Стартовал на лыжах из бочонка
Олимпийский чемпион по биатлону Владимир Гундарцев заниматься спортом начал в родной Сатке.
Со знаменитым уроженцем Сатки Владимиром Гундарцевым, взявшим золото в эстафете на биатлонной олимпийской дистанции в Гренобле в 1968 году, я пыталась встретиться давно. Но приезды москвича в родной город настолько коротки, что застать его здесь почти невозможно. Вот и в декабре 2009 года наша короткая встреча с уральским богатырем состоялась лишь по счастливой случайности.
Надо отдать должное Владимиру Ильичу: кроме завидных природных данных у него хорошо подвешен язык. Знаменитый биатлонист - замечательный рассказчик. О спортивных баталиях может говорить сочно, в красках, с характерными деталями и подробностями, что выдает в нем яркую личность. Его бы слушать и слушать!
Я попросила знаменитого спортсмена рассказать о первых шагах в спорте высоких достижений.
Тренировки на траве
В свои шесть с половиной десятков лет знаменитый биатлонист не утратил богатырского сложения. Мышечную массу Владимир Гундарцев наработал с самого детства. И не в спортзалах на силовых снарядах, а под открытым небом с вилами и косой-литовкой наперевес. Семья Гундарцевых жила на разъезде «32-й километр» недалеко от Сатки. Родители будущего олимпийского чемпиона были простыми людьми: мать Евдокия Митрофановна и отец Илья Герасимович работали на железной дороге. Детишек было пятеро, зарплаты на жизнь не хватало.
Как и большинство саткинцев, ютившихся в частных домишках, семья держала всяческую живность - корову, овец, свиней, кур. Лето, как водится, - пора заготовки сена. С раннего утреца, пока не сошла обильная роса, отец с сыном отправлялись на косьбу. Работа тяжелая, изнурительная, требует не только грубой физической силы, но и недетской сноровки. Заготовка сена выматывала даже здоровенных мужиков, но малец не уступал родителю.
- Отец мне говорил: «Давай покурим», отдохнем то есть. А я ему: «Нет». Мне как-то привычнее без перекура, - вспоминает Владимир Ильич. - Вечером ужинал - и на танцы до утра. Срочную службу я проходил в Москве, в правительственной дивизии. Смотрю однажды: мужик косит бурьян возле базы. Я ему: «Дай покосить». А он: «А ты сумеешь?» Взял я литовку и давай валить траву, только свист стоял. По-нашему, по-уральски.
- Но с тех пор вы стали москвичом?
- Никогда себя москвичом не считал. Просто живу в столице. А родина моя здесь, в Сатке, как и все корни.
Клубок километров
Свой километраж по зимнему снегу Владимир Гундарцев начал наматывать с пятого класса. Разъезд, на котором жила семья, находился в четырех километрах от Сатки. Школа там была только начальная, то есть до четвертого класса. Дорогу в семилетку приходилось одолевать пешком. Туда и обратно - восемь километров, и так каждый день. Зимой натоптанную тропинку заносило порой так, что, шагнув в сторону, можно было очутиться по уши в колючем снежном болоте. В такой ситуации хороши охотничьи лыжи. Но время было послевоенное - не до жиру. Какие там лыжи! В семье пятеро детишек. Родителям бы прокормить такую ораву да одежку с обувкой справить.
А на лыжах кататься очень хотелось. Вот четверо братьев-сорванцов и нашли выход по известной схеме голь на выдумки хитра.
- Разломали бочку, - вспоминает Гундарцев, - приладили ремни к валенкам - и вперед.
Влетело, конечно, от отца по первое число. К тому же на полукруглых дощечках, добытых из бочонка, далеко не уедешь: в снегу они проваливались, а на склоне были неустойчивы.
Правда, равновесие при помощи таких нескладных спортивных снарядов выработалось отменное.
В школе тем временем организовали лыжную секцию, закупили инвентарь. Записался в нее и Володя Гундарцев. К тому моменту паренек уже крепко стоял на импровизированных лыжах. А надев настоящие, удивил своего первого тренера Геннадия Ивановича Стрыгина.
Отец Владимира не приветствовал увлечение сына спортом, хотя он занимался на казенных лыжах. Дело в том, что валенки он снашивал намного быстрее, а справлять ему новые родителям было не по карману. Но вскоре Илья Герасимович перестал ворчать, разрешив сыну заниматься спортом.
Коренной поворот
Как подметил Владимир, поворот на 180 градусов случился у отца после того, как старший сын пришел на побывку из армии. За время службы Анатолий стал перворазрядником в спортивной гимнастике. Удивлял родных тем, что по дому ходил на руках. Видно, он убедил отца, что физическая подготовка пригодится Володе в армейской жизни.
Поступив в ремесленное училище, перспективный спортсмен Владимир Гундарцев продолжил заниматься в лыжной секции уже с родительского благословения. В армию пошел, имея первый взрослый разряд по лыжным гонкам. Его сразу взяли в сборную части.
- На службе я подтянул стрельбу, нас постоянно вывозили на стрелковую базу в Мытищи. И здесь мне здорово повезло с тренером. Попал в руки к Григорию Максимовичу Лузину.
Он сам - великий стрелок и мог увлечь этим делом любого, - вспоминает Владимир Ильич.
В армии спортивная карьера Владимира Гундарцева резко пошла в гору. По итогам зимнего сезона 1964-1965 годов он попал в сборную команду «Динамо-Москва», затем стал мастером спорта, его включили в состав сборной команды страны. В следующем сезоне он взял «бронзу» на своем первом чемпионате мира, проходившем в Гарнел-Парке (ФРГ). Впечатления от того чемпионата свежи в его памяти, будто вчерашние. Запомнилась скорее не сама борьба, а сырость, туман, насыпная лыжня и толчки палок о талую землю. У остальных участников команды из-за сложных погодных условий в тот раз как-то не сложилось.
- Когда я вошел в олимпийскую сборную, моя мама выписала газету «Советский спорт». Чтобы узнать обо мне очередные новости, она шла к соседям и просила их прочесть заметку. Сама она была малограмотной и читать как следует так и не научилась.
- Что пожелаете юным землякам?
- Молодежи я бы посоветовал заниматься физкультурой. Спорт здоровья не прибавляет. Расскажу один эпизод. Как-то я поддерживал на дистанции Александра Тихонова (четырехкратного олимпийского чемпиона. - Прим. автора). Было подсчитано, что если он обойдет соперника, мы выиграем. Он пришел первым, но на финише толкнулся и «поплыл» - упал мне на руки без сознания. Меня и самого врачи всю жизнь лечат, а вылечить не могут, разве что снимают уколами на время боль. Биатлон въелся в суставы. Но я никогда не жалел, что связал свою жизнь со спортом.
Досье
Владимир Ильич Гундарцев родился 13 декабря 1944 года на разъезде «32-й километр» близ Сатки в многодетной рабочей семье. Живет в Москве. Спортсмен-биатлонист, подполковник. Мастер спорта СССР (1965). Мастер спорта международного класса (1966). Бронзовый призер на дистанции 20 километров чемпионата мира 1966 года (Германия). Чемпион СССР (1966-1967 годы). Олимпийский чемпион по биатлону в эстафетной гонке (Гренобль-1968). Серебряный призер чемпионата СССР (1968-1969). Чемпион мира в биатлонной эстафете 1969 года в Закопане (Польша). Заслуженный тренер России (1992).
В Сатке окончил семилетку, ремесленное училище № 8, до службы в Армии работал электриком на комбинате «Магнезит». Служил в Москве в правительственной дивизии МВД. С 1964 года начал заниматься биатлоном у тренеров В. Н. Бутина, Г.М. Лузина, А.В. Привалова. В 1965 году был включен в сборную команду СССР по биатлону.
В 1969 году Владимир Гундарцев оставил большой спорт по состоянию здоровья и приступил к тренерской работе. Окончил школу тренеров при Московском институте физкультуры. В 1974-1989 годах - тренер центрального совета «Динамо». В 1989-1995 годах - тренер сборной команды страны. В 1969 году был награжден медалью «За трудовое отличие». Среди его учеников - олимпийские чемпионы Евгений Редькин и Юрий Кошкаров.
В Сатке ежегодно проводятся лыжные гонки на приз Владимира Гундарцева для детей младшего школьного возраста, живущих в Уральском федеральном округе. В 2009 году знаменитому саткинцу присвоено звание «Почетный гражданин города».