Они делают интернет

Они делают интернет

В Челябинске прошла четвёртая Конференция уральских веб-разработчиков. В числе прочих гостей на ней побывал и наш корреспондент. Он выяснил, пользуются ли спросом в мире услуги челябинских IT-специалистов, что нового появилось во Всемирной Сети за последние десять лет и какой сайт понравился бы Джону Сильверу.

Никаких бород и свитеров

Начало UWDC (Ural Web Developers Conference) организаторы запланировали на 9:30 утра. Я проспал и ворвался в холл «Мегаполиса» в десять, ожидая увидеть кучу бородатых мужиков в свитерах. Есть такой популярный стереотип: специалист в области IT (интернет-технологий) должен быть угрюмым, старше сорока, носить свитер грубой вязки, растрёпанную бороду и пить пиво. Поэтому я немного удивился, увидев перед собой участников конференции. В основном это были модно одетые юноши, никакой растительности на лице и свитеров. Присутствовали в зале и девушки.

На стойке регистрации один из организаторов Сергей Назаров выдаёт мне пакетик с логотипом конференции: алая надпись на белом фоне. Внутри лежит десяток спонсорских рекламных буклетов и (что особенно приятно) шоколадка, тоже в рекламной обёртке. UWDC, проходящая уже в четвертый раз, не испытывает проблем с финансированием. Кроме спонсорских денег, поступают взносы от участников. В это году каждый из них заплатил 1500 рублей, чтобы послушать доклады. Есть, впрочем, исключения: я, как представитель прессы, попал на UWDC бесплатно. По 40 бесплатных пригласительных билетов получили студенты ЧелГУ и ЮУрГУ, чьи специальности связаны с интернетом. Главная цель встречи веб-разработчиков – не прибыль, а обмен опытом.

Для проведения UWDC в этом году организаторы выбрали необычную площадку. Вместо какого-нибудь конференц-зала они арендовали ресторан, бар и ночной клуб в одном из развлекательных центров Челябинска. Выступления идут в почти интимной атмосфере: удобные мягкие кресла, негромкая медитативная музыка, полумрак. Лишь изредка этот уют нарушает противный стук: кто-то из участников заказывает кофе, и ресторанные работники включают кофе-машину.

Конференцию открывает Анна Сенина из компании iHeroes с докладом «Бережливая разработка: как оптимизировать процесс в существующем проекте». Одновременно в двух соседних залах начинают говорить Денис Шагимуратов («Современные способы защиты веб-сайтов от спама») и Александр Козлов («Государство и IT-разработчики»). В трёх залах параллельно идут три потока докладов.

Решаю для начала послушать рассказ про «бережливую» разработку сайтов Анны Сениной, но быстро перестаю понимать, о чём идёт речь. Я не то чтобы полный ноль в интернете, гуляю по сети с восьми лет. Однако, как оказалось, пользоваться – это одно, а создавать и видеть изнутри – совсем другое. Анна объясняет, как свести к минимуму затраты компании на создание нового веб-сайта; как избежать банальных ошибок при командной работе специалистов разного профиля; на чём можно сэкономить, а на что лучше сразу потратиться, чтобы не потерять всё. В общем, сплошная технология. Извлечь отсюда пользу сможет только специалист с опытом работы.

Сайт для одноглазого пирата

Доклад в соседнем зале куда интереснее. Владимир Старков из компании «Цифровая собственность» на примерах рассказывает о том, каким должен быть сайт для людей с ограниченными возможностями. Мало кто об этом задумывается, но таких людей полно среди нас. Простой пример: вы знали, что целых 10% мужчин – дальтоники (не различают цвета)? А ведь в интернете огромное количество функций завязано на цвете.

- Специальные сайты нужны не только слепым и одноруким, но и, скажем, рабочему человеку в конце недели. Представьте, вы, такой уставший и грустный, приходите домой, садитесь за компьютер, выходите в интернет. А там мелкий шрифт и всё непонятно, - приводит пример Владимир.

- Делая сайт для людей с одним глазом или рукой, мы не только поступаем хорошо, но и страхуем самих себя на случай чего, - добавляет он.

Мне представляется старый пират Джон Сильвер, сидящий за подключенным к интернету компьютером и пытающийся разыскать карту с кладом через поисковик. У Сильвера всего один глаз, а попугай, сидящий на плече, отвлекает от информации на экране криком «пиастры!». Да, нелегко пришлось бы флибустьеру в эпоху интернета.

Чтобы сделать сайты доступными для людей с ослабленным зрением или с другими физическими нарушениями, в наше время полно возможностей и функций. Например, существует «экран Брайля», позволяющий незрячим гулять по Мировой Сети. Проблема даже не в том, что самый дешёвый вариант этого гаджета стоит две с половиной тысячи долларов.

- Самое сложное – убедить разработчиков создавать такие сайты, чтобы слепым тоже удобно было их читать, - подчёркивает докладчик.

Так называемые скринридеры (от англ. словосочетания to read screen – «читать экран») куда более популярны среди слепых пользователей интернета, чем дорогостоящие экраны Брайля. Это программы, которые прочитывают вслух всё, что отображено на экране компьютера – например, содержимое веб-сайта. Такие программы стоят недорого, а бывают и вовсе бесплатные. Проблема в том, что, если сайт сделан без учёта принципов работы скринридера, вместо понятного текста слепой интернет-юзер услышит невнятную белиберду.

Владимир Старков рассказывает, как правильно создавать сайты, удобные для незрячих и слабовидящих. В какой-то момент и он переходит от общедоступных вещей к бесконечным символам программного кода, и я снова перестаю понимать, о чём идёт речь. По такому принципу строится большинство выступлений на UWDC: сначала докладчик разъясняет суть чего-то, что, по его мнению, поможет сделать интернет и работу интернет-специалистов качественней и проще. А затем начинает рассказ о том, как именно добиться улучшения, с описанием конкретных инструментов и алгоритмов, и вот тут простым смертным вряд ли удастся что-то понять.

Впрочем, попадаются и доклады, целиком понятные дилетантам вроде меня. Например, Алексей Базака из компании «Департамент сайтов» учит, как заставить государство профинансировать создание нового веб-проекта.

- Главное – убедить соответствующие ведомства, что ваш сайт принесёт пользу большой группе граждан, - объясняет Алексей многочисленным слушателям, - и тогда есть шанс, что удастся вернуть все средства, затраченные на его разработку.

Отвязаться от настольных компьютеров

Не смотря на прибитые к стенам таблички с просьбой не дымить, в коридорах UWDC порядком накурено. Повальное пристрастие к табаку – тоже один из стереотипов про интернетчиков. И он, в отличие от всех остальных, подтверждается: долго без сигарет IT-специалисты не могут. Есть среди участников, конечно, и некурящие, но они теряются в общей дымовой завесе.

В UWDC-2013 принимают участие более 700 человек, и почти треть из них читает доклады. Среди участников специалисты из Челябинска и Челябинской области, москвичи, екатеринбуржцы и даже один веб-разработчик из Норвегии. Здесь есть как рядовые разработчики, получающие зарплату, так и директора и владельцы небольших компаний. Есть специалисты по языкам программирования, таким, например, как JavaScript или PHP. Очень много SEO-оптимизаторов (от англ. аббревиатуры Search Engine Optimization), чьей задачей является продвижение сайтов при помощи поисковиков – таких, как Яндекс и Гугл. SEO посвящена целая секция конференции.

Другая секция – это разработка мобильных интернет-приложений. Процесс «переезда» интернета из больших стационарных компьютеров в смартфоны и планшетники задаёт веб-разработчикам непростую задачку. Необходимо, с одной стороны, насыщать интернет всё более и более качественным контентом (фотографиями, графикой, видео и т.д.), с другой – делать сайты доступными и удобными для устройств с миниатюрным экраном. Согласитесь, хорошие веб-сайты для компьютера с монитором 19 дюймов и для мобильника с экранчиком 3 дюйма не могут выглядеть одинаково. И, если раньше достаточно было создать один сайт, то теперь приходится проектировать его в двух версиях – обычной и мобильной. Некоторые сайты сегодня имеют и больше версий. Так, популярная социальная сеть «ВКонтакте» поддерживает: А. страницу для обычных настольных компьютеров Б. страницу для недорогих мобильных телефонов В. страницу для «продвинутых» мобильников и планшетов и Г. мобильное приложение. Всё это нужно было не только разработать, но и синхронизировать между собой.

Windows всё та же

Второй день конференции. В секции «Разработка» выступает сотрудник компании «Microsoft», известной созданием операционной системы Windows. Если недавно «Винда» твёрдо держалась на первом месте среди аналогов, то сейчас она сильно сдала. Продуктом компании Билла Гейтса и сегодня продолжают пользоваться сотни миллионов человек, но монополии «Виндоус» постепенно приходит конец. Рост популярности смартфонов – главная тому причина. Две самые востребованные операционные системы для мобильников – это Android от Google и iOS от Apple. Недавно вышедшая Windows 8 занимает лишь третье место. Сергей Пугачёв из «Microsoft» пытается убедить веб-разработчиков, что «Виндоус» ещё возьмёт своё. Однако Nokia Lumia на платформе Windows 8, которую он использует в качестве демонстрационного примера, постоянно отказывается работать. То выдаёт ошибку приложение, то не запускается высокоскоростная передача данных. В зале то и дело слышны смешки: зрители вполголоса говорят друг другу, что и самая свежая версия «Винды» ведёт себя по-старому.

В кулуарах UWDC мне повезло встретиться со звездой.

Программист Александр Сапожников (для друзей – Шурик) прославился на весь мир благодаря метеориту, взорвавшемуся над Челябинской областью 15 февраля. В лаборатории глобальных сетевых технологий ЮУрГУ, где он работает, звуковой волной выбило большую часть стёкол. Шурик надел туристский комбинезон и высунулся в окно, чтобы отломить от рамы осколки стекла. В этот момент его сфотографировал челябинский фотограф Женя Хажеев. Фотография попала на полосу американской газеты «New-York Times» с подписью: «челябинский рабочий удаляет осколки стекла после удара метеорита».

На то, что его назвали рабочим, программист Александр не обижается.

На конференции Шурик читает доклад про бесплатные электронные карты Open Street Map. Однако я, воспользовавшись знакомством (мы живём в соседних домах), задаю ему вопрос по другой теме:

- Александр, как поменялся интернет за последние 10 лет? В конце девяностых – начале двухтысячных случился прорыв, который все помнят: из сравнительно небольшой сети для специалистов интернет вырос в нечто глобальное, охватившее весь мир. Но с тех пор, кажется, ничего качественно не изменилось.

- Не совсем так, - отвечает Александр. – Прогресс интернета, действительно, в последнее десятилетие был скорее количественным, но всё равно очень заметным. Можно сказать, что количественные изменения переросли в качественные. Во-первых, к сети приобщились буквально все. То есть теперь юзеры – это не только специалисты и продвинутые студенты, но и домохозяйки, и старики, и даже дети. Во-вторых, сеть проникла буквально всюду. Еще лет пять назад, чтобы проверить электронную почту, мне нужно было пойти на работу или домой, включить компьютер, подключиться… Сейчас я могу, шагая по улице, достать из кармана телефон и за 30 секунд увидеть всё, что нужно. Такого проникновения интернета в жизнь ещё не было никогда. Дальше, по всей видимости, этот процесс будет только ускоряться.

Карта метро как смысл жизни

Уральская конференция веб-разработчиков завершилась выступлением дизайнера Ильи Бирмана. Он рассказал, как участвовал в конкурсе на новую схему московского метрополитена. Эта тема, хоть и не связанная с интернетом почти никак, собрала полный зал слушателей.

- Сейчас всё меньше москвичей пользуются бумажными схемами метро, - рассказал Илья. – Их надо искать, переходя из вагона в вагон, что требует времени. А ещё – хотя мало кто об этом задумывается – ныне действующая схема очень сложна для восприятия. Пока найдёшь путь до нужной станции, уже проедешь её. Поэтому многие сейчас предпочитают пользоваться мобильными приложениями. Достал телефон, ввёл в него названия начальной и конечной станции, и он выдает тебе кратчайших путь. Удобно, но и про бумажные схемы нельзя забывать.

Свою схему Илья Бирман переделывал несколько десятков раз, но в конкурсе не победил. Приз Департамента транспорта Москвы достался его конкурентам из студии Артемия Лебедева.

- Тебе что-нибудь заплатили за эту схему? – спросил Бирмана один из участников конференции.

- Нет, - ответил Илья.

- И в конкурсе ты не победил?

- Не победил и особо не расстраиваюсь.

- Тогда зачем было тратить силы, рисовать? – удивился слушатель.

- Для саморазвития. Ты знаешь, я просто чувствовал, что не могу нормально есть и спать, пока работа над схемой не закончена, - улыбнулся дизайнер.

VK31226318