Денис Мацуев: "Не умею говорить "нет"
За перемещениями Дениса Мацуева, которые он сам называет безумными, трудно уследить. С начала года он успел побывать в турне в США, выступал во Франции, Испании, Швейцарии, Голландии, Японии, дал концерты в Перми, Петербурге, Астрахани. На днях дал сольный концерт в Париже. А четыре дня предыдущей недели выдающийся пианист и общественный деятель провел в Челябинске, куда привозил звездный состав музыкантов классического и джазового направления.
Три отменных концерта в зале Прокофьева, выездные концерты в пяти городах области, мастер-классы столичных педагогов для юных музыкантов - все эти события первого челябинского фестиваля «Денис Мацуев представляет…» маэстро скрупулезно зафиксировал на своем интернет-сайте, поместив ссылки на репортажи местных СМИ. Тем самым закрепил значение этого триумфального события не только в жизни нашей области, но и в своей.
- Люблю ваш город, - признался Денис будучи в Челябинске. - Был здесь не раз с сольными концертами, с оркестрами Валерия Гергиева и Юрия Симонова. Рад, что мне предложили провести свой фестиваль, за что благодарен вашему губернатору, поддержавшему проект, областному минкульту и замечательной Челябинской филармонии.
С детства люблю что-то организовывать и всегда получаю от этого удовольствие. У меня жесткий график - 160 ежегодных концертов. Треть из них играю в Отечестве. Российские гастроли - мой приоритет и некая миссия музыкального просвещения. Иногда в провинциальном русском городе концерт проходит удачнее, чем в нью-йоркском «Карнеги-холле».
Россия - это не только Москва и Петербург. Поэтому сейчас у меня пять региональных фестивалей, включая мою гордость - «Звезды на Байкале» в моем родном Иркутске. За шесть лет там выступили самые знаменитые оркестры, дирижеры и вокалисты. На фестиваль летят чартеры из Японии, Китая, Германии. Ведутся прямые трансляции в Интернете.
Такую перспективу вижу и для Челябинска, где бурлит филармоническая жизнь, а публика очень подготовленная, восприимчивая. Мои друзья-музыканты, как и я, ощутили со здешними слушателями энергетическую связь и огромное удовольствие от сотрудничества с камерным оркестром «Классика». Но все мы мечтаем, чтобы в регионах появились большие симфонические оркестры. Думаю, для Челябинска это выполнимо.
- На вашей родине в Иркутске «под вас» построен Дом музыки Дениса Мацуева.
- Это некая благодарность властей за фестиваль «Звезды на Байкале». Новая концертная площадка дает перспективы и для новых проектов.
Акустика - вот что самое важное в залах для классической музыки. В России пока что всего два отвечают этому требованию: в Питере - Гергиева и в Омске, где по решению губернатора Полежаева всего за год была проведена масштабная реконструкция концертного зала. В Омск приглашали знаменитого американского специалиста по акустике. Зал вмещает более тысячи зрителей, он оборудован по международным стандартам. Это потрясающее наследие для будущих поколений. Челябинский зал имени Прокофьева знаменит как раз прекрасной акустикой. Но он очень мал и несовременен. Пора строить новый, я думаю, это понимают и местные власти.
- В дни фестиваля этот зал не смог вместить всех желающих, особенно на концерт «Классика&джаз». Кто попал, будет его вспоминать долго. Феноменальное шоу заставило зрителей радоваться и улыбаться.
- Джаз без юмора невозможен, как и искусство вообще. А людей без чувства юмора я просто боюсь. В нашей команде, к счастью, таких нет. С самого детства к джазу меня влекло так же сильно, как к футболу. Почему-то до сих пор существует мнение, что академическому пианисту играть эту музыку несолидно. Но я отстоял свое право. Даже самые серьезные классические концерты нередко завершаю джазовыми импровизациями. На авторском вечере Родиона Щедрина в Большом зале Московской консерватории, сыграв его фортепианный концерт, попросил слушателей назвать любое сочинение композитора для джазовой импровизации. Публика выбрала «Не кочегары мы, не плотники». Родион Константинович остался мною очень доволен.
Вот так классическими руками пытаюсь проникнуть в мир импровизации и втягиваю в эту атмосферу других академических музыкантов. Бывает, что и джазмены берутся за смычки, начиная играть классическую музыку. Такое сплетение муз дает необычайно яркий результат.
- Как удалось сплотить вокруг себя такую отличную команду, когда вы все так заняты да и живете по разным городам и странам? А вас вообще называют чемпионом по количеству концертов и налетанных миль.
- И у ребят, и у меня график сумасшедший. Но есть чувство ответственности друг перед другом, а тем более перед публикой. Воплощать наши проекты помогает дружба. Даже так скажу - родство. Мы все воспитанники межрегионального благотворительного фонда «Новые имена», а это большая уникальная семья. Через нее прошло более десяти тысяч человек, и я в том числе.
В 1990 году в Иркутск приехала бессменный президент этого фонда Иветта Николаевна Воронова. У меня, школьника-подростка, в тот день был ответственный футбольный матч. В общем, не до музыки. Она уговорила меня прийти в филармонию на отборочный концерт. Я сыграл Рахманинова. Подошла Иветта Николаевна и говорит: «Хотим пригласить тебя в Москву, будешь продолжать учиться игре на фортепиано в Центральной музыкальной школе при консерватории». Но меня ждали на футбольном поле, и я убежал. Покидать родной Иркутск и друзей-товарищей не собирался. Однако мудрый папа знал, на какую струну нажать. Сказал, что в Москве смогу не по телевизору, а живьем смотреть матчи любимой команды «Спартак». Вот так моя жизнь кардинально изменилась.
Поддержка «Новых имен» неоценима. Это и мастер-классы, и приобретение инструментов, и стажировка в разных странах, и летняя школа в Суздале с ее уникальной атмосферой, куда приезжают лучшие педагоги мира. И самое главное - практика на сцене. Благодаря «Новым именам» я сразу начал ездить на гастроли и только тогда понял, что профессия пианиста может стать моей судьбой.
В рамках фестиваля «Денис Мацуев представляет…» мы почти в каждом городе находим талантливых детей, даем им стипендии, следим за их творчеством. В Челябинске наша семья пополнилась новыми стипендиатами фонда. Ими стали юные музыканты Арсений Горбенко (виолончель), Арсентий Буранов (фортепиано) и Владимир Петров (фортепиано). Мы будем оказывать им поддержку.
- Бесконечные концерты с перелетами из страны в страну, организация пяти фестивалей, фонды и многое другое. Скажите, как выдерживаете столь бурный ритм жизни?
- Так я живу вне времени. Только в этом году было девять полетов через океан в Америку, в Азию летал четыре раза. Просыпаясь, иногда не понимаю, в какой нахожусь стране, что за гостиница, что за зал, в котором я играю вечером. Но не жалуюсь: этот график придумал себе сам. До сих пор не умею говорить слово «нет», не могу отказать, когда меня приглашают с разными проектами. Слава богу, энергии пока хватает.
- Чем ее подпитываете? Игрой в футбол? Или бокалом алкоголя? Впрочем, ведущий фестивальных концертов, знаменитый Святослав Бэлза пошутил, что с вами много не выпьешь. У вас такая ответственность, лишний бокал потом скажется, не дай бог, на Шостаковиче, Листе или Рахманинове. Но в Иркутске ему все же довелось выпить с вами водки на байкальской воде с глубины 400 метров.
- Есть термин, который придумал Владимир Теодорович Спиваков, мой большой друг и старший творческий брат, - сценотерапия. Потрясающе точно! Ничто так не лечит и не заряжает энергией, как сцена. Когда в финале гала-концерта мы встаем перед зрителями сплоченной командой, испытываешь такой прилив сил! Нам ничего не страшно. В позапрошлом году, получая Государственную премию, я сказал, что наша фестивальная команда, выражаясь спортивной терминологией, не умеет играть от обороны. И если бы большинство из моих друзей-музыкантов были футболистами, мы бы на чемпионате мира выиграли.
Кстати, замечу, что Россия кучу денег вкладывает в спорт. Это здорово, я спортивный человек, до 16 лет с азартом играл в футбол и хоккей, даже ломал руки. Но наша сборная по футболу за последние пятьдесят лет ни разу не получала «золото».
Спортивный мир рукоплещет футбольным клубам «Барселона», «Реал», «Манчестер юнайтед». А в музыкальном мире такого планетарного почтения удостоены оркестр Гергиева и оркестр Петербургской филармонии под руководством Темирканова. Жаль, если некоторые соотечественники не понимают, какая это большая гордость для страны.
Я рад, что мой проект стартовал в Челябинске с перспективой продолжения. Мне приятно, что после нашей встречи с Михаилом Валериевичем Юревичем ваш губернатор принял решение приобрести для филармонии новый концертный рояль Steinway. Надеюсь, еще поиграем в новом концертном зале и с большим симфоническим оркестром, который непременно должен появиться в Челябинске.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве