Мы покататься приехали!
«Мы покататься приехали!» Такую фразу весело бросил штурман одного экипажа, выступающего на трофи-монстре «Вишенке»,переделанной до неузнаваемости «Ниве 2121». Эти слова были ответом на опасения пилота, что фотокадр взятия зачетной точки не удался. Затем спортсмены непринужденно, в течение каких-то пятнадцати минут, взяли еще одну довольно сложную для стороннего наблюдателя точку. Но не для них. И на этом мы с ними попрощались. Колоритный трофи-прототип неожиданно быстро умчался по разбитой лесовозной колее вглубь леса на поиски следующих точек.
А началось все в базовом лагере, расположившемся на поляне у водохранилища под поселком Слюдорудник. Именно в этом районе был организован старт третьей Уральской серии внедорожных соревнований трофи-ориентирования «Старые дороги- 2009», проводившегося с 10 по 12 июля. Участникам соревнований предлагалось избороздить окрестные леса, болота и горы в поисках зачетных точек, и намотать на супервысокопрофильные колеса своих проходимцев более 100 км по сильно пересеченной местности. На трофи собралось 41 экипаж из разных городов Челябинской, Свердловской области, а так же из Республики Башкортастан. Джиперы добирались до лагеря кто своим ходом, а кто вез свои болиды на фурах или автовозах. На берегу водоема была замечена мобильная баня-грузовик ЗИЛ с кунгом-баней!
Примечательно, что приехали участники с женами, детьми, друзьями, что придало мероприятию очень теплую семейную атмосферу, которую мы сразу ощутили, прибыв в лагерь на второй день накануне старта- все люди в позитивном настроении, улыбались, охотно позировали для фото. Да и погода была как по заказу - если накануне было пасмурно и ветрено, то на самой гонке появилось солнце, тучи разошлись, настало лето. В общем самый настоящий маленький праздник на природе! Только большое количество лифтованных джипов намекало, что будет что-то очень интересное.
Что такое трофи?
А теперь расскажу подробнее про сам повод, ради которого все здесь собрались - собственно про трофи-ориентирование. Трофи-ориентирование на сегодняшний день является самым популярным форматом проведения подобных внедорожных соревнований и представляет собой поиск точек при помощи GPS навигатора. На мой взгляд, это дает самое оптимальное размещение на конкретной территории определенного количества экипажей на автомобилях самого разного уровня подготовки.
Организаторы в период подготовки соревнований постарались на славу. Трофи-ориентирование «Старые дороги 2009» проводилось действительно по старым лесным дорогам, иногда пожарозащитным просекам, иногда по горным тропам, иногда по лесовозным колеям. Понятно, что участие в таком соревновании предъявляет особые требования к соответствующему уровню подготовки как автомобиля, так и водительских навыков у пилота и штурманских - у штурмана. К счастью, зачетные точки отличались друг от друга по сложности, и стандартным Нивам не требовалось преодолевать броды по лобовое стекло, чтобы добраться до точки в центре болота. Эту участь организаторы любезно приберегли для классов «Спорт» и «Открытый».
За полчаса перед стартом участники собрались на брифинг, где им были выданы карты со спутниковыми координатами зачетных точек. Затем началась работа штурманов - надо внести все координаты точек в бортовые навигаторы автомобилей. Первым на старт пригласили класс «Стандарт». В данный зачетный класс заявилось 14 участников. Техника была представлена в основном Нивами, и УАЗами, плюс пара Шевроле Нива, и один нестареющий ветеран ГАЗ 69.
После «Стандарта» судьи старта принялись выпускать на старые дороги участников зачетного класса «Туризм», вместившем в себя 7 экипажей на Нивах и УАЗах. Класс «Экстрим» так же состоял из 7 подготовленных к покорению бездорожья УАЗов. В классе «Спорт» участвовало 9 экипажей на УАЗах. Самый технически модифицированный зачетный класс «Открытый» подразумевал полное отсутствие ограничений по доработке автомобилей. Поэтому туда попали «Таврия» на уазовских агрегатах, «Вишенка» (оборудованная мостами от УАЗа и обрезанная для облегчения веса Нива), УАЗ, который было уже не узнать в обличьи «Котлеты», а так же серьезно обрезанная для снижения веса TLC 80. Таким образом, последними лагерь покинули самые навороченные участники «Старых дорог».
На "вишенках" и котлетах" по лестницам
Итак, точки были расставлены с учетом степени подготовки участников, располагались они практически у самой дороги (как мы помним старой), но вот последние 30- 40 метров были, как назло, непроходимые. То что и требовалось для таких соревнований! От экипажей требовалось по GPS навигатору найти как можно больше точек (как правило, это были деревья, на которых краской был нанесен номер точки). Затем необходимо подъехать к точке и сфотографироваться, причем не просто так сфотографироваться - критерием удачной фотосессии является наличие в кадре автомобиля с четко видимым стартовым номером или госномером, члена экипажа и дерева с точкой, причем, одной рукой участник должен касаться автомобиля, а другой - самой точки. Ну и обязательное условие - наличие радостной улыбки на счастливом лице спортсмена, стоящего по пояс в болоте и медленно погружающегося глубже в процессе съемки!
Своё знакомство с трофи мы начали с базового лагеря. Там мы встретились с организаторами, которые любезно выделили нам карту со списком точек, за что им огромная благодарность. Быстренько забив ближайшие точки в наш навигатор, мы выехали на поиски с целью застать на подступах к ним спортсменов.
Точка 63. Последняя точка в списке, но не последняя по сложности. Для «Стандарта» не предназначалась - это я понял сразу, как только увидел ее.
Находилась точка в пяти метрах от дороги и на столько же ниже ее - в старом пересохшем канале, на огромных бетонных ступенях- перекатах. Точка была нарисована на центральной ступени этой гигантской лестницы. Сразу же стало любопытно - кто же сможет взять эту точку?!
Долго фантазировать на эту тему не пришлось - за поворотом послышался рев двигателей и шум от зубастых покрышек. К нам приближалось что-то очень серьезное. Через пару секунд в клубах пыли на нас стремительно выскочили две колесницы бездорожья! Это были экипажи из Башкирии, выступающие на прототипах чемпионского уровня подготовки. В одном из них еще угадывались черты Нивы - знаменитая «Вишенка» на уазовских портальных мостах. А другой был классической «котлетой»- с нуля построенный покоритель бездорожья, с обшитой алюминиевыми панелями пространственной рамой, прочной и легкой. Вторые водители оперативно выскочили из машин и отправились на разведку оптимальной траектории движения. По рации пилоту «Вишенки» были даны указания, и он первым съехал в канал. За ним последовал второй прототип. Проскакав по ступеням, машина остановилась у точки, пилот сфотографировал своего штурмана и потихоньку выехал назад со ступенек.
Затем развернулся в канале, объехал «котлету» и отправился назад к въезду в этот канал, который для него теперь стал выездом. Но выездом весьма коварным! С правой стороны его поджидала ступенька метровой высоты. Попытавшись перепрыгнуть ее с разгону, пилот поставил «Вишенку» на дыбки - как мотоцикл! Правое переднее колесо взмыло в воздух на два метра! Но все же преодолеть такое препятствие не получилось. Настал черед лебедки. Штурман размотал трос, прицепил к дереву, и машина вытянулась из коварной ямы.
Пока экипаж «Вишенки» упражнялся с лебедкой, экипаж «котлеты» расправился с бетонными ступеньками и тоже подъехал к выходу. Благодаря тому, что Нива в момент пробуксовки подрыла ступеньку, выход стал немного проще, чем попытался воспользоваться пилот «котлеты». Но он, несмотря на огромные хода подвески, попал в живописное диагональное вывешивание! Можно было, включив блокировки дифференциалов, попробовать все-таки выпрыгнуть из ямы, но экипаж принял благоразумное решение не рвать трансмиссию и вытянуться на лебедке.
После успешного взятия 63 точки дуэт трофи-прототипов помчался далее к расположенной в 300 метрах точке 31. Она представляла собой яму с грязью, через которую надо было проехать, чтобы добраться к отмеченному дереву и сфотографироваться с точкой. Взятие такого препятствия для «Вишенки» и «котлеты» серьезного труда не составило, управились они с ним довольно быстро, даже не используя лебедку, и отправились искать новые приключения на задний мост своих автомобилей. А в округе тем временем наступила тишина… Даже не верилось, что в окрестных лесах рыщут в поисках зачетных точек более 40 внедорожников!
По итогам трофи-ориентирования места в зачетных классах распределились следующим образом:
«Стандарт»
1 место Еремеев, Еремеев (УАЗ, Екатеринбург);
2 место Дубленных, Павлова (УАЗ, Березовский);
3 место Катышев, Вороньков (УАЗ, В.Тагил).
«Туризм»
1 место Куршпель, Головинов (Сузуки);
2 место Обухов, Обухов (ВАЗ 2121, Троицк);
3 место Ряднов, Кичигин (ВАЗ 2121 Новоуральск).
«Экстрим»
1 место Невзоров, Жук (ГАЗ 69, Екатеринбург);
2 место Глебов, Чуешов (УАЗ, Екатеринбург);
3 место Соколов, Сукин (УАЗ, Екатеринбург).
«Спорт»
1 место Медведев, Медведев (УАЗ, Б.Брусяны);
2 место Покуленко, Татаржинский (УАЗ, Троицк);
3 место Плаксин, Коптелов (УАЗ, Екатеринбург).
«Открытый»
1 место Петров, Шаймарданов (УАЗ, Давлеканово);
2 место Павлуткин, Набиуллин (ВАЗ 2121 «Вишенка», Уфа);
3 место Митрофанов, Стародумов (TLC, Уфа).