Геннадий Бурбулис: «Человек, власть, свобода — моя святая троица»
Трудно найти более противоречивую фигуру, чем Геннадий Бурбулис. Преподаватель научного коммунизма из Екатеринбурга, ставший в конце 80-х яростным противником коммунистической идеи и на этой волне взлетевший на Олимп политической власти новой демократической России. Одно время он считался человеком № 2 в государстве, при президенте Ельцине занимал посты госсекретаря и заместителя председателя правительства Российской Федерации. А потом ушел в тень.
И вот 66-летний Бурбулис приезжает в Челябинск, чтобы прочитать курс лекций студентам челябинского отделения Российской академии госслужбы. И перед нами предстает уже новый Бурбулис. Не ортодоксальный оппонент всего, что связано со словом «советский», а вдумчивый ученый, пытающийся проанализировать наше «вчера», разобраться в дне сегодняшнем и дать политический прогноз на завтра. Сдержанными жестами, негромким голосом, какой-то особенной манерой общения со слушателями он больше напоминает пастора. Да, да, католического или лютеранского пастора.
Мы не могли упустить случай и задали гостю несколько вопросов.
- Геннадий Эдуардович, для начала: как правильно произносится ваша фамилия? С ударением на первом или на втором слоге? А то в эфире каких только вариантов не услышишь…
- Если быть точным, если придерживаться литовских правил произношения моей литовской фамилии, то нужно делать упор на букве «и». Но для русского уха все же привычнее ударение на первом слоге. А вообще-то Россия решает проблему произношения фамилии Бурбулис, аж с 1915 года, когда сюда переехали мои дедушка и бабушка (улыбается).
- Не так давно отмечалось 20-летие со дня подписания Беловежских соглашений. Читатель не простит, если я не задам вам вопрос: так кто же все-таки развалил СССР? Михаил Горбачев? Борис Ельцин? А может, Геннадий Бурбулис руку приложил?
- Да, с той поры прошло уже два десятилетия, но глубокого и системного понимания того, что произошло в 1991 году, до сих пор нет. Мне как ученому, а в прошлом еще и политику-практику, представляется, что СССР как государство перестал существовать 22 августа 1991 года, сразу после ликвидации путча. Это произошло после того, как члены ГКЧП лишили нас возможности подписать подготовленный в сложных условиях договор о Союзе суверенных государств. Я считаю точным следующее определение: августовский путч стал политическим Чернобылем советской тоталитарной системы. И «радиация» от этого взрыва до сих пор в той или иной степени воздействует на нас.
- Выходит, процесс разрушения огромного государства был запрограммирован и оказался необратимым?
- После 22 августа и перед Горбачевым, и перед Ельциным встала одна задача: найти схему, которая могла обеспечить хотя бы минимальную управляемость тем пространством, которое еще называлось Советским Союзом. Ситуация угрожала кровопролитной гражданской войной. Войной за передел наследства империи. Пример Югославии - наглядное тому подтверждение. Чтобы предотвратить подобный сценарий, необходимо было принимать срочные политические решения.
- И они были приняты в Беловежской пуще?
- Там была найдена единственная взаимоприемлемая на тот момент формула выживания в сложившихся условиях. Ведь переговоры о новом Союзном договоре к тому времени стали уже невозможны - этот вариант категорически отвергла украинская делегация. В Белоруссию мы приехали без готового текста соглашения. Уже там он создавался как продукт коллективного творчества. Готовили его, исходя, прежде всего, из желания сохранить наше общее жизненное пространство.
- Но в итоге получили 15 самостоятельных государств…
- Когда меня спрашивают, правильным ли было то, что мы сделали в декабре 1991 года, я напоминаю о таком термине, как «беловежский консенсус». Речь идет не только о тексте соглашения, подписанного 8 декабря в Беловежской пуще. До сих пор не осознана вся уникальность свершившегося. Эта уникальность - в добровольном отказе Украины, Казахстана и Белоруссии от ядерного оружия. В то время, когда весь мир сегодня живет борьбой за обладание оружием массового уничтожения (вспомним Иран, Пакистан, Израиль, Индию, Северную Корею), мы 20 лет назад приняли и реализовали беспрецедентное решение о добровольном отказе сразу трех государств от такого оружия. Представьте себе хоть на минуту, что Лукашенко сегодня обладает ядерной бомбой… Но мы этого не допустили. И еще: в декабре 91-го года завершилась холодная война, длившаяся более четырех десятилетий. Не нужно забывать и то, что лаконичный двухстраничный текст беловежского соглашения, содержащий 14 статей, сформулировал стратегию долговременного демократического развития республик бывшего Советского Союза.
- Критики Беловежских соглашений сходятся на том, что отсутствие президента Казахстана было ошибкой организаторов переговоров.
- На самом деле Нурсултан Абишевич Назарбаев был приглашен, он просто не доехал. А пока он ехал, мы постоянно были с ним на связи.
- Иными словами, Назарбаев просто время тянул?
- Наверное, совершал какой-то свой маневр. Но, знаете, мы благодарны Назарбаеву. Когда в Беловежье была найдена новая форма сосуществования бывших союзных республик, именно Нурсултан Абишевич инициировал встречу лидеров закавказских республик, убедил их выступить в качестве соучредителей СНГ. И 21 декабря к нам присоединилось еще восемь республик бывшего СССР.
- Сегодня многие говорят о том, что модель Советского Союза может быть воссоздана. Главный мотор процесса - Владимир Путин, действующий по методике легендарного канцлера Германии Отто фон Бисмарка, путем экономического объединения стран под эгидой единого таможенного союза.
- Я всегда приветствовал любые интеграционные процессы и сейчас считаю их необходимыми. Может ли это вылиться в создание новых крепких межгосударственных объединений на территории бывшего СССР? Буду этому только рад. Есть ли сегодня для этого предпосылки? Думаю, пока они не столь существенны, как хотелось бы.
- А если в результате мы получим Советский Союз № 2 со всеми вытекающими последствиями?
- Накопленная за годы существования СССР «радиация» продолжает свое пагубное воздействие. И меня очень тревожит тот факт, что в последние годы мы являемся свидетелями возрождения имперских амбиций, имперского мышления, культивирования образа врага. Это тот случай, когда люди забыли историко-культурную катастрофу, которая произошла с народами СССР. Забыли насилие, репрессии, масштаб и несправедливость которых не знает аналога в истории человечества.
- Возрождение советского гимна - из той же оперы про «имперские амбиции»?
- Это решение было ориентировано на имперскую ностальгию. Напоминать о дорогих сердцу символах легче, чем обеспечивать программу развития, которая зачастую конкретным людям непонятна. Возвращение гимна затормозило процесс консолидации общества вокруг тех новых ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации.
- Одним из творцов которой считают и вас…
- Когда мои коллеги, ученые, политики, начинают обсуждать вектор развития России, я всегда с грустью напоминаю: на эти вопросы ответы уже существуют. Все гуманитарные и правовые смыслы современной и будущей России заложены в одном документе - в Конституции РФ образца 1993 года. В ней - исторический выбор, который сделала новая Россия. Сделала, пройдя через тяжелейший конституционный кризис осени 93-го года. Это и есть фундаментальная основа для нашего дальнейшего поступательного развития. Именно Конституция должна стать верой, credo любого чиновника пресловутой вертикали власти. Она - гражданская Библия нашего общества.
- Как думаете, не этот ли постепенный дрейф в сторону от постулатов Конституции-93 спровоцировал минувшей зимой массовые митинги?
- Без умения отстаивать свободу у общества нет будущего. Я убежден: у этих митингов не столько политический, сколько этический аспект. В официальных отчетах о результатах думских и президентских выборов люди почувствовали неуважение к себе как к личностям. Знаете такое выражение: «достало!»? Вот и многих из тех, кто был на Болотной, на Пушкинской, на проспекте Сахарова, достало систематическое унижение со стороны властей. Они вышли и заявили, что у них есть чувство собственного достоинства. Это, если хотите, было испытанием на совестливость.
- Еще один вопрос, Геннадий Эдуардович. На нашу встречу я принес образцы «уральских франков», эту квазивалюту в начале 90-х напечатали власти Свердловской области, всерьез задумавшиеся о создании независимой от Москвы Уральской республики. На ваш взгляд, насколько близка была Россия в те годы от повторения судьбы СССР?
- Да, помню, помню эти франки… Можно мне одну бумажку на память взять?.. Приезжали свердловчане в правительство с этой опасной идеей, однако поддержки у нас не нашли (рассматривает 50-франковую банкноту). И сейчас некоторые говорят, что империя еще до конца не распалась и России угрожает дальнейшее дробление. Я с этим не готов согласиться. Мне кажется, что и Советский Союз можно было трансформировать, по крайней мере, мы все для этого делали. И если бы Ельцин в свое время не сформулировал фразу: «Берите столько суверенитета, сколько освоите», процесс распада страны, думаю, продолжился бы. Однако исторический компромисс был найден, и мы не допустили трещины на основании российской государственности. Мы вышли на федеративный договор, который погасил эту центробежную силу, вызванную эйфорией самодостаточности некоторых российских регионов.
- Тогда, если можно, поговорим о личности Бориса Ельцина. Одно время вы считались вторым после него человеком в государстве. Следовательно, знали его хорошо. Насколько соответствовало Ельцину прозвище Царь Борис?
- Это определение очень навредило Ельцину. В оборот оно было запущено теми, кто не понимал, сколько беды нашей стране принесло самовластие. Не спорю, звучит красиво и даже где-то статусно. Но внутри заложена опаснейшая идея, которую сам Ельцин отвергал всем своим существом. Это идея монополии власти. Все, что делал Борис Николаевич начиная с 1989 года, было направлено на восстановление социальной справедливости, на утверждение прав каждой отдельной личности на собственные убеждения. Какой уж тут «царь Борис»?
- А его грозный вид, осанистая фигура, громкий голос, царственные повадки?..
- Да, он выглядел таким - властным, харизматичным, уверенным в себе и излучающим силу. Но его сокровенные, непубличные черты до сих пор остаются неизвестными широкой публике. Профессиональный строитель, человек, достигший выдающихся результатов в рамках тоталитарной системы, сам продукт этой системы - и при этом ни к одному человеку Борис Николаевич не обращался на «ты». Никогда, даже в самых критических условиях, не ругался матом. Ни разу даже на десять секунд не опоздал ни на одну встречу. Этот излучающий энергию подавления человек обладал непостижимой внутренней культурой. Что касается исторического вклада Ельцина, то он, на мой взгляд, с каждым годом будет все больше и больше переоцениваться. Он заложил фундамент новой российской государственности. Со свойственной ему интуицией Ельцин понял, что нельзя откладывать глубокие экономические реформы и всю свою волю направил на их осуществление. Наконец, Ельцин возглавил освободительное движение на территории бывшего СССР. Долгое время он был моральным лидером на этом огромном пространстве.
- А вам нравится памятник Ельцину в Екатеринбурге? Он сделан из белоснежного мрамора. Разве первый президент России при жизни был таким - «белым и пушистым»?
- Лично для меня существует два Ельцина: Ельцин начала 90-х и второй, каким он стал позже. Я убежден, что в истории России останется все же первый - реформатор, созидатель, человек, переступавший через путы тоталитарного воспитания и открывший для России новые горизонты. Светлый образ - как и материал, из которого выполнен памятник. Ведь Борис Николаевич сам нес свет, идею освобождения, в нем всегда жили сострадание и милосердие.
- Геннадий Эдуардович, а как быть с еще одним определением: «Бурбулис - серый кардинал раннего Ельцина»?
- Не вижу в нем ничего плохого. Смотря что понимать под этим определением. Если это тот незаметный интриган, который что-то шепчет из-за чужой спины, то это не про меня. Бурбулис никогда ни за чью спину не прятался. Так что когда я в очередной раз слышу подобное выражение, то позволяю себе шутить: согласен. Согласен, если под «серостью» понимать наличие серого вещества, а под «кардинальностью» - решительность, последовательность, убежденность.
- В Челябинск вы приехали в качестве основателя новой дисциплины - политософии. Что это такое?
- Новое научное направление. Оно отражает мой жизненный опыт, мою судьбу, если хотите. Политософия - это продукт переходной эпохи, синтез философии и политологии. Я ее определяю как совокупность диалоговых, социально-культурных, образовательных, гуманитарно-правовых и нравственно-религиозных практик. Политософия изучает те вызовы, которые стоят сегодня и перед страной, перед всем человечеством. Эти вызовы нуждаются в новом аппарате осмысления. Ключевой вопрос политософии - как человеку жить достойно среди людей? Это новый взгляд на человеческую жизнь. Человек, власть, свобода - вот, так сказать, «святая троица» политософии.
- Признайтесь, Геннадий Эдуардович, мемуары пишите? Ведь вам есть что рассказать о малоизвестных страницах первых лет существования Российской Федерации…
- Нет, за мемуары пока не садился. Кое-какие задумки, конечно, имеются и даже рабочий материал под условным названием «Моя Россия. От империи к свободе». Но полностью переключиться на этот процесс все никак не удается. И потом мемуары предполагают некое подведение итогов, а мне хочется сделать еще очень и очень многое.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве