Футбольный клуб «Челябинск» научат зарабатывать

Футбольный клуб «Челябинск» научат зарабатывать

Скоро начинается новый футбольный сезон в нашей Урало-Поволжской зоне. Для челябинской команды предстоящий чемпионат будет необычным. Во-первых, из-за смены названия, а во-вторых, потому что при клубе появилась совершенно новая структура, призванная поднять «Челябинск» на иной уровень.

Межсезонье, недостаток финансирования клуба, низкий уровень информационного освещения в СМИ — все это порождает миф о том, что футбола в городе нет. Однако, несмотря ни на что, в этом году профессиональный футбол в Челябинске намерен выйти на новый уровень, и перемены уже начались.

Клуб сменил название с привычного слуху «Зенит» на патриотичное «Челябинск». Причем столь серьезный шаг был сделан не в угоду сиюминутным желаниям — к переименованию подошли взвешенно, с прицелом на здоровые амбиции и перспективы роста (в том числе финансовые) клуба.

Помочь ФК уже в ближайшем будущем стать грозной силой призвана недавно организованная компания «Уральское коммерческое объединение содействия развитию футбола „Партнер“», созданная при содействии руководства клуба «Челябинск», городского управления по физической культуре и спорту и нескольких местных бизнесменов для организации качественной работы в сфере коммерческого развития футбола. О том, что это за «Партнер», рассказал его президент Сергей Жигала.

Сергей, что привело вас в челябинский футбол? Почему за 20 лет существования у клуба не было потребности в ваших услугах, и что они из себя представляют?

— В России почти весь футбол является дотационным — это наследие досталось нам еще от Советского Союза. Клубы были закреплены за определенными ведомствами, которые и осуществляли их финансирование. После развала Союза схема во многом сохранилась, только роль содержателей команд взяли на себя либо областные и муниципальные власти, либо индивидуальные бизнесмены. При этом руководители клубов привыкли расходовать средства, не задумываясь об эффективности.

Наша местная профессиональная команда, финансируемая из бюджета города и области, в деньгах никогда не купалась, и скромный даже по меркам второго дивизиона бюджет расходовался всегда более или менее эффективно.

Сегодня в условиях финансового кризиса повсюду начались разговоры о том, что скоро все спонсируемые за счет «нефтяных» денег клубы лопнут, словно мыльные пузыри. Между тем самые практичные и дальновидные руководители все больше обращают свои взоры к Англии, где успешно внедряются бизнес-схемы, позволяющие клубу зарабатывать самостоятельно. Именно с целью научить клуб зарабатывать деньги и была создана наша компания.

Вы считаете, что российских условиях это реально?

— В той же Англии последствия кризиса футбольные клубы ощутили в меньшей степени, чем в любой другой стране. А все потому, что их доходная часть стоит на трех китах: продаже телетрансляций, реализации билетов, а также коммерческих поступлений, к которым можно отнести деньги от спонсоров и от продажи атрибутики.

Что касается трансляций, то с этим во всей России пока большие проблемы. Взять тот же «НТВ+». Канал только пытается ввести систему, при которой клуб будет получать за показ матчей приличные деньги. Пока же по суммам контрактов наш чемпионат не сравнить с любым более-менее развитым европейским. При всем при этом развитие такой системы еще и тормозится правительством, поскольку основная масса населения может лишиться возможности смотреть футбол, так как доля владельцев спутниковых каналов пока еще очень низка. В общем, это система недалекого будущего и пока мечтать о продаже «картинки» наш клуб не может. Более того, местное телевидение не готово транслировать матчи даже бесплатно — требует за это деньги от клуба.

А какова ситуация с остальными двумя «китами»?

— Вот здесь мы как раз и планируем развернуть нашу деятельность. Ввиду того, что клубы не стремятся заработать на билетах, взаимодействию с болельщиками в нашей стране не уделяется должного внимания. А то и вовсе им отводится роль неизбежного явления, приносящего одну головную боль. Драки на стадионах, пьяные представители рабочих кварталов — вот те стереотипы, которые повелевают умами любого среднестатистического жителя города, ни разу не присутствовавшего на стадионе.

Но ведь есть и такие.

— Безусловно. Но большинство — нормальные болельщики, настоящие. Такие для нас не проблема, а двигатель всей деятельности. Они придают клубу политический и социальный вес. Только за счет их активности клуб сможет шагнуть на новую ступень развития, а не сгинуть с футбольной карты России. В прошлом сезоне на игру команды приходило в среднем по тысяче человек. Это один из самых низких показателей в нашем дивизионе. При этом стадион, на котором проводятся игры, по замыслу один из лучших в России. К сожалению, администрация города никак не может найти средства на завершение его строительства. Но даже в этом сезоне мы сможем принять до пяти-шести тысяч болельщиков в комфортных условиях. Иллюстрацией моих слов может служить и челябинский «Спартак», выступавший в сезоне-2005 в первой лиге. Призываю всех горожан: приходите на футбол, и вы прекрасно проведете время в комфортной и безопасной обстановке, устроив себе и своей семье маленький праздник. К тому же поход на стадион обойдется вам дешевле семейного похода в кинотеатр.

Вы уже начали работу с болельщиками?

— Да, в вузах города расклеены объявления о создании официального фан-клуба ФК «Челябинск», в который может вступить любой желающий. Кроме того, ранее у клуба практически не была поставлена работа с прессой. Сегодня на базе «Партнера» мы по сути открываем полноценную пресс-службу ФК, которая поможет журналистам в освещении клубных дел. А «четвертая власть» в свою очередь, надеемся, поможет нам в работе с болельщиками.

Кто на сегодняшний день является спонсором клуба?

— Помимо основных спонсоров — областной и городской администрации, помощь клубу оказывает и попечительский совет, в который входят ряд компаний и весьма известных в городе людей. Но они не любят афишировать свою деятельность, являясь скорее меценатами и помогая по большей части не только клубу, но и детским футбольным школам.

Наша задача — привлечь в клуб спонсоров в классическом понимании этого слова. При этом спонсорская поддержка подразумевает и маркетинговую отдачу. Сегодня клуб, благодаря созданной коммерческой структуре, готов к полноценным рыночным отношениям. В большинстве своем потенциальные спонсоры не доверяют средства, в том числе, потому что опасаются нецелевого расходования средств. Мы же готовы представить людям не только полную отчетность по каждому рублю, вложенному в клуб, но и конкретную отдачу в виде рекламы.

У нас есть несколько программ, которые требуют финансовых вливаний, они касаются как материально-технической базы клуба, так и детских футбольных академий. Так вот, если вложить деньги в программу «Автобус любимому клубу!», по городу и всему Уралу будет разъезжать, привлекая всеобщее внимание, красивый фирменный автобус с логотипом не только клуба, но и спонсора.

Но самой масштабной — как по финансированию, так и по объему работы — является программа «Аванс футболу». Ее цель — до отказа заполнить чашу стадиона «Центральный» челябинскими футбольными болельщиками.

Считаю, что город-миллионник, в котором столько крупных предприятий, просто обязан иметь клуб хотя бы первого дивизиона.

Виталий Мута, президент «ФК «Челябинск»

— Мы рады появлению при клубе такого объединения, как «Партнер». Там собрались молодые амбициозные ребята, которые способны помочь клубу. Причем перед ними никто не ставит цели во что бы то ни стало помочь ФК финансово. Главная их задача — построить работу с прессой и болельщиками. Раньше эти пласты были у нас практически не охвачены. Не знаю, как у них получится, но то, что появление такой структуры для клуба безусловный плюс, могу сказать точно.



Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


мужские руки на час в Екатеринбурге
VK31226318