Гроссмейстер Беликов: «В поддавки я не играю»
Челябинская область впервые принимает чемпионат мира по шашкам 64. Одним из его участников стал челябинский гроссмейстер Антон Беликов, удачно стартовавший в классической программе. С молодым шашистом наш корреспондент встретился в перерыве между турами прямо в игровом зале.
— Антон, я вижу, у вас хорошее настроение?
— Сегодня во втором туре я одержал победу над единственным представителем Африки на этом турнире Жерве Муангу из Конго. Партия сложилась для меня легко, соперник ниже классом, поэтому не испытал практически никаких проблем при реализации преимущества.
— Вы впервые принимаете участие в чемпионате мира?
— По современным шашкам впервые. Я участвовал в чемпионате мира, но по классическим, для меня более родным. Им я уделяю основное внимание.
— В чем отличие?
— Современные шашки — игра с начальной жеребьевкой дебюта. А в классических свободный выбор дебюта. Это сразу чувствуется. Спортсмены, которые играют именно в этот вид шашек, гораздо больше знают, натренированы, да и практика у них более обширна.
Если судить о чемпионате, а уже прошли два вида программы — молниеносная и быстрая, то по игре не скажешь, что я плохо выступал. Но проигрывал из-за недостатка практики и опыта, потому что не хватает понимания некоторых позиций.
— Шашки, с моей точки зрения, находятся в тени шахмат. О них мало говорят, мало пишут. Пиар не самая сильная сторона шашек. И все-таки вы выбрали именно этот вид спорта. Почему?
— То что шашки находятся в тени шахмат — это вы верно заметили. Шахматы больше разрекламированы, в прессе о них часто пишут, на телевидении они фигурируют. О шашках в газете промелькнет какая-нибудь строчка — и все. Почему выбрал шашки? Во-первых, моим первым тренером был мой отец Аркадий Геннадьевич. Он является мастером спорта по шашкам. И меня привлек к ним. А там уже вошел во вкус и связал свою судьбу с шашками.
— Многим вообще шашки кажутся скучными. Опять же аналогия с шахматами: там красивые комбинации, замыслы, интригующая борьба…
— Я с этим не согласен. Например, в шахматах я, как шашист, стратегию просто не понимаю. А как обычные люди могут увидеть красоту шахмат? Я не уверен, что покажи случайному прохожему комбинацию, даже легкую, он поймет, в чем вся идея. В шашках же все просто и наглядно. Двенадцать одинаковых фигур — шашек. И покажи людям, которые в первый раз смотрят на доску, комбинацию, они сразу видят ее красоту.
— Многие гроссмейстеры увлекаются различными интеллектуальными играми. Играют, в частности, в бридж, в преферанс. А вы увлекаетесь такими вещами?
— Я больше играю в покер, если имеется в виду карточные игры. Ради интереса, на любительском уровне. Карты — это просто развлечение, чтобы отвлечься от турниров. Но в то же время голова работает.
— В поддавки и в «Чапаева» играете?
— Нет-нет-нет. Ну, есть, конечно, любители поиграть в поддавки. Кстати, поддавки — это такой же вид спорта, как шашки, просто он еще менее раскручен. Я не особо большой фанат, в поддавки не играю. Есть основная цель, в ней я хочу добиться успеха. Не надо размениваться на всякие мелочи.
— Ну, в «Чапаева»-то сам Бог велел…
— Не-е-е-ет! (Смеется.) Почему-то, когда речь заходит о шашках, все сразу вспоминают про «Чапаева».
— Как поддерживаете физическую форму?
— Турниры идут с утра, после обеда можно пойти поиграть в футбол или в настольный теннис. Чтобы взбодриться. Потому что сидеть по шесть часов в сутки для здоровья вредно.
— А специальная физическая подготовка присутствует в вашем расписании при подготовке к турнирам?
— Пока молод, вроде этого не надо. Возможно, с возрастом такая необходимость появится.
— Вы кто по профессии?
— Инженер-технолог.
— Перед вами стоял выбор после окончания университета: работать по специальности или профессионально заниматься шашками?
— Стоял. После окончания Оренбургского университета пошел на завод по специальности. Три месяца до армии там отработал. Что сказать? Зарплата, конечно, на заводе не очень высокая. Поэтому смысла работать на предприятии я не видел. После армии выбрал шашки. Сегодня в той структуре, где я работаю (тренер-преподаватель в челябинской СДЮСШОР № 9 по шахматам и шашкам — Прим. авт.), меня все устраивает и финансовая составляющая тоже.
— Можно профессионалу заработать на жизнь исключительно шашками?
— Жить можно, но в отличие от шахмат, конечно, финансы у нас находятся на порядок ниже. В год проводится от силы пять-шесть турниров в мире с крупным призовым фондом для шашек. Такой, например, как сейчас в Челябинске.
— Сколько здесь призовой фонд?
— Двести тысяч рублей. Таких турниров пять-шесть, может быть, наберется. А так все в основном живут, как я. Помимо того, что играют в шашки, они еще работают в спортшколах или у кого-то свой бизнес. Кто как устроится. А тех, кто живет исключительно игрой в шашки, в мире наберется единицы.
— Почему переехали в Челябинск?
— Меня пригласил после армии в спортшколу, где я сейчас работаю, ее директор Евгений Николаев. Им нужен был молодой, квалифицированный шашист, гроссмейстер, который помогал бы здесь выводить детей на новый уровень. Чем сейчас и пытаюсь заниматься.
— Не жалеете?
— Я очень рад, что меня пригласили. Мне в Челябинске все нравится.
— Насколько я понимаю, что и шашечная школа в Челябинске достаточно сильная.
— Да. Челябинская команда в прошлом году стала чемпионом Европы. Челябинцы — постоянные призеры командных и личных первенств в России. Школа здесь — одна из лидеров в стране.
— К каким шашистам вы можете себя отнести, к какому стилю? Я опять по аналогии с шахматами, где есть шахматисты комбинационного, позиционного плана. К чему тяготеете вы?
— К позиционному стилю. Есть остроатакующие, агрессивные игроки, но мне больше по душе позиционная, выжидательная тактика.
— Не мытьем, так катаньем…
— Да. Соперника выматываю. Когда контроль — шесть часов на партию, к концу сиденья и постоянного напряга головы, всякое бывает. Тем более, когда турнир длинный, на первый план к концу турнира выходит уже не теоретическая подготовка, а физическая. Кто кого пересидит.
— Пока чаще вы?
— Пока да. Видимо, еще и возраст молодой сказывается. Силы есть.
— В шахматы можно долго играть, порой карьера шахматиста длится до самой пенсии. А как в шашках?
— Точно так же. У нас есть старейшина, который до сих пор играет, показывает достаточно высокие результаты как на российских соревнованиях, так и на международной арене. Это московский гроссмейстер Николай Абациев, ему уже за 70. В прошлом году стал первым обладателем шашечного «Оскара». В прошлом году команда Московской области стала чемпионом России. Он был в ее составе. Человек, на которого всегда можно опереться, не подведет. Настоящий титан, который уже больше 50 лет в шашках.
— Вы бы желали себе такой карьеры?
— Трудно загадывать так далеко. Если будут постоянные успехи, то да.