Андрей Назаров: «Я всегда лояльно относился к тем людям, которые дали мне возможность проявить себя»
Главный тренер «Трактора» после окончания сезона ответил на вопросы корреспондента MediaЗавод.ру.
— Андрей Викторович, почему команда столь неудачно провела плей-офф? Причем второй сезон подряд.
— Факторов много. Но основной — мы психологически оказались не готовы к игре на вылет. Была поставлена задача попасть в плей-офф и выглядеть достойно. Но видимо, когда ставится такая задача, то хоккеисты воспринимают это буквально. Мы попали в плей-офф, мы задачу выполнили. Что вы от нас еще хотите?
Психологически я такое настроение называю состоянием «летнего солнца». Такого легкого ожидания нового сезона, что я буду делать на следующий год. Но когда с таким настроем выходишь на игры в плей-офф, то неизбежны ошибки, которые соперник не прощает.
Да, мы собирались, мы хотели выиграть, но этого недостаточно. В каждой игре по одному человеку «вылетало», а это уже много для плей-офф. С другой стороны, это и тренерское упущение. Тренер всегда виноват, когда команда проигрывает. Мне надо было, наверное, с Нового года настраивать ребят, а не за месяц до начала плей-офф.
— Может быть, задачи надо ставить конкретнее?
— Задача должна быть такой — бороться за медали. И не надо скептически улыбаться. Такое, как показывает нынешний плей-офф, вполне возможно. Пример «Спартака» и «Авангарда» это подтверждает. Опять же я должен ставить задачи. Тут все сходится к тренеру, который доносит эту информацию до хоккеистов. Я бы не хотел всю вину свалить на игроков, они бились и старались, провели много ярких матчей, особенно в начале и середине сезона.
— Какие еще выводы вы сделали для себя из завершившегося сезона, в частности, плей-офф?
— Я уже говорил: буквально с Нового года надо игроков реально настраивать на плей-офф. Постоянно объяснять на собраниях, тренировках, подводить ребят к конкретной игре. Сегодня мы играем так, как в матчах на вылет. Без ошибок. Постоянно приближать с Нового года игру к формату плей-оффу. Она должна быть надежной, упрощенной и безошибочной. Даже, может, и счет не нужен красивый. Достаточно выиграть 1:0 или 2:1. Главное — без ошибок. Уже с Нового года подбирать сочетания игроков в пятерках.
Но и о болельщиках не надо забывать. Для них же играем. Какие-то матчи можно сыграть в открытый хоккей, с долей авантюризма, много забить. А вот под плей-офф надо игры «катать» без ошибок.
Ну опять же что такое игры на вылет? «Салават Юлаев» проиграл, СКА проиграл. Что, уфимцы или армейцы на плей-офф не настраивались? Это своего рода лотерея. В нее можешь выиграть, можешь не выиграть. На какую команду попадешь. Попадаешь на команду с чуть-чуть плохим настроением — выиграл.
— Показалось, что и физически команда выглядела не очень хорошо.
— Сказался календарь, и тут невозможно ничего сделать. Не в моих это силах. Четыре последних матча на выезде через день. Причем с сильными соперниками — ЦСКА, СКА, «Северсталь» и «Локомотив». И ровно через два дня у нас первая игра плей-офф в Мытищах.
— Может, все-таки календарь как-то составлять по-иному?
— А я как календарь составлю? В КХЛ есть люди, которые этим занимаются. Это не в моей компетенции. Вот по физической силе — это да. Но и хоккеисты — люди не железные. Они сыграли четыре игры за восемь дней. Два дня отдохнули с перелетами. Ты подумай, мы из Ярославля после последнего матча «регулярки» полетели в Челябинск. Дома полдня посидели, полетели в Москву на плей-офф. Там за два дня сыграли две встречи и вновь вернулись в Челябинск на третью игру. Команда устала.
— А может быть, следовало готовиться в Москве и не летать домой?
— Как сказать? Может быть, надо, а может, и не надо. На тот момент это казалось необходимым. Команда уже восемь дней была в поездке. Решили заехать домой, одежду поменять, на жен посмотреть, на детей. Вроде нормально. Честно, не понять, как лучше было сделать. После того, что случилось, легко рассуждать задним числом.
— Также показалось, что соперники изучили манеру игры «Трактора». И научились подстраиваться под вас. Будете ли вы изменять тактику команды?
— Кто научился бороться против нас? Никто. Просто это плей-офф. Мы забили всего два гола. У меня одна очень большая претензия к нападающим. Два гола за три матча! Тяжело играть в хоккей и выигрывать, если ты не забиваешь или забиваешь одну шайбу. Это нереально. Нападающие «Трактора» не сделали свою работу.
— Как оцениваете игру вратарей?
— Это, наверное, самый скользкий момент. Данила Алистратов в сезоне сыграл неплохо. И первую игру в Мытищах в плей-оффе, и вторую, кстати. Тяжело оценить игру вратаря. К примеру, Алистратов половину третьего матча плей-офф стоит «на ноль». Забей мы первыми — игра пошла бы в другом русле. Но если у нас нет голов, все равно голкипер пропустит. Играет дальше до ошибки, первая ошибка — игру проиграли. Вратарю тяжело, тем более когда ему 18 лет. Безусловно, Данила талантливый. Будет одним из сильнейших вратарей лиги. Это любой тренер скажет, это он сам уже доказал. Но когда команда не забивает, увы, он пока не может сыграть «на ноль».
— Владислав Фокин, Сергей Мыльников?
— Мыльников — третий, Фокин — второй. (Улыбается.)
— Какие изменения предстоят в команде?
— Ну, ты вопросы мне задаешь! Безусловно, человека три—четыре уйдет из команды. Это каждый год случается, у некоторых ребят не пошла игра. Сами можете догадаться, у кого. Не вписались в игру. Немножко не покатило. В другой команде получится. Придут новые. Новая кровь тоже нужна.
Но костяк команды сохранится. Я был бы плохим тренером, руководителем, если б я не попытался сохранить костяк команды. Особенно молодежь — Дадонова, Алистратова, Глинкина.
— Они все на контрактах?
— У Дадонова заканчивается. Будем предлагать новый.
— Легионеры как отыграли сезон?
— Гренье — удовлетворительно. Лакос — удовлетворительно, даже где-то хорошо. Дажене — удовлетворительно, несмотря на то, что 40 игр всего сыграл, 15 шайб забил. Ворел — травму получил в начале сезона, и оценить его игру сложно. Платил — местами хорошо, местами неуд. В среднем — удовлетворительно.
Понимаешь, для меня, как для тренера, попадание в плей-офф — это тоже результат. Мы заняли 12 место, то есть из 24 команд мы находимся в середине. А по бюджету — на 19—20. Назови эти цифры, чтобы у людей понимание было. Сколько мы тратим и чего мы получаем.
— Руководство «Трактора» надеется, что КХЛ в связи с кризисом примет его предложение в части контрактов хоккеистов, при котором большая часть зарплат выплачивается в виде бонусов.
— Руководство КХЛ думает не о «Тракторе». Оно думает о лиге в целом. На мой взгляд, если это предложение примут, то будет здорово для «Трактора». Для каких-то других команд это не пройдет. На сегодняшний день уже идет всеобщее понижение зарплат на 30—40 процентов.
— Тогда по иному вопрос. Нуждается ли нынешняя система зарплат хоккеистов в изменении? Вы бы хотели, чтобы большая часть зарплат выдавалась в виде бонусов и премий?
— Любой тренер скажет: да, потому что это рычаги воздействия на игроков, влияния на хоккеистов. Любой хоккеист скажет: нет, тренер нас будет душить.
— С другой стороны, у хоккеиста огромный контракт, а он сидит, лавку полирует, ему все равно, играет он или нет.
— А хоккеист скажет: я хочу играть, но тренеру не нравлюсь, и он меня не ставит. Ситуация о двух концах. Тут непонятно, что лучше. Но как показывает общий профессиональный спорт, хоккей — единственный вид спорта что в России, что в НХЛ, где гарантированные контракты. Футбол, американский футбол, бейсбол — все-все находится на бонусных системах.
— Есть информация, что у вас были предложения от команд олигархов.
— Сразу отвечу, что у меня контракт с «Трактором» еще на два года. Не знаю, как «Трактор» ко мне отнесется, но по крайней мере я всегда лояльно относился к тем людям, которые дали мне возможность проявить себя. Я подписывал нынешний контракт на три года без всяких оговорок, без всего, без денежных выкрутасов всевозможных. Еще два года, если «Трактор» посчитает, что я ему нужен, я отработаю без проблем.