И в керлинге, и в жизни все должно быть чисто
Двукратные чемпионы мира среди смешанных пар Тоуни Мюллер и Айрин Скори претендуют на «золото» в Челябинске.
Накануне финальных игр бронзовый призер Олимпиады-2010 в Ванкувере Тоуни Мюллер дал эксклюзивное интервью «Челябинскому рабочему».
Молодой и очень перспективный швейцарский керлингист – точный и расчетливый на льду, в жизни – улыбчивый кудрявый парень с глубоким взглядом голубых глаз и интересной личной философией.
Тоуни, как настроение, нравится ли вам в Челябинске?
Все отлично! В «Уральской молнии» потрясающая ледовая арена. 14 дорожек! Чемпионат организован на очень высоком уровне. Мы вовремя получаем всю необходимую информацию, и условия созданы комфортные: есть даже специальный транспорт от отеля до арены и обратно. Это приятно. Очень впечатлила церемония открытия, было здорово увидеть и услышать традиционные русские танцы и песни – особенно понравилась «Катюша», яркие народные костюмы. В России я впервые, так что вдвойне интересно поближе познакомиться с культурой великой страны. И город ваш замечательный, правда, немного грязный.
Челябинские улицы не сравнятся со швейцарскими по чистоте…
Да, в наших городах очень чисто. Ну, мы просто фанаты совершенства. Но в целом мне все нравится в Челябинске, ведь приветливая атмосфера важнее небольшой грязи на улицах.
Зато русские очень гостеприимны.
Точно! Я встречался на международных соревнованиях с российскими керлингистами, и они производили приятное впечатление… Кстати, я много слышал о вашем традиционном алкогольном напитке…
Водка? Вы уже пробовали?
Нет (Смеется). Но может быть, выпьем немного в последний вечер. Если выиграем чемпионат.
Отличается ли лед «Уральской молнии» от олимпийского покрытия в Ванкувере, заливал-то их один и тот же айсмейкер.
Нет, здесь лед такой же отличный, как на Олимпиаде-2010. Один из лучших в моей карьере. Ханс Вутрич великий специалист, здорово, что Челябинск попросил помощи именно у него.
Вы вернулись с первой в своей жизни Олимпиады с бронзовыми медалями. Неплохой старт для молодого спортсмена.
Для меня было большой честью выйти на ванкуверский лед вместе с прославленными атлетами из разных стран. Я наслаждался каждым моментом Олимпиады. Канадцы очень любят керлинг, так что они обеспечивали горячую поддержку на трибунах. И вне арены. Всякий раз, когда мы едем в Канаду – причем неважно на олимпийские или юниорские соревнования, – уверены, что там нас примут как больших друзей.
А в Швейцарии керлинг также популярен? Слышала, что вашу страну называют законодателем моды в этом виде спорта.
Да? (Улыбается). Ну, это отчасти правда. Керлинг в Швейцарии действительно очень распространен. И он продолжает набирать популярность. Сейчас у нас 8 тысяч керлингистов, свыше сорока ледовых дворцов, где можно заниматься. Но лидерами европейского керлинга остаются Швеция и Норвегия.
Сколько лет вы уже занимаетесь керлингом?
17 лет, начал в раннем детстве. Уже 14 лет работаю с одним тренером, безусловно, он часть моего успеха. Три последних сезона были особенно напряженными, я ничем кроме керлинга не занимался. Прошлой зимой, когда готовились к Олимпиаде, тренировки проходили ежедневно при обычной норме – 2-4 раза в неделю.
А где вы тренируетесь?
В Берне, швейцарской столице, я сейчас живу там. Ледовая арена в 10 минутах ходьбы от моего дома. Там очень хорошие условия для тренировки.
Получается, вы живете только керлингом?
О, нет… Конечно, спорт – огромная часть моей жизни. Но, понимаете, заработать деньги в керлинге невозможно. По крайней мере, в Швейцарии. Хорошо, когда есть спонсоры, которые оплачивают питание, проживание в отелях во время соревнований. Получается, я не трачу личные сбережения, но и не получаю никаких денежных вознаграждений.
У вас есть и другое ремесло?
Да, я инженер-механик. В межсезонье работаю в промышленности на производстве обучающего оборудования.
Керлинг – игра для умных и сообразительных, вы согласны?
Ну, думаю, эти качества важны для скипа – капитана команды, который определяет тактику. От остальных игроков этого никто не требует. Они лишь часть стратегии скипа. Им просто нужно быть хорошими атлетами и свиперами («свипер» – игрок, натирающий лед перед скользящим камнем для коррекции скорости и траектории его движения – Прим. ред.). В керлинге, как и в любом деле, без таланта и усердия успеха не добьешься.
В России принято больше доверять керлингистам, умудренным возрастом. Считается, что играют они лучше молодежи.
Ну это верно. В Швейцарии, например, уровень игры мужской и юниорской сборной очень сильно отличаются. Даже если юный спортсмен – лидер в своей лиге, то во взрослой у него нет шанса на победу. Но есть возможность расти! И ему всячески помогают. Пять лет назад я тоже был юниором, а сейчас член олимпийской сборной.
Посмотришь на керлингистов во время игры, они всегда задумчивые, серьезные. Вы и ваша партнерша Айрин тоже не эмоциональны на льду?
Эмоциональны, но не чересчур. Есть среди моих партнеров по национальной сборной и весьма горячие парни. Да на самом деле это не так важно. Так повелось, что в керлинге соперники с уважением следят за игрой друг друга, не кричат, не дерутся, как в хоккее, например. Наш вид спорта очень спокойный.
А какая роль отводится судьям?
Небольшая. Они наблюдают за спортсменами, смотрят, чтобы бросок камня был совершен по правилам – до синей линии. Вмешиваются, если возникает спорная ситуация.
Значит, в керлинге нет опасности нечестного судейства, как, например, в фигурном катании?
К счастью, нет. На мой взгляд, нехорошо, когда исход турнира зависит от субъективных оценок судей. В Ванкувере ходило много толков о противоречивом распределении медалей в фигурном катании. В соревнованиях девушек-одиночниц был один досадный случай: «бронзу» отдали канадской спортсменке, хотя всем было очевидно, что ее ближайшая оппонентка, ставшая четвертой, намного сильнее.
Как сложился ваш дуэт с Айрин?
Мы играем вместе третий год. До этого даже не были знакомы. Получилось забавно: в 2008 году я был квалифицирован на чемпионат среди смешанных пар вместе с Мирьям Отт, скипом женской национальной сборной. Но она не смогла поехать, поскольку должна была участвовать в женском мировом первенстве. Так, со мной отправилась Айрин. И как видите, наш дуэт сложился удачно – мы сразу стали победителями.
Русские часто в шутку сравнивают керлинг с мытьем полов, вроде как и снаряды схожие. Керлингисты любят убираться дома?
Да! (Смеется). Я сам поддерживаю порядок в квартире, люблю, когда вокруг чистота. В Швейцарии ходят такие же шутки: если я говорю кому-то, что занимаюсь керлингом, они тут же со смехом отмечают «А, знаем-знаем, вы чистите дорожки». Много лет назад спортсмены использовали для коррекции хода камня настоящие метлы из кукурузы. Но они оставляли на льду много соринок, портили игру, поэтому решено было отказаться от них. Современных айс-мейкеров использование таких метелок повергло бы в шок.
Вы с Айрин два раза подряд выигрывали мировое первенство среди смешанных пар. Тяжело участвовать в чемпионате, когда все ждут от вас повторения успеха?
Ну, во-первых, нынешний турнир не похож на предыдущие: сильные пары из Шотландии, Швеции не попали в Челябинск из-за вулкана. Конечно, мы с Айрин приложим все усилия для новой победы, но если проиграем, это не будет для нас крахом. Кстати, благодаря тому, что команды-фавориты не приехали, появился шанс у других стран пробиться в полуфинал. Например, Испании, они отлично выступают в Челябинске.
Тоуни Мюллер. Родился 10 мая 1984 года в Швейцарии. Рост 184 см. Член национальной олимпийской сборной по керлингу. Достижения: бронзовый призер Олимпиады-2010 в Ванкувере, серебряный призер
Чемпионата мира для юниоров 2004 года и Чемпионата Европы 2009 года, чемпион мира среди смешанных пар 2008 и 2009 годов.