Возвращайся, Тугайкуль!
Даже после трех обращений к президенту Медведеву жители Копейска опасаются, что на месте выкачанного озера появится болото.
Два столетия тому назад (а может, и больше) жили-были на берегу озера Тугайкуль люди. Жили и множились. Семь дворов выросли в станицу Тугайкульскую, а станица - в город Копейск со многими шахтами. Да захотелось людям достать еще больше камня горючего. Ради этого они осушили дно озерное. Так и потеряли «цари природы» Тугайкуль, а их потомки получили полумарсианский пейзаж.
Сейчас судьбой озера всерьез обеспокоены жители и озадачены местные власти. Однако между ними нет полного взаимопонимания.
У ОЗЕРА
Вместе со старожилом Василием Поздеевым я осматриваю берега и ложе изгнанного в конце 50-х - начале 60-х годов озера.
- На дальнем берегу был питомник, где выращивали саженцы смородины и тополей. А на этом месте - тир с копеечными пульками и лодочная станция, - вспоминает свое детство Василий Николаевич. - Напрокат давали весельные и моторные лодки. У моего друга на станции работал дед, иногда он катал нас, мальчишек, на моторке вокруг озера. Это было целое путешествие, озеро казалось огромным.
И сейчас под снежными сугробами просматриваются очертания Тугайкуля. Размеры его действительно солидны. В старом поселке всего-то две улицы - Пугачева и Лескова. Обе тянутся вдоль озера. Такая жизнь имела много прелестей: люди рыбачили, разводили домашних уток и охотились на диких, летом подростки не вылезали из воды, дети играли на естественных пляжах из белого песка. Идиллию разрушила потребность страны в топливе.
Горные инженеры, работавшие в Копейске, говорят: Тугайкуль осушили ради безопасности шахтеров «Красной горнячки» и 22-й шахты. Их стволы находились рядом с озером, а позже - под ним. Вода могла прорваться в горные выработки. Местные жители, конечно, отстаивали озеро. Василий Поздеев учился еще в младших классах, но помнит поселковые сходы.
Представители угольщиков обещали, что вернут озеро на место, как только отработают угольные пласты. Тем, чьи дома попадали под снос, давали благоустроенные квартиры.
Взрослых все-таки уговорили, но мальчишки не могли смириться с потерей озера. Они проковыривали гвоздями дырочки в трубах, по которым воду из Тугайкуля выкачивали в Курлады. Озера было жаль до слез. Однако дырявые трубы не помогли.
БЕЗ ОЗЕРА
Около трех лет воду выкачивали, примерно столько же осушали дно. В 60-х годах приступили к добыче угля открытым способом на дне бывшего Тугайкуля. Месторождение оказалось бедным. Горняки вырыли два карьера глубиной от 40 до 100 метров, а потом все забросили.
В верхах об озере забыли напрочь. Рекультивацией земли у нас никогда особо не занимались.
Как только в Копейске закрыли последнюю угольную шахту, Василий Поздеев взял инициативу в свои руки. В феврале 2010 года написал первое письмо президенту Дмитрию Медведеву. Ответ получил из министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, где восстановление Тугайкуля сочли нецелесообразным из-за того, что берега заросли кустарником. На самом деле кустарник и деревца растут на породных отвалах, которые убрали бы в случае рекультивации.
Пришлось писать снова. На этот раз Василий Поздеев вложил в конверт для президента Медведева фотографии изрытого дна и берегов, а также подписи соседей на трех листах. После чудесной истории со Смолинским пляжем, появившимся за одну ночь, жители уверовали в могущество губернатора Михаила Юревича. Послание отправили и ему. Ответы пришли похожие, как братья-близнецы, мол, не беспокойтесь, озеро само восстановится.
Однако народ не успокоился. Третье письмо в Кремль собрало еще больше подписей, более 700.
- Все расписывались с удовольствием, некоторые приговаривали: «Ты же не на выборы агитируешь», - вспоминает события минувшего года Василий Поздеев.
В декабре 2010 года они получили третий по счету ответ от главы Копейска Михаила Конарева. Он был более конкретным, но все равно несколько разочаровал. Михаил Петрович сообщил, что в 2011 году планируется сформировать земельный участок, прилегающий к озеру Тугайкуль, и напомнил, что после ликвидации шахты «Красная горнячка» озеро восстанавливается естественным образом.
Однако инициатор движения за возрождение Тугайкуля Василий Поздеев считает невозможным спасение озера без рекультивации. Да, вода прибывает, но слишком медленно. Она только заилует оставшуюся часть озера. Получится очередное болото в черте города. Необходимо восстановить целостность озерной чаши, а для этого следует откачать воду из карьеров и засыпать их породой из отвалов (они навалены рядом). Техника сейчас мощная, можно управиться за лето.
Советник главы Копейска Николай Подлеснов называет такую рекультивацию невозможной. Во-первых, опасно: внизу находятся отработанные горные выработки. Во-вторых, для этого нужны миллиарды рублей, которые сейчас неоткуда взять. Однако он уверен, что Тугайкуль не превратится в болото. Ведь вода в озере будет проточной. Для предотвращения заболачивания северной части Копейска построена уникальная система водоотведения, не имеющая аналогов в России. Через насосную станцию и 25-километровую систему канав и отстойников воду, скапливающуюся на территориях, нарушенных горными выработками, откачивают в реку Миасс.
Подробности - в пятничном номере газеты "Челябинский рабочий"
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве