Цзай цзянь, Пекин!

Цзай цзянь, Пекин!

Игры в Китае стали историей. Рекорды, голы, килограммы, медали - все зафиксировано статистикой, разложено по полочкам. Но кроме спортивных достижений олимпийский Пекин оставил массу других впечатлений.

Небоскребы, небоскребы...

То, что в Китае мало свободного пространства, становится понятно уже в воздухе, на борту самолета. Теоретически об этом знаешь, а практически все выглядит так: сверху видны бесконечные рисовые поля, залитые водой, городки, деревни, дороги, предприятия - все сливается в единый инфраструктурный ландшафт без малейшего просвета. Плотность жизненного пространства ощущается физически. Пригород Пекина - Тяньцзинь, в аэропорту которого приземлился наш самолет, насчитывает около пяти миллионов жителей. На ум невольно приходят родной Челябинск и его спутник - Копейск. Как говорят, почувствуйте разницу.

Пекин - город новый. Ни пятиэтажек, ни девятиэтажек, которыми заполнены российские города, здесь уже нет. Их просто снесли, как и большинство других старых строений. На их месте - небоскребы, причем все со своей индивидуальностью, ни один не похож на другой. А спортивные сооружения! Они стали украшением города. Думаю, с центральным стадионом "Птичье гнездо" мало что сравнится.

Современный Пекин - город европейский. Китайской экзотики крайне мало, сохранены лишь действительно уникальные памятники старины. Это плата за стремительное обновление столицы. Россияне, которые здесь живут уже давно, говорят, что город преобразился буквально за несколько лет. Еще три-четыре года назад его можно было назвать большой деревней.

Представление о прошлом пока еще можно получить: среди всего этого современного великолепия остались островки истории. Рядом с императорским дворцом и парком, который расположен возле центральной площади Пекина Тяньаньмынь, есть странная улица. Идешь по ней - ни домов, ни строений, лишь справа и слева сплошная каменная стена с множеством железных дверей. Любопытство пересилило: толкнул одну из них. К моему удивлению, она открылась, и взору предстала настоящая средневековая улочка шириной метра полтора. На ней играли дети, сушилось белье, из одноэтажных домиков пахло едой: И это в центре города! А с 15-го этажа нашей гостиницы были видны бревенчатые дома, которые пойдут под снос.

Не забыла городская власть и об инвалидах. В каждом переходе есть пандусы для колясок. Посередине пешеходных тротуаров находятся специальные дорожки, выложенные рельефной плиткой. Я долго не мог понять, для чего. Оказалось, для слепых пешеходов. Если идти по ним, нога ощущает рельеф плитки. С дороги точно не собьешься.

Огромную роль в изменениях сыграла, конечно, Олимпиада. Десятки миллиардов долларов были направлены на создание современной инфраструктуры Пекина. И, надо сказать, потрачены они с умом.

Дороги, которые не пересекаются

Прежде всего, поражают дороги. Мало того что качество покрытия великолепное, впечатляет продуманная организация движения транспорта. Машины почти не пересекаются в одной плоскости, для этого сделаны многоуровневые развязки. Да что говорить, в городе практически нет светофоров! На весь Пекин насчитал всего четыре автоматических регулятора движения (правда, надо учесть, что я был не во всех районах). Да и те показывают лишь прямо: поворотов направо и налево нет как таковых. На центральных проспектах отсутствуют двойные сплошные разделительные линии: их роль выполняют заграждения. Так что лихачи, если бы даже захотели, не могут выехать на встречную полосу. Пробки в нашем понимании, когда "мертво" стоишь в потоке, отсутствуют. В Пекине пробки, хотя и с малой скоростью, но движутся. Возможно, поэтому пекинские водители намного спокойнее российских.

За городом к услугам автомобилистов платные автобаны с не менее качественным покрытием. Очень удобна разметка скоростного режима. Ограничения размещены прямо на асфальтовом покрытии полос движения. Крайняя правая полоса предназначена для движения со скоростью 60 км/час, правая средняя - 80 км/час, левая средняя - 100 км/час, по левой крайней может ездить только транспорт с олимпийской символикой.

Любопытно поведение сотрудников китайской ГАИ. В отличие от российских коллег они не прячутся в кустах, а открыто стоят возле дороги, на машинах сверкают проблесковые маячки, чтобы было видно издалека. Цель - предупредить нарушение, а не зафиксировать уже случившееся.

Ну и, наконец, бензин, чтобы закончить автомобильную тему. Литр 97-го (аналог нашего 95-го) стоит 6,6 юаня (на российские деньги - 24 рубля). Литр 93-го (аналог 92-го) - 6,2 юаня (22,6 рубля). На рубль дешевле, чем в России. При этом Китай своей нефти не имеет.

Чаевые не берут

Как в Китае относятся к олимпийцам и болельщикам из России? Этот вопрос интересовал читателей нашей газеты. На него я уже отвечал, но в блокноте осталось еще очень много интересных фактов.

Особый разговор - местные таксисты. Я уже рассказывал, что объяснить им, куда надо ехать, очень сложно. Разговор превращается в какой-то театр абсурда. Во-первых, такое ощущение, что они даже китайский язык плохо знают, во-вторых, неважно ориентируются в Пекине. Меня вначале это просто поражало, а потом узнал, что большинство таксистов - неместные или бывшие велорикши. В Челябинске за такие деньги вас никто не повезет. Но рассчитываются здесь строго по счетчику. Сдачу сдадут с любой купюры до последнего юаня. Чаевых таксисты не берут. Как, впрочем, в ресторанах и гостиницах. Возможно, это указание сверху на время Олимпиады.

Велосипедистам в Пекине, похоже, никакие запреты не страшны. Впрочем, никто и не покушался на их свободу передвижения. Они казались вездесущими: даже на самых многолюдных проспектах можно было увидеть крутящих педали людей. Для их передвижения выделены специальные дорожки. Но велосипедисты не очень-то обращают внимание на ограничения, как и на автомобили. С абсолютно каменным лицом, не выражающим никаких эмоций, они внезапно появляются перед машиной, часто создавая аварийные ситуации.

Такие же экстремалы и пекинские велорикши. Их загнали в своего рода резервации, запретив появляться на центральных улицах. Прокатившись один раз на этом транспорте, я полностью поддерживаю такое решение пекинских властей. Даже на тихих улочках поездка на рикше сопряжена с мощным выбросом адреналина, что уж говорить о магистралях с интенсивным движением. При этом надо отдать должное: рикши - настоящие мастера своего нелегкого дела.

Как удалось проскочить на полной скорости нашему "водителю" между двумя автомобилями, где, казалось, и двум пешеходам не разойтись, ума не приложу. Ювелирная работа. Когда рикша доставил нас с коллегой до места назначения, мы переглянулись и не сговариваясь заплатили ему в полтора раза больше.

Во время Олимпиады мы удивлялись, почему в Пекине нет автомобилистов-частников. Или в Китае их принципиально нет? Оказалось, есть. Как только Игры завершились, на следующий же день появились предприимчивые люди, которые предлагали, причем весьма навязчиво, свои услуги. Стоимость их, как правило, была в два раза выше, чем на такси. Позже нам объяснили, что на время Олимпиады власти запретили частный извоз. Вот частники и исчезли. Все-таки китайцы законопослушный народ. В России запреты точно бы не подействовали.

цзай цзянь - до свидания

(Окончание следует)

Ozery-mebel.ru купить шкаф-купе в Озёрах .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318