В Челябинске начинается эра архитектурного строительства

В Челябинске начинается эра архитектурного строительства

Закончился период, когда застройщики могли сурово экономить на красоте возводимых домов. Каждая реконструируемая или вновь возводимая улица будет иметь свой собственный неповторимый вид.

Много, но некрасиво

Главное управление архитектуры и градостроительства администрации Челябинска больше не разрешает строить типовые панельные дома без архитектурной проработки. По словам руководителя ведомства Дмитрия Градобоева, инициатором решения является губернатор Михаил Юревич.

- Дома, фасады которых выходят на проезжие части, должны выглядеть красиво, - цитирует главу региона его официальный сайт. - Челябинск уже попытался уйти от засилья серых «панелек». В районе Тополиной аллеи ведется монолитно-каркасное строительство, фасады домов делают разноцветными. Это хорошо, но не то, о чем я говорю сейчас! Нас интересуют новые решения, архитектурные декоры, чтобы облик города преображался кардинально.

Все объекты, которые ранее были одобрены чиновниками к возведению, можно будет достроить без изменения проекта. Согласно справке Госкомстата, сегодня в Челябинске в разной стадии строительства находятся дома общей площадью 1 430 000 квадратных метров.

- Объем достройки достаточно емкий. Он позволит вводить в Челябинске в переходный период панельные дома в большом количестве. То есть ни о какой катастрофе в связи с запретом не может быть и речи! - комментирует Дмитрий Градобоев. - А параллельно с возведением этих объемов всем строителям нужно понять, что есть правила игры, заданные властью. Мы искренне верим, что застройщики, приняв эти правила, начнут проектировать дома выразительными и архитектурно индивидуальными.

Как известно, в 2005 году губернатор Михаил Юревич стал мэром Челябинска. Заняв должность, он поставил задачу насытить рынок жилья предложением. На тот момент строители буквально диктовали свои условия челябинцам. Чтобы выправить кривую спроса и предложения, создать в строительной среде конкуренцию, власть инициировала «валовое строительство».

Низкие темпы возведения новых домов как раз и стали причиной перекоса на рынке. С 1990 года, в постсоветский период, в областном центре в среднем вводилось в эксплуатацию 220-300 тысяч квадратных метров жилья в год. В свое время, введя 350 тысяч «квадратов», высшие руководители отрасли и все их заместители получили звание «заслуженный строитель».

- А строить должны были примерно на уровне в 500 тысяч квадратных метров в год. Начиная с этой отметки, город прирастает, обновляется, а ветхий фонд уходит, - рассказывает Дмитрий Градобоев.

Пиковые показатели возведения жилых домов в областном центре были достигнуты в 2008 году: построено и введено примерно 880 тысяч квадратных метров. С 2005 года и после 2008-го показаны близкие цифры в 500-600 тысяч.

- В результате такой практики в следующем году общий жилой фонд Челябинска составит порядка 27 миллионов квадратных метров жилья, и мы придем к той норме, которая сегодня принята в Финляндии (26 квадратных метров на человека), - говорит Д. Градобоев. - Но дальше такими темпами предлагать панельное серое жилье не нужно. У нас в центре находятся огромные объемы ветхого фонда. Его нужно сносить. И что, на его месте наляпать огромное количество «панелек»? Строить необходимо много, красиво и по доступным ценам.

Верните красоту!

Идея архитектурной застройки уже реализована не только за границей (например, в Финляндии), но и в соседних с Челябинском городах. В Казани, Перми и Екатеринбурге. Например, в столице Урала не скупятся приглашать иностранных архитекторов. В разработке отеля Hayatt, микрорайона «Академический», «Зеленой долины», офисного центра «Стражи Урала» участвовало французское архитектурное бюро Valode & Pistre. Санаторно-курортными комплексами «Сарана», «Туринск», «Тавда» занималась немецкая компания «Гербер Архитектор». Торгово-развлекательным центром группы компаний RED - архитектор Кишо Курокава (Япония). А к проекту Центрального стадиона причастна финская архитектурная компания «Ханза».

- По инициативе застройщиков ни в одном из перечисленных городов архитектура не появлялась, - комментирует Дмитрий Градобоев. - Только жесткое решение власти позволило достичь технологичности строительного процесса и нового подхода в архитектуре. Нужно добавить, что сегодня в Челябинске власть не ставит какой-то невыполнимой или непосильной задачи. С технической и экономической точки зрения архитектура в массовом строительстве возможна. Посмотрите на Финляндию: 90 с лишним процентов панельных домов, но каждый из них индивидуален!

Финский секрет в том, что на заводах железобетонных изделий помимо всех остальных рабочих трудятся архитекторы и так называемые модельщики. В круг обязанностей этих сотрудников входит формирование архитектурного образа выпускаемых элементов. Сортаментность продукции небольшого завода ЖБИ составляет более тысячи элементов в год. В Челябинске на протяжении последних 37 лет на модельщиках, как и на архитектуре, экономили. В итоге сортаментность элементов находится на уровне 100-120 штук.

- Если в Финляндии возможно, почему на нашем КПДиСК нельзя? - задается вопросом Дмитрий Градобоев. - У них стоят огромные пролеты незагруженных производств. Например, площади, которые остались от производства безнапорных железобетонных труб, шахт лифтов. Подвинулись, реконструировались, побелили-покрасили стены, завезли оборудование и начали производить.

Мешает финансовая привычка

По данным Главархитектуры, при существующих ценах на жилье в Челябинске рентабельность строительства дома «без архитектуры» составляет более 50 процентов (средняя цена квадратного метра на северо-западе 37-38 тысяч рублей при себестоимости в 22-24 тысячи рублей за метр). В то же время нормальным значением доходности считается уровень в 15-20 процентов. Д. Градобоев уверен, что, если строить «с архитектурой», ниже этого показателя бизнес все равно не опустится. Даже в Европе на создание архитектурного облика объекта уходит не более 7-10 процентов от общей стоимости строения. К примеру, стоит дом 100 миллионов, 10 из них - на архитектуру. Стоит миллиард рублей - 100 миллионов на архитектуру.

Таким образом, одним из самых главных препятствий на пути к новому архитектурному имиджу миллионного Челябинска является желание некоторых бизнесменов сохранить сверхдоходность своего дела. В советское время, когда доходность строительства была где-то на втором плане, про архитектуру не забывали. Яркий пример - проспект Ленина, улицы Свободы, Цвиллинга и им подобные.

- Покрыв весь город градостроительной документацией, мы подошли к этапу архитектуры, - комментирует Дмитрий Градобоев. - Сегодня наша задача - задействовать лучший опыт прошлого, может быть, даже нанимая со стороны лучших архитекторов. А, возможно, у себя гениев найдем.

Другая причина, по которой чиновникам приходится помогать развитию архитектурного строительства, заключается в низкой технологичности многих стройкомпаний. Спрос полностью перекрывается предложением квартир в панельных домах 97-й серии. Соответственно, нет необходимости покупать и развивать новые технологии, бетононасосы, высокотехнологичные мини-заводы строительных смесей и другое современное оборудование. Приобретенные ранее новинки применяют нерационально. Например, опалубка «PERI», которая используется в монолитно-каркасном домостроении, у нас служит всего лишь пять-десять оборотов цикла. А в Восточной Европе она оборачивается сотни раз.

- Культура производства отсутствует, - размышляет начальник Главархитектуры Челябинска. - Балки, которые несут фанеру, строители бросают, кидают, швыряют, а не складывают в ячейки, как это положено. Когда мы будем делать все в соответствии с регламентами, тогда у нас получатся хорошие полы, фасады, крыши и архитектура. Другой пример - завод финского производства УМР-4. Нам казалось, что на оборудовании высокого качества у нас будут делать и элементы высокого качества. Но завод под давлением рынка штампует на высококлассных импортных столах те же самые панели 97-й серии, забывая об архитектуре любимого города.

Строители хотят меньше проблем

Руководители строительных организаций уверены, что в Челябинске необходимо продолжать практику возведения домов эконом-класса, то есть панельных зданий. По мнению многих из них, избежать серости и однообразия можно за счет гипсовых украшений фасада и внешней высококачественной отделки, которая скрывает межпанельные швы. Запрещать панельные дома в пользу монолитно-каркасных рано. Зачем увеличивать число проблем? Их нужно уменьшать.

- Я не понимаю, почему речь идет о конструктиве дома. Без разницы: панельный он, монолитный или каркасно-монолитный или вообще сделан на стальных конструкциях, - считает член правления Челябинского межрегионального союза строителей, директор компании «Метчелстрой» Александр Воробьев. - Конечно, дома должны быть разными и радовать глаз. Но застройщик должен решать эту проблему сам на стадии проектирования, исходя из той задачи, которая перед ним поставлена. В панельном доме можно разные фасады сделать. Задайте требования, и не будет вопросов… Сегодня у строителей намного больше проблем с монополистами, которые, мягко говоря, не способствуют объемам возведения домов и снижению цен на квартиры.

По словам Александра Воробьева, за ввод в эксплуатацию возведенных зданий с монополистами приходится бороться каждый день. В большинстве сетевых организаций вопрос решается исключительно на уровне первых руководителей и упирается в деньги, то есть в так называемую плату за присоединение. При этом некоторые сетевики постоянно изобретают все новые предлоги для увеличения денежных сборов и вынуждают строительные компании ремонтировать сети, за реконструкцию которых уже заплачено деньгами.

- Почему монополисты пытаются только «погреться» на строительстве жилья? Изобретают все новые механизмы обогащения за счет строителей? - возмущается Александр Воробьев. - Мы один крючок разогнем, они делают следующий. 1275 рублей на квадратный метр стоимость присоединения к сетям МУП ПОВВ. Если это умножить на 800 тысяч запланированных квадратных метров, получится один миллиард 20 миллионов рублей. Хочется увидеть, что будет сделано в 2011 году на эти средства. Почему бы властям не помочь решить эти насущные проблемы в первую очередь?

В числе других важных проблем, которые может помочь решить власть, А. Воробьев называет возможность начала освоения строительной площадки на законно оформленном земельном участке - до того, как получено разрешение на строительство. Это позволит сократить сроки возведения домов сразу на несколько месяцев, так как часто до начала возведения здания площадку необходимо освободить от существующих сетей (если это теплотрасса, то работы можно производить лишь в теплое время года).

- Улучшить жизнь застройщикам можно, если пересмотреть решение городской Думы о компенсации за снос зеленых насаждений, - считает Александр Воробьев. - Согласно документу, газон - это участок, занятый преимущественно естественно произрастающей или засеянной травянистой растительностью, дерновой покров. А в советском энциклопедическом словаре написано, что газон - это участок земли с искусственно созданным травяным покровом, коротко постригаемым. То есть в постановлении Гордумы дано неправильное определение газона. И это позволяет насчитывать строителям суммарную компенсацию за снос зеленых насаждений только в одном Металлургическом районе на уровне одного миллиарда двухсот миллионов рублей.

кухни Старая Купавна

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318