Тренер — это призвание
Новый министр спорта области Леонид Одер дал эксклюзивное интервью «Челябинскому рабочему».
— Каждый новый руководитель начинает работу с перестановок в ведомстве. Насколько будут велики изменения в областном министерстве спорта?
— Перестановки уже начались. Но в основном коллектив в министерстве профессиональный и работоспособный. В частности, освободилась ставка первого зама (эту должность занимал Леонид Одер. — Авт.). Нужно было найти на этот пост человека, который бы с первого дня включился в работу и тащил весь функционал: спорт высших достижений, подготовка спортивного резерва, развитие инфраструктуры, проведение крупных спортивных мероприятий. Такого человека я нашел, считаю, мне повезло. Это Олег Мухамедзянов, которого хорошо знал по его работе в Республике Татарстан. Его жене предложили работу в Челябинске, и они хотят переехать в наш город.
Мухамедзянов — наш земляк, родом из Челябинской области. Заканчивал УралГУФК, работал директором ФОКа, родители живут на Южном Урале. В Татарстане Олег Фаикович в ранге заместителя министра работал директором Центра спортивной подготовки, где сосредоточены все спортсмены сборных команд республики по 53 видам спорта.
Когда началась подготовка к Универсиаде, он вошел в ее оргкомитет. Кроме этого, работал проректором Приволжской физкультурной академии, которую организовал Президент России Владимир Путин.
Освободилось место заместителя. Здесь тоже будет точечное назначение, где необходимо курировать паралимпийский спорт и взаимодействие с муниципалитетами.
В связи с введением нового закона о госзакупках в министерстве будет организован целый блок, который станет заниматься госзакупками для всех учреждений. Это очень серьезное направление.
Недавно был открыт новый центр олимпийской подготовки по зимним и лыжным видам спорта. Его директором назначен Андрей Косачев, работавший ранее заместителем руководителя областного комплексного центра. На освободившуюся должность переводим сотрудника министерства Константина Абакумова. Он будет заниматься стратегией подготовки спортивного резерва.
— Вы выходец из Магнитогорска, много лет возглавляли городское управление по спорту. Сыграло ли это роль в вашем назначении?
— Абсолютно нет. Даже наоборот. Исполняющий обязанности губернатора не очень хотел меня назначать, понимал, что пойдут ненужные разговоры. Меня представил Борису Александровичу Дубровскому председатель правительства Сергей Львович Комяков после того, как ушел прежний министр. Он предложил мою кандидатуру.
И.о. губернатора его спросил: «Почему опять магнитогорец? Вы что, страдаете магнитоманией?» Комяков ответил: «Мне важно, чтобы на этом посту был профессионал. Где он живет — в Магнитогорске, Челябинске, Троицке — не имеет значения. Нужно, чтобы человек сразу включился в работу. Скоро ряд крупных турниров — чемпионаты мира по дзюдо, тхэквондо, чемпионат Европы по конькобежному спорту. Времени на раскачку, обучение новых кадров нет».
— У вас есть пристрастия к каким-либо видам спорта? Или министр должен быть нейтральным?
— Министр должен быть стратегом и поддерживать те виды спорта, которые получили наибольшее развитие в области. Базовые виды, независимо от того, олимпийские они или нет. Если есть традиции, кадры, инфраструктура, достижения — мы их будем поддерживать. Если традиций и достижений нет, а люди претендуют на что-то большее, естественно, я сразу говорю «нет». Такие примеры уже есть, когда представители некоторых федераций приходили и просили деньги, несоизмеримые с их вкладом в спорт области.
— Официально с тренерской работой вы давно закончили. А сохранили ли в себе тренера?
— Конечно. Уже третий раз на моей памяти меняется правительство области, и всегда мои коллеги нервничали. А я был спокоен. Говорил себе: если что, пойду вновь работать тренером, лекции читать. Жена шутила: «Пойдешь ко мне в бригаду». Что ж, навыки не потерял. Скажут: «Не нужен» — вернусь в тренерский цех. Сниму галстук, слава богу, надену кроссовки и буду заниматься любимым делом.
Прежде чем стать министром, прошел все стадии спортивной карьеры. Я занимался спортивной ходьбой, мастер спорта по легкой атлетике. 19 лет работал тренером, начинал детским, потом стал тренером сборной страны. Был директором детской спортивной школы и сделал ее школой олимпийского резерва. Возглавлял городскую федерацию легкой атлетики, медицинский центр, который занимался реабилитацией методом физкультуры. 10 лет был начальником городского управления по спорту, шесть лет проработал в областном министерстве спорта в должности зама и первого зама министра. Прошел все ступени.
До сих пор принимаю участие в тренировочном процессе — у меня жена заслуженный тренер страны. Правда, помогаю ей только советом (улыбается). Поэтому знаю, что такое труд тренера и спортсмена. Я варюсь в этой каше, не отрываюсь от пуповины: от главного человека в спорте — тренера. Мы все — министры, директора школ, завучи, чиновники, вплоть до уборщиц — подсобные работники для тренеров. Если мы не создадим им условия, ничего не будет. Они главное звено. Большинство в нашем тренерском цехе не за деньги в спорт пришли. Они подвижники. Тренер это не звание, это — призвание.
Всегда ругал своих сотрудников, и в Магнитогорске, и здесь за высокомерное отношение к людям. Сними корону, ты сидишь как обслуживающий персонал, прими нормально человека и вникни в его судьбу, потому что на него много возложено. Кто этого не понимает, со мной не работает.
— У вас спортивная семья — жена Ольга Васильевна тоже тренер по спортивной ходьбе. Дома говорите о спорте?
— Говорим, к сожалению. Никуда не деться. И о методике подготовки, и со спортсменами общаемся, которые к нам приходят. Частенько приезжаю после работы к жене на тренировку, поэтому знаю всех ее подопечных. Иногда она заставляет меня после работы побегать, чтобы не расслаблялся. Следим за физической формой друг друга. Чуть у меня где-то жирок появился, она говорит: «Иди, бегай». Или она чуть слабинку дала, уже я говорю: давай-ка, подруга, займись собой (улыбается).
— Дети — спортсмены?
— У меня четверо детей от двух браков, двое от первого и двое — от второго. Все прошли через спорт. Старшая дочь Ольга, ей 35 лет, она в детстве 12 лет проплавала. У меня уже есть внук и внучка.
Сын Анатолий занимался легкой атлетикой, сейчас живет в Москве, успешный бизнесмен. И сейчас занимается физкультурой. Старшая дочь от второго брака — Яна, ей 21 год. Она занималась художественной гимнастикой, спортивными бальными танцами и сейчас постоянно следит за собой, бегает. Младшая Ксения, ей 14 лет, занимается прыжками в высоту у Вадима Гудзика в СДЮСШОР № 1.
Начиная с 15 лет они тоже шли работать. Сами. Что старшая дочь, что сын — мешки с сахаром таскал у Ромы Козлова (председатель Магнитогорской городской федерации дзюдо. — Авт.), потом работал на стоянке. Яна сейчас учится на последнем курсе в ЮУрГУ на экономиста. На практике в минстрое себя так зарекомендовала, что ее попросили остаться. Она целый год там работала на ставке, сейчас заканчивает учебу и будет определяться. Младшая тоже ждет не дождется, когда ей исполнится 15, чтобы пойти подработать.
— Знаю, что вы долго жилье в Челябинске не покупали.
— Действительно так. Пять лет жил на съемной квартире. Сначала два года один, семья оставалась в Магнитогорске. Сейчас мы вместе. Долго сомневался, покупать ли квартиру, потому что мог в любой момент вернуться в Магнитогорск. Когда менялись губернаторы, мы договорились с главой Магнитогорска Евгением Тефтелевым, что вернусь назад. Я даже попрощался с коллективом в этот день, это было 23 апреля, почти четыре года назад. «Поляну» накрыл, сказал хорошие слова коллективу в 12 часов дня. А через полчаса мне звонят из областной администрации и говорят: «Приезжайте, подпишите контракт с новым губернатором».
Тефтелев мне сказал: «Оставайся здесь, будешь помогать Магнитке». Так и остался в качестве первого зама. Но все равно еще долго сомневался: «притрусь» ли к новой власти, новому правительству. А потом, когда уже полюбил Челябинск и область, у меня появились хорошие связи с главами городов, руководителями спорта на местах.
Когда понял, что я для людей что-то значу, что у меня есть авторитет, тогда осознал, что нужно бросать якорь в Челябинске. В 2013 году продал в Магнитогорске всю недвижимость и купил в Челябинске квартиру. Взял кредит, сделал ремонт и год назад мы переехали. 3 марта будет год, как я окончательно стал челябинцем.
— Вы часто и с удовольствием наведываетесь в Магнитогорск. У вас до сих пор остались особые отношения с этим городом?
— Там остались родители и друзья. В Магнитогорске меня многие знают, начиная от бабушек и заканчивая всеми тренерами. Когда приезжаю в город, дочь мне говорит: «С тобой невозможно на рынок сходить».
Горжусь, что я из Магнитогорска, люблю этот город, но люблю и Челябинск, у меня много друзей здесь и в других городах. Работа позволила мне плотно сотрудничать с Минспорта России. Все федеральные программы, подготовка спортсменов, работа с федерациями — это было на мне. Поэтому сейчас с Минспорта проблем нет. Все решается по одному звонку.
— Леонид Яковлевич, на Олимпиаду Южный Урал делегировал 17 спортсменов. Если не ошибаюсь, это четвертая по численности делегация в российской сборной. Сколько сил, старания пришлось приложить для подготовки южноуральских атлетов к Сочи?
— Считаю, что это логическое завершение той огромной работы, которая проходила в области последние лет восемь. За эти годы были созданы все условия для развития ведущих зимних видов спорта на Южном Урале — хоккея мужского и женского, конькобежного спорта, керлинга, фристайла. Появилась и соответствующая инфраструктура — построены ледовый дворец «Уральская молния», хоккейные арены в Челябинске и Магнитогорске, новые горнолыжные трассы. Открываются новые спортивные школы, растут тренерские кадры. Поэтому эти виды спорта и представлены на Олимпиаде.
Ничего просто так не делается. Уповать на случай — неправильно. Он может быть, может не быть. Если есть система, она рано или поздно даст результат.