В паралимпийской сборной России по волейболу копейчанка Лиза Кунстман самая маленькая
В паралимпийской сборной России по волейболу копейчанка Лиза Кунстман самая маленькая. Когда приняли, ей было всего 13 лет, но играла она не хуже взрослых.
Челябинские каникулы
Сегодня Елизавета почти «звезда» - призер чемпионатов мира и Европы по волейболу сидя. Тренируется в Москве, выступала с командой в Латвии, Финляндии, Египте, была капитаном молодежной сборной. «На площадке я чувствую себя большой и сильной», - призналась Лиза в интервью одному из столичных изданий.
А передо мной снова нежная, улыбчивая девочка с огромными глазами. Место встречи изменить не получилось. Как и пять лет назад, с Лизой и ее мамой Ириной Адамовной я разговаривала в фойе Челябинского протезно-ортопедического предприятия.
Каникулы у Лизы не задались: почти все лето провела в больничной палате («ноги» требуют планового обновления). У Ирины Адамовны в Челябинске хлопоты не из приятных: она пытается отсудить у ОАО «РЖД» моральную и материальную компенсацию. Именно железнодорожников мама Лизы считает виновниками трагедии, которая произошла в апреле 2007 года.
Вся семья Кунстман (мама, Лиза и два ее старших брата) тогда жила в поселке Потанино, разделенном на две части железнодорожным полотном. Однажды под вечер восьмилетняя Лиза с соседской девочкой провожали подружку на другую сторону «железки». Когда вдвоем возвращались домой, мимо станции прогрохотал грузовой состав. Девчонки привычно ждали на платформе. До «хвоста» оставалось всего несколько вагонов, как вдруг что-то похожее на торчащую проволоку подцепило Лизу и потащило за собой, затягивая под колеса.
Поезд ушел, а человечек остался на рельсах. Подружка в ужасе помчалась за взрослыми, вызвали «скорую». Через 40 минут Лиза была на операционном столе. Накануне в Копейске прошел День донора, но потеря крови была такой большой, что пополненных запасов не хватило. Нужную группу срочно доставили спасатели МЧС. Реанимация, тревожное ожидание, больница в Челябинске, снова операция и реанимация… Лизу чудом спасли, а вот ампутация ног была безжалостной: гораздо выше, чем у легендарного героя «Повести о настоящем человеке» Александра Мересьева.
Надейся только на себя
То время, сразу после беды, в их семье вспоминать не любят. Вдруг стали остро ощущаться неудобства частного дома. Ни машины, ни инвалидной коляски. Поход к врачу с дальнего конца улицы с говорящим названием «Сахалинская» - проблема. Чтобы ухаживать за дочкой, мама оставила постоянную работу. Лизины братья Женя и Алексей рано повзрослели, пришлось стать кормильцами.
- Никогда не забуду, как в социальной службе, куда я пришла за помощью, мне предложили поместить дочку в реабилитационный центр для инвалидов, - впервые за годы нашего знакомства призналась мне недавно Ирина Адамовна. - Именно тогда я окончательно поняла: рассчитывать можно только на себя.
Ту же мысль она невольно внушала дочке. Еще в больничной палате малышка заявила: «Все равно я буду ходить!». Мама сделала все, чтобы придать ей сил и сделать невозможное возможным. Тем же летом Лиза весело барахталась в озере, училась плавать. Позже в медучреждении, где осваивала свои первые протезы, маленькую пациентку ставили в пример взрослым. Девочка храбро преодолевала боль, не ленилась, а главное - не разучилась смеяться.
Дома с мамой они вязали, плели из бисера, лепили из гипса, шили мягкие игрушки. Этого казалось мало. Девочка попробовала себя в стрельбе и керлинге. С легкой руки Ирины Адамовны (в прошлом баскетболистки) в челябинском реабилитационном центре «Импульс» она пристрастилась к баскетболу.
- Очень сложно было управлять коляской и одновременно вести мяч, - вспоминает Лиза.
Зато каким огромным было счастье, когда стало получаться! Как-то на соревнованиях юную баскетболистку приметил тренер по волейболу сидя из Екатеринбурга. Он позвал Лизу в команду, которой предстояло выступить на первенстве России. На семейном совете идею приняли на «ура». Алексей как раз купил машину и готов был возить сестренку из Копейска в Екатеринбург. Тренировки начинались рано утром, поэтому выезжали с вечера и спали в машине. Зато на всероссийских соревнованиях команда завоевала «серебро», а Лизу заметил тренер сборной России.
Неспортивный ребенок?
Заманчивое предложение переехать в Москву застало врасплох. Бросить дом, огород? Но они хорошо подумали и согласились.
- Такое, может, раз в жизни бывает, - справедливо рассудила Ирина Адамовна.
Сейчас Лиза тренируется в паралимпийском центре спортивной подготовки «Измайлово». Живет с мамой неподалеку. В съемной квартире вместе с ними еще несколько волейболисток из сборной. Микрорайон новый, вполне комфортный. Всюду пандусы, современные станции метро оборудованы удобными съездами для колясок. Практически по любому маршруту ходят автобусы и трамваи с низким полом, в них пассажир-колясочник может сесть самостоятельно. Словом, «сахалинские» неудобства исчезли. В Москве жизнь стала более насыщенной и полной.
Перебивая друг друга, Ирина Адамовна и Лиза со смехом рассказывали мне, как в Домодедово встречали хоккеистов из команды «Динамо» с Кубком Гагарина. Собрались спонтанно, сначала перепутали аэропорт, потом доехали до другого. Чуть не опоздали, но благодаря Лизиному обаянию и маминой настойчивости не затерялись в толпе. Хоккеистов они приветствовали в первых рядах, вместе с родными и близкими. Разве могли они раньше позволить себе подобное приключение?
В Москве Лизавета снова стала школьницей. Дома, в Потанино, ее несколько раз в неделю навещали учителя. Однако это совсем не то, что прийти в класс самой. Сверстники приняли новенькую хорошо. С ней дополнительно занимается учительница литературы. Сколько стихов за этот год выучила Лиза!
Однако смыслом жизни стал спорт. Разве поверишь, что когда-то она считалась неспортивным ребенком, а самым нелюбимым уроком в начальной школе у нее была физкультура? Зато теперь Лиза может, не вставая, блокировать пассы и лихо подавать волейбольный мяч.
- Ну что, устала? - после изнуряющих занятий в спортзале спрашивает ее тренер.
Обычно в ответ девушка только улыбается. Если очень тяжело, признается только маме, и то шепотом, на ушко.
Сколько стоит беда
В августе Лизе исполнилось 14 лет. Теперь как кандидат в мастера спорта и член сборной России она начнет получать стипендию. Сводить концы с концами им с мамой станет легче. Можно бесконечно восхищаться оптимизмом и мужеством Лизы, но при этом нельзя забывать, что несчастный случай навсегда сделал ее человеком с ограниченными физическими возможностями.
Спустя пять лет после трагедии транспортная прокуратура Челябинска всерьез занялась делом Лизы Кунстман. Недавно в суде Советского района прошло предварительное слушание. Накануне Ирина Адамовна очень волновалась: как им подняться в зал заседаний на втором этаже? На колесах дочке удобнее, но кто потащит коляску наверх? Лиза поднялась «на своих двоих». Надеяться надо только на себя.
В суде представителю ЮУЖД был предъявлен иск о возмещении морального вреда на миллион рублей. Из материальных затрат Кунстман указали в иске только цену инвалидной коляски. По словам Ирины Адамовны, железнодорожники готовы возместить стоимость коляски, а в качестве моральной компенсации скупо предлагают 60 тысяч рублей.
Следующее заседание суда назначено на октябрь. Неизвестно, приедет ли из Москвы потерпевшая сторона. Ведь уже сейчас у Лизы начались серьезные тренировки, а впереди ясная цель - Паралимпиада 2016 года. К сожалению, в Лондон этим летом российская сборная по волейболу сидя не попала. Однако Лиза уверена: без нее и подруг по команде следующая Паралимпиада не обойдется. А уж если она решила…