Бывший сотрудник атомного предприятия Александр Ческидов решил построить кролиководческий комплекс

Бывший сотрудник атомного предприятия Александр Ческидов решил построить кролиководческий комплекс

Бывший сотрудник атомного предприятия Александр Ческидов решил построить кролиководческий комплекс, но не может преодолеть чиновничьи препоны. Полезное дело погрязло в бесконечных согласованиях и долгих разбирательствах. Между тем даже непосвященному ясно, что «кролики - это не только ценный мех».

Одобрено Клинтоном

В наш корпункт 54-летний Александр Николаевич пришел с огромными папками. В них переписка с сотрудниками администрации Озерского городского округа. Суть проблемы легко укладывается в несколько строк: Ческидову не дают разрешения на строительство кролиководческого комплекса. Хотя добро было получено еще в середине 2006 года.

- Я предприниматель с почти 20-летним стажем, - сообщил Александр Николаевич. - Прежде работал аппаратчиком на одном из заводов «Маяка». Нынче пытаюсь заниматься фермерским хозяйством.

Вот именно - пытается... А начиналось все хорошо. Однажды увидел по телевизору передачу о кролиководе из Санкт-Петербурга Игоре Николаевиче Михайлове. Тот разработал свою технологию выращивания пушистых и ушастых. Даже приз получил за производство экологически чистой продукции. И сертификат ему подписал не кто-нибудь, а большой ценитель диетического и легкоусвояемого мяса - бывший президент США Билл Клинтон.

Ческидов связался с Михайловым и съездил к нему. Пройдя двухнедельное обучение, получил право на использование его технологии.

- Принцип прост, - считает фермер. - Надо создать животным условия, приближенные к естественным. А это значит, что они должны жить, как повелось в их кроличьем мире, семьями или, если хотите, кланами. Обычно же (и я в этом убедился, объехав всю Челябинскую область) зверьков содержат стадами при двухразовом кормлении. А кролик должен питаться 80 раз в день.

Конструкцию михайловских мини-ферм Ческидов усовершенствовал. При этом значительно (процентов на 40), снизил себестоимость их изготовления. В просторных клетках-шедах есть «столовые», «спальни», прогулочные вольеры. И хотя на двух квадратных метрах общей площади особенно не разгуляться, но попрыгать-побегать-размяться места достаточно. Сам же новый подход примечателен тем, что кроликов можно содержать где угодно, хоть в квартире. Все дела в масштабах.

А масштабы у Ческидова такие, что квартирой тут не обойтись. Его ферма меряется не квадратными метрами, а гектарами! Вернее, должна мериться.

- Сегодня у меня нет земли, соответственно ничем не могу заниматься, - констатирует Александр Николаевич. - Прежде я арендовал территорию одного предприятия в Озерске. Содержал там около 20 клеток, где находилась одновременно пара сотен кроликов. Объемы росли. Мясо реализовывал в родном городе, а также в Челябинске и Кыштыме. Освоил выделку шкурок. Но рабочая площадка была маленькой, соток десять. А я хотел развиваться.

Карусель вместо дела

Присмотрев для своих нужд заброшенное тепличное хозяйство, фермер обратился в администрацию с просьбой отдать ему в аренду часть земли общей площадью пять с лишним гектаров. Заказал проект кролиководческого комплекса. Администрация в лице тогдашнего главы округа Сергея Чернышева предложила забрать всю территорию. Дескать, земля сельскохозяйственного назначения, никто прежде на нее виды не имел.

На территории имелись и постройки: административный корпус площадью в 1000 кв. метров, девять теплиц по десять соток каждая. Ческидов стал искать собственника земли. Вышел в Челябинске на комитет по управлению имуществом. Ему сказали: зачем тебе аренда? Лучше выкупай!

- Ввез я сотрудников комитета в город, - повествует Александр Николаевич. - Они сделали оценку, посчитали. Короче, я выкупил имущество по цене стройматериалов, о чем известно как оценщикам, так и администрации Озерска.

Но вскоре благое дело забуксовало. Организация, занявшаяся было проектированием фермы, ликвидировалась, проектные документы пропали. Пока фермер искал других проектантов, отпущенные на завершение всех подготовительных работ сроки прошли. Но в администрации кроликовода успокоили: живи спокойно, доделывай то, что начал.

- Просрочил я больше года, - честно признается Ческидов. - Однако верил, что администрация, коль меня обнадежила, слово свое сдержит.

Так бы оно, наверное, и было. Но прошли выборы... В марте нынешнего года фермер обратился уже в обновленную администрацию с просьбой продлить срок проектирования. Тем более что проектанты его успокоили: «Это пустая формальность, всем продлевают!»

Однако ответ был неутешительным: объяснения по поводу прострочки сочли неубедительными. А затем началась карусель: с Ческидова потребовали по новой заявку, проект, обоснование с планом маркетинга, доказательством экологически чистого вида продукции и прочее. Он снова начал добросовестно собирать все необходимые бумаги.

- Но в беседе с начальником управления имущественных отношений Борисом Джунушалиевым, - говорит Александр Николаевич, - мне ясно дали понять: через этот участок должна проходить дорога на автодром, которого пока не существует. Я согласился: вам - дорога, мне - земля под ферму. Дали «бегунок»: надо было собрать всего четыре подписи. В тот же день я все сделал. Опять прихожу. Мне дают еще документ, согласно которому надо собрать уже раза в три больше подписей. И это я сделал.

Премьер думает иначе

Походы по кабинетам продолжались в течение полугода, пока однажды Ческидов не услышал о поступлении новой заявки. А это значит - аукцион! Одновременно наш ходок узнал поразившую его новость: оказывается, территория, которую он добивается, не имеет статуса земли сельскохозяйственного назначения!

- А как же первоначальные решения, принятые прежней администрацией? - недоумевает Ческидов. - Как тогда расценить слова Путина, сказанные им 2 марта нынешнего года на 22-м съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России?

Ведь премьер-министр, а ныне кандидат в президенты, ясно дал понять: «…Землю должны получить те, кто будет на ней работать, для кого сельское хозяйство - это источник благосостояния и образ жизни».

Владимир Владимирович заявил также, что органы региональной власти должны в приоритетном порядке предоставлять свободные земли сельхозначения тем, кто хочет развивать агропромышленное производство, кто хочет стать фермером.

Казалось бы, все ясно. Но, видимо, в отдельно взятом городе с премьер-министром не согласны. Однажды у Ческидова поинтересовались, дескать, на какие очередные пожертвования вы бы могли пойти? Очевидно, имелась в виду уже сделанная им уступка в виде автодороги. Какой очередной шаг должен был сделать кроликовод, не уточнили.

Как водится в таких случаях, мы попытались выслушать вторую сторону в лице упоминаемого начальника комитета по управлению имуществом Джунушалиева. Три дня мы не могли с ним связаться, хотя через секретарей комитета сообщали ему о желании переговорить. Наконец руководителю нашего корпункта Геннадию Ярцеву удалось застать чиновника в кабинете. Однако он заявил: ничего комментировать не буду, землю я не выделяю, обращайтесь в администрацию.

А как же разнообразные документы в папках Ческидова, где нередко фигурирует фамилия Бориса Валерьевич? Как же, наконец, несколько встреч Джунушалиева с фермером по земельному вопросу, записанных на диктофон?

В Озерске чиновничий корпус не горит желанием развивать сельхоздеятельность. Или горит, но «горючки» не хватает? И почему у озерчан с национальным лидером такие полярные мнения?

Кстати, если бы дело, которое затеял наш кроликовод, выгорело, то получили бы работу около полусотни человек. Это помимо «легкоусвояемого мяса». Ну да кому это нужно?

Комментарий администрации Озерского городского округа

Индивидуальный предприниматель А.Н.Ческидов на протяжении семи лет использует в своих нуждах большой участок земли в центре коммунально-складской зоны города, не имея на него правоустанавливающих документов. Сегодня более пяти гектаров земли, обеспеченной многофункциональной развитой инженерной инфраструктурой, исключены из оборота и используются Александром Николаевичем по собственному усмотрению. На территории размещены клетки для кроликов, часть территории используется под стоянку легкового и грузового автотранспорта, принадлежащего А.Н. Ческидову и иным лицам, а списанное здание, подлежащее сносу, приспособлено под бытовку для сторожей. При этом за семь лет Александр Николаевич не заплатил в бюджет ни копейки за пользование землей.

В 2004 году А.Н.Ческидов получил от администрации предварительное согласование разработки проекта кролиководческого комплекса на территории бывшего МСХП «Тепличное», расположенного по Озерскому шоссе, 17, на площади 2,7603 га земли. В 2005 году предприниматель обратился с просьбой расширить площадь под проектирование до 5,0147 га, поскольку, по утверждению Александра Николаевича, он приобрел списанное имущество, находящееся на территории бывшего тепличного комбината. По условиям договора купли-продажи, имущество приобреталось как стройматериалы, которые предприниматель был обязан разобрать и вывезти с участка. Данное обязательство Александр Николаевич не выполнил до сих пор.

В 2006 году предприниматель получил новое предварительное согласование разработки проекта кролиководческого комплекса теперь уже на площади более пяти гектаров земли. Согласно действующему земельному законодательству, у А.Н. Ческидова было три года на разработку проекта и его согласование.

Ст. 31 Земельного кодекса РФ ограничивает продление данного срока, поэтому еще в июне 2009 года предварительное согласование прекратило свое действие из-за того, что предпринимателем не был разработан проект кролиководческого комплекса в сроки, установленные федеральным законодательством.

Несмотря на вышеизложенные обстоятельства, Александр Николаевич в 2011 году обратился в администрацию округа с просьбой продлить срок проведения проектно-изыскательных работ. Получив обоснованный отказ, предприниматель написал заявление о предоставлении занимаемой земли в бессрочную аренду для безвозмездного использования. Большую часть участка Александр Николаевич не планирует застраивать. По его замыслу, она должна использоваться для выпаса кроликов.

Вместе с тем еще в 2010 году в администрацию Озерского городского округа обратился другой предприниматель с просьбой согласовать ему использование занимаемого А.Н. Ческидовым участка земли для иных целей. Свое намерение он подтвердил еще раз в 2011 году. Предприниматель готов арендовать участок, развивать инженерную инфраструктуру, пополнять городской бюджет.

Современный Озерск живет в условиях экономии. Сдача муниципальной земли в аренду - один из способов пополнения бюджета. Одновременно в округе существует дефицит свободных земель в центре коммунально-складской зоны. При наличии потенциального арендатора данного участка земли власти округа были вынуждены попросить А.Н. Ческидова освободить самовольно занимаемую им территорию и выполнить свои обязательства по вывозу с нее списанных конструкций бывшего тепличного хозяйства.

VK31226318