Олимпиада изменит Сочи

Олимпиада изменит Сочи

Наш спортивный обозреватель Михаил Араловец в рамках пресс-тура, организованного РИА «Новости» и ГК «Олимпстрой», побывал на строительстве олимпийских объектов в Сочи. Сегодня - отчет о поездке.

Объекты расположены компактно

Результат обновления Сочи виден сразу по прибытии в город-курорт. Группу журналистов региональных СМИ из Екатеринбурга, Красноярска, Челябинска, Иркутска, Владивостока, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саранска, Барнаула, Улан-Удэ, Калининграда и Новосибирска встретила первая очередь нового международного аэропорта. Планируется, что в олимпийском 2014 году, когда аэрокомплекс полностью вступит в строй, он примет около восьми миллионов пассажиров.

В отличие от других олимпийских столиц, где расстояния между спортсооружениями составляют десятки километров, все спортивные объекты в городе-курорте расположены очень компактно, в двух так называемых кластерах: горном и прибрежном. В первом сосредоточены горнолыжный, биатлонный и лыжный комплексы, трамплины, санно-бобслейная трасса, фристайл-центр, сноуборд-парк. Во втором - Крытый конькобежный центр, Большая и Малая ледовые арены для хоккея, Ледовый дворец спорта (фигурное катание, шорт-трек), Ледовая арена для керлинга, Центральный стадион вместимостью 40 тысяч зрителей, где пройдет церемония открытия и закрытия Игр. Попасть из одного кластера в другой гости Олимпиады смогут по новой железной дороге (строительство которой уже ведется) за каких-то 30 минут.

Журналисты убедились в этом сами. За один день мы побывали практически на всех олимпийских стройплощадках и смогли увидеть ход строительства воочию.

Горнолыжный центр

Один из ключевых объектов Сочинской Олимпиады - горнолыжный комплекс «Роза Хутор» в 40 километрах от Сочи. Здесь будут проходить соревнования по горным лыжам, фристайлу, сноуборду и прыжкам с трамплина, а также располагаться горная Олимпийская деревня. Площадь комплекса 540 гектаров, общий бюджет проекта 1,4 миллиарда долларов.

На стройплощадке нас встретил Александр Белокобыльский, исполнительный директор сочинского филиала ООО «Роза Хутор» - компании, которая ведет здесь строительство. У макета (точной копии комплекса) Александр Юрьевич дает пояснения:

- Горнолыжный центр располагается на северном склоне хребта Аигба. Здесь будут построены трассы общей протяженностью девять километров, соответствующие требованиям Международной федерации горнолыжного спорта и имеющие единую зону финиша. Перепад высот от 560 до 2320 метров. Максимальная вместимость комплекса - до 18 тысяч мест (8 тысяч сидячих мест и 10 тысяч стоячих). Объект планируется сдать в эксплуатацию уже в конце 2010 года для проведения тестовых соревнований. В феврале 2011 года здесь запланировано проведение этапа Кубка Европы по горнолыжному спорту, а еще через год - этапа Кубка мира.

- Иностранцы здесь работают?

- На строительстве работают несколько фирм - сербская, турецкая и две российские. Всего около тысячи человек.

- Из каких регионов россияне?

- Крупная компания из Татарстана и серьезная фирма, которая занимается инженерной защитой нашего объекта, из Сочи.

Масштаб и красота горнолыжного комплекса «Роза Хутор» хорошо видны из подъемников, на которых мы поднимаемся вверх из расположенного рядом местечка «Горная карусель», где в дни Олимпийских игр будет расположен горный пресс-центр. На вершинах гор - снег, под нами трассы, где тренируются маутинбайкеры. По словам директора департамента по управлению внешними связями ГК «Олимпстрой» Александры Костериной, горы эти молодые, растут и создают много сложностей для строителей. Опасность представляют и лавины, защита от которых непременный атрибут на горнолыжных склонах.

Супертоннель

Теперь с вершин под землю. Нас ждет подземный железнодорожный тоннель № 5. Это один из объектов совмещенной (автомобильной и железнодорожной) дороги «Адлер - «Альпика-сервис». Протяженность трассы - 43,3 километра, на ней предстоит построить 35 мостов и эстакад, 6 тоннелей.

- Сооружение пятого тоннеля начато весной 2010 года, - рассказывает Олег Ферман, заместитель генерального директора ОАО «Строй-трест». - Пройдено 259 метров из общих 2597. Опыт подобных работ у нас большой, мы строили тоннели на БАМе. И сейчас идем в графике, окончание работ в 2013 году.

Строительство и модернизация транспортной инфраструктуры - один из приоритетных проектов «Сочи-2014». Высокоскоростные шоссе и железные дороги, олимпийские полосы движения, тоннели и эстакады - все это часть транспортной концепции Игр. Всего в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года в Сочи и его окрестностях будет построено и модернизировано 47 объектов транспортной инфраструктуры. Уже началось строительство дороги, которая разгрузит главную транспортную артерию города - Курортный проспект, возводятся 6 из 10 многоуровневых развязок.

Прибрежный кластер

Одна из главных олимпийских стройплощадок - прибрежный кластер. Он расположен на Имеретинской низменности вместе с Олимпийским парком на площади 272 гектара. Все объекты здесь начинали строить с нуля. Еще год назад прибрежный кластер значился лишь на бумаге, теперь вырос Большой ледовый дворец для хоккея, возведены первый ярус Ледового дворца спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку, фундамент Ледовой арены для керлинга, ведутся работы по обустройству фундамента Крытого конькобежного центра.

Спортивные арены находятся на расстоянии буквально нескольких сотен метров друга, что практически снимает вопрос их транспортной доступности. Все объекты должны быть сданы в 2012 году, чтобы здесь могли готовиться к Олимпиаде-2014 российские спортсмены.

Как сообщил на пресс-конференции первый вице-президент госкорпорации «Олимпстрой» Виктор Прядеин, за 2008-2009 годы исполнители освоили 38 миллиардов рублей, но это не показательные цифры. Уже в этом году динамика освоения средств резко возрастет, пик строительства придется на 2010-2012 годы. Не обошли вниманием журналисты и вопрос контроля за ходом строительства и финансами. Отчитываемся еженедельно, пояснил Виктор Прядеин. Как выяснилось, строители пережили уже 400 различных проверок.

Привет Челябинску!

На сооружении олимпийских объектов работают солидные организации. В первую очередь госкорпорация «Олимпстрой», а также компании: ООО «НПО «Мостовик» (Омск), ЗАО «Объединение «Ингеоком», ООО «УГМК-Холдинг», ОАО «Славобласть», «Газпром», структуры холдинга «Интеррос». По составу строителей можно изучать географию страны: Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Краснодарский край, Воронеж - вся Россия строит олимпийский Сочи. Есть здесь и монтажники из Челябинска, они устанавливают металлоконструкции на Ледовом дворце спорта фигурного катания. Их в Сочи поставляет Челябинский завод металлоконструкций. Мнение о поставщике из Челябинска мы узнали.

Начальник участка дирекции по строительству объектов прибрежного кластера ГК «Олимпстрой» Марат Ахмадиев:

- Сегодня мы получили 4,142 тысячи тонн металлоконструкций. Челябинцы - надежные партнеры, поставки идут бесперебойно. Для нас важно, чтобы выходило 1200 тонн в месяц. Они идут. Мы в графике.

- Сколько еще металлоконструкций челябинцы должны поставить?

- Еще на два яруса с кровлей - это 17400 тонн, с метизами 17 800 тонн.

И все-таки с земляком, вернее землячкой, встретиться удалось. Знакомьтесь: челябинка Евгения Кислицына, экономист «Мостовика».

- Как попали на строительство в Сочи?

- Случайно. Я приехала в прошлом году сюда отдыхать и услышала, что в городе быстрыми темпами идет строительство. Прошла собеседование.

- Как родные, друзья отреагировали?

- Все только «за».

- Вам нравится в Сочи?

- Да. Здесь стабильный заработок. Я в Челябинске работала в торговой компании «Молния», причем не по специальности. Образование у меня экономическое. А в Сочи устроилась по своему профилю.

- Семья здесь?

- Сын, ему 10 лет, в Челябинске. Пока живет с родителями, но в сентябре планирую перевезти его в Сочи. Устрою в школу.

- Вы намерены здесь остаться?

- Пока только на период строительства, дальше посмотрим.

- Вы на контракте?

- Я работаю по договору на период строительства до 2012 года. Если «Мостовик» будет выигрывать тендеры, то, возможно, продолжу работать здесь.

- Есть ощущение того, что вы участвуете в чем-то историческом?

- Есть ощущение значимости. Все равно это в истории отложится. Каждый из нас частичку себя здесь оставит. Будет о чем детям и внукам рассказать. А можно привет передать?

- Конечно!

- Привет Челябинску, друзьям, родным и близким!

Переднеазиатские леопарды

Перед отлетом из Сочи, в аэропорту, мы встретили известного эколога, тележурналиста (программа «В мире животных») Николая Дроздова. Он приезжал в город по приглашению Всемирного фонда дикой природы (WWF). Естественно, журналисты не могли не поинтересоваться целью его визита.

- Программа была обширной, в том числе сюда входили леопарды, - улыбнулся Николай Дроздов.

В 2009 году на территории Сочинского национального парка было завершено строительство Центра разведения и реабилитации леопардов. Сюда в вольеры Владимиром Путиным вместе с высокопоставленными чиновниками Международного олимпийского комитета были выпущены первые два переднеазиатских леопарда, специально привезенные в Россию из Туркменистана. Сейчас их четыре.

- Популяция будет развиваться?

- Леопардам ничего не угрожает.

Этот пример показателен. Правительство России приняло специальную программу по экологическому сопровождению подготовки к Играм 2014 года. При возведении олимпийских объектов в Сочи впервые в стране будет применяться система «зеленых стандартов». Предусмотрено применение передовых строительных технологий и современных принципов энерго- и водосбережения, безотходных технологий.

Об этом много говорили и Виктор Прядеин, и главный инженер дирекции капитальной реконструкции и строительства Сочи ОАО «РЖД» Андрей Паненков. Часть будущей железной дороги проходит в зоне национального парка. Это определяет особые экологические требования и условия, которые учитывают при проектировании. В работе используются природосберегающие технологии, отвечающие требованиям экологической безопасности и обеспечивающие сохранение уникальной среды биосферы заповедника. В частности, сохранение бассейна реки Мзымта и самшитовой рощи. По словам А. Паненкова, чтобы минимизировать ущерб реликтовым растениям, приходится в некоторых местах сооружать эстакады. В. Прядеин пояснил, насколько сильно изменится инфраструктура Сочи. Программа предусматривает строительство новых очистных сооружений, водозаборов, труб, коллекторов. В частности, на Имеретинской низменности возводятся очистные сооружения на 100 тысяч кубических метров, что в 2,5 раза превышает мощность старых. Здесь же будет создана парковая зона. Можно сказать, что Сочи станет примером для других городов России.

После Олимпиады

Жизнь после Олимпиады в Сочи не кончится. Какой она будет? На этот вопрос попытался дать ответ мэр Сочи Анатолий Пахомов на встрече с журналистами.

Глава города сразу расставил точки над i. Все, что строится сегодня и будет строиться завтра, направлено на решение главной задачи: развитие Сочи как всесезонного горноклиматического курорта. Некоторые объекты - медиа-центр, конькобежный стадион - перепрофилируют под торгово-развлекательные и выставочные центры. Другие, такие как Центральный стадион, включены в список арен для чемпионата мира 2018 года по футболу. Третьи (Малую ледовую арену, Ледовый дворец спорта для фигурного катания и Ледовую арену для керлинга) попросту разберут и перевезут в другие регионы.

Благодаря Играм городу удастся решить многие экологические проблемы, в том числе мусорную: будут построены заводы для его сортировки. Мэр много говорил о решении транспортных проблем, аэропорте, городской инфраструктуре, бальнеологии, развитии торговли и, естественно, о туризме - главном бизнесе Сочи. В конце концов, 80 процентов от всего финансирования программы Олимпиады-2014 пойдет на развитие юга страны и Сочи и только 20 процентов - на сами олимпийские объекты.

- Будут ли снижаться цены в гостиницах?

- Мы уже в нынешнем году не дали повысить цены на проживание, - ответил Анатолий Пахомов. - В дальнейшем введем обязательную государственную классификацию гостиниц. После этого все будут точно знать цены в зависимости от «звездности» гостиниц.

VK31226318