставить. Некоторые идут на поводу у этой ситуации, но это медвежья услуга, а мы настроены максимально дать знания нашему спортсмену-студенту.

Образование позволяет подумать о повышении профессионального спортивного роста и, конечно, о профессиональной жизни после окончания спортивной карьеры. Без профессии, без работы человек не живет, поэтому ему нужно дать за то время, пока он активно участвует в спортивной деятельности, еще и социальную защиту.

- Чемпионы выбирают чисто спортивные факультеты? Или какие-то другие? Насколько я знаю, у вас в последнее время открыто много специальностей, которые напрямую не связаны со спортом.

- Конечно, наш вуз растет. Несколько лет назад мы получили статус университета. Этим повысили и авторитет, в том числе авторитет педагогической, тренерской, спортивной деятельности.

Хочу немного вернуться в историю. Десять лет назад состоялся Госсовет, посвященный проблемам физической культуры и спорта в стране, который проводил Владимир Путин, а готовил его бывший губернатор Челябинской области Петр Сумин. Были приняты решения, которые изменили спортивный ландшафт России. Громадные перемены произошли за эти десять лет. Сегодня строится много сооружений, стали больше уделять внимания имиджу спорта. Он становится образом жизни для многих, настоящей лакмусовой бумажкой - состоялся человек, здоровый или нет.

Олимпийские игры, чемпионаты мира, Всемирная универсиада - все это пришло в Россию. Создается огромная спортивная инфраструктура. За этим - государственное внимание. Такое хозяйство надо содержать и развивать. Поэтому нужны экономисты, юристы, менеджеры и другие специальности. Наш вуз, понимая это, готовит профессионалов по новым специальностям. Мы не чужие территории захватываем. Кто сегодня скажет, что на спортивных сооружениях не нужен экономист. Кто скажет, что не нужен юрист, когда мы заключаем договоры или помогаем заключать контракты хоккеистам, игрокам профессиональных команд? А когда мы работаем со зрителями, нужны менеджеры, психологи. Тему можно развивать и развивать. Это для отрасли большое дело, когда человек, живущий в спортивной среде, получает диплом экономиста, юриста, менеджера, психолога, пиарщика. И в то же время он говорит на одном языке со спортсменами, понимает, о чем речь. Это совершенно другой специалист.

Второе. Университет дает горизонт, расширяет его для любого человека, который выбирает свою профессию. Почему он должен всю жизнь быть привязан к чисто спортивно-педагогической деятельности?

Мы дали возможность любому получать профессию, быть в спорте, но работать по другой профессии, а не только тренером. Наша позиция - качественнее готовить таких специалистов наряду с педагогическими работниками.

Кстати, они соревнуются периодически: конференции, конкурсы, студенческие работы, выпускные работы, защиты диссертаций. Наши специалисты зачастую становятся победителями и лауреатами среди представителей тех специальностей, которые как бы не свойственны нам.

- Вы открываете у себя спортивные таланты или все же в вуз приходят люди, уже имеющие спортивную биографию?

- В структуре нашего университета есть колледж, к нам приходят ребята после 9-го класса. Учитывая, что на наших спортивных сооружениях занимается очень много учащихся детских спортивных школ, где педагоги университета тоже преподают, мы, конечно, стараемся отбирать и студентов, и абитуриентов. Есть примеры, когда к нам поступают ребята со вторым и первым разрядом, а за время обучения становятся чемпионами и мастерами спорта.

Но вообще наша главная задача - не готовить спортсменов, а помогать им, делать все, чтобы они умели совмещать большой труд в спорте с большим трудом в получении профессии.

Спортсменам в университете создаем особые условия, не только зачеты автоматом ставим. (Улыбается). Мы продлеваем обучение по просьбе министерства, создаем консультационные группы, иногда преподаватели выезжают на сборы, соревнования, чтобы там принять зачет или экзамен. Создаем огромную методическую базу, так называемый портфель методических материалов. Студент в отрыве от вуза может получить знания, а потом связаться с преподавателем по Интернету. Я думаю, что нам удается помогать большим спортсменам быть студентами.

В университете, конечно, есть свой спортклуб, есть проректор по спортивной работе. УралГУФК - один из немногих вузов, участвующих в универсиадах, от областных до российских и международных. Мы часто становимся призерами студенческих соревнований. Но скажу еще раз: наша задача - создавать условия для развития спорта, готовить качественные кадры.

На Олимпиаде в Ванкувере был опубликован рейтинг университетов, студенты которых участвовали на Играх в Канаде. УралГУФК был представлен 17 студентами, мы в рейтинге заняли девятое место среди вузов всего мира. На Олимпиаду в Лондоне тоже есть кандидаты, которые уже получили лицензии. Бадминтонисты, гребцы, легкоатлеты. Хотелось бы думать, что дзюдоисты отберутся на Игры, ватерполистки готовятся. Надеемся, что так и дальше будет.

- Недавно прошли первые зимние юношеские Олимпийские игры. Там были ваши студенты?

- Нет, наших студентов не было. Возраст участников юношеских Игр в основном 16-17 лет. Мы можем говорить, что потенциально три игрока «Трактора», им по 16 лет, станут нашими студентами.

- Многие известные, большие спортсмены становятся преподавателями и сотрудниками вашего вуза. Наверное, в этом и есть преемственность - спортивная, педагогическая и научная.

- Это отличительная особенность УралГУФК. Но сказать многие - было бы преувеличением. Их по пальцам можно пересчитать. Потому что требования работы в университете достаточно высокие. У нас около 70 процентов преподавателей со степенями. Чтобы прийти работать в вуз, надо иметь желание расти в теоретическом плане. Не у всех великих привита любовь к обучению, знаниям, профессиональному росту. Хотя такие примеры есть. Участница четырех Олимпийских игр Наталья Полозкова сегодня заведует кафедрой конькобежного спорта, успешно защитила кандидатскую диссертацию, готовит докторскую. Заслуженный мастер спорта, чемпион Европы по боксу Петр Галкин, профессор, заведующий кафедрой бокса.

Среди преподавателей университета очень много мастеров спорта, которые, возможно, не состоялись как великие спортсмены. Зато состоялись в другом. Они через свой опыт, прибавляя новые знания, становятся замечательными педагогами, вкладывают душу и свое нереализованное честолюбие в учеников.

Для справки:

Леонид Михайлович Куликов - ректор УралГУФК, профессор, доктор педагогических наук, действительный член Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации, Петровской академии наук и искусств, Академии Российских энциклопедий, заслуженный работник физической культуры России, почетный работник высшего профессионального образования РФ. С 2002 года - вице-президент Российского спортивного союза. Возглавляет Уральскую олимпийскую академию.

Награжден грамотами губернатора Челябинской области и Государственного комитета по физической культуре и спорту, почетными нагрудными знаками «За заслуги в развитии физической культуры РФ», «За заслуги в развитии Олимпийского движения», медалью «За безупречную службу» III степени, медалью «80 лет Госкомспорту России», орденом «Дружбы», серебряной медалью Законодательного Собрания Челябинской области в области образования.

кухни Апрелевка

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318