Ирина Мирошниченко: «Я стеснялась петь на людях»
«У нее иконописное лицо». Так сказал об Ирине Мирошниченко Андрей Тарковский. «Андрей Арсеньевич меня случайно увидел в кафе гостиницы «Националь» и пригласил на пробы, - вспоминает Ирина Петровна. - Он предложил мне сыграть Марию Магдалину…»
Это было почти полвека назад. А скоро у Ирины Мирошниченко - большая дата, юбилей. Чествовать народную артистку России будут в Доме кино. Ее юбилейный бенефис называется «Я родилась…» Поздравить замечательную актрису придут коллеги, которые играли вместе с ней в кино и театре. И, конечно же, поклонники. Те, кто видел ее замечательную игру на театральной сцене - в спектаклях «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Валентин и Валентина», «Татуированная роза»… И те, кто знает Ирину Мирошниченко только по фильмам: как юную Катю из «Я шагаю по Москве», как маму главной героини Катюши из «Вам и не снилось…», как Клавдию из киноленты «Старый Новый год», как Юлию из трилогии «Зимняя вишня». Без нее невозможно представить фильмы «Пришел солдат с фронта», «Миссия в Кабуле», «Их знали только в лицо», «Единственная дорога»... Ее роли вошли в золотой фонд российского кинематографа. Вся Страна Советов в нее влюбилась после выхода на экраны фильма «Это сладкое слово - свобода!» И во многом благодаря игре Мирошниченко фильм литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса получил три престижные награды: Золотой приз VIII Московского кинофестиваля, взял премии на кинофестивалях в Роттердаме и Антверпене.
В каждой роли, в песнях, которые исполняет Ирина Петровна, она предстает настоящей женщиной - искренней, сильной, любящей, борющейся за свое счастье.
Детство: тихий дворик на Тверском бульваре.
Она родилась в разгар войны в Барнауле, в эвакуации. Но по праву считает себя коренной москвичкой.
- В Барнауле я провела только первые две недели своей жизни, и как только немцы отступили от Москвы, мы вернулись… Мама была актрисой, училась у Александра Яковлевича Таирова, знаменитого в довоенное время актера и режиссера. Она изумительная и талантливая женщина, красавица с роскошными рыжими волосами - не гнушалась никакой работы, с детства умела делать все. В их семье было много детей, мама была самой младшей. Ее мама, моя бабушка, умерла от тифа, папа, мой дедушка, женился на другой, и мачеха отдавала детей пожить на время в соседские семьи. У чужих людей, конечно, приходилось делать все по хозяйству, и мама уже с детства умела многое. А оказались они в эвакуации после того, как папу забрали на военные сборы в поселок Кубинка, что под Москвой. Маме с папой как мужу и жене дали землянку, утром папа побежал в казарму. А там - никого! Потом узнал, что ночью немцы подошли к лагерю, и солдаты пошли в бой с учебными ружьями. А про папу забыли - это его и спасло… Начальник лагеря приказал папе и маме приготовить еду для раненых, вернувшихся из боя. После того, как солдаты были накормлены, маме дали «полуторку», чтобы она съездила в Москву за Рудиком - моим старшим братом, ее сыном от первого брака, и за вещами. Обратно в Кубинку возвращались под бомбежкой. А потом поездом отправились в Сибирь. Папа доехал с ними до какой-то ближайшей станции, а потом его отправили на фронт, а мама с Рудиком добрались до Барнаула, где она меня и родила…
Петр Исаевич, отец актрисы, дошел до Берлина.
- Папа вернулся домой, в Москву, в нашу маленькую девятиметровую комнатку на Тверском бульваре. Какой же радостью для всех нас был его приход! - вспоминает Ирина Петровна. - Но папа вернулся инвалидом… У меня перед глазами до сих пор стоит наш маленький дворик и небогатая обстановка комнатки... Но мы были счастливы. По вечерам мы с мамой сидели на нашем Тверском бульваре - мама мне читала, что-то рассказывала. А когда спускались сумерки, я видела, как вдалеке, от памятника Тимирязеву, шел со службы папа. Он был в галифе, сером пиджаке, перетянутом поясом с большой железной пряжкой. Папа кричал мне: «Дочка!» - раскидывал руки, и я бежала к нему. Мама звала брата, который играл во дворе с мальчишками или гонял голубей. Рудька влетал домой, и мы садились ужинать. Мама подавала замечательные пироги… У нас были и кошка, и собака, а когда брат поехал по путевке на целину, привез мне оттуда живого ежика, и он тоже жил у нас. Мы все так любили друг друга! Для меня это было изумительное время! Невзирая на то, что проходило оно в крошечной комнатке, да и жизнь была тяжелой... Но, несмотря на нехватку денег, родители в шесть лет отдали меня учиться игре на скрипке. Потом я освоила и аккордеон. Мечтала играть на арфе, но ее негде было ставить дома… Правда, потом наш дом расселяли и нам выделили просторное жилье - две комнаты в трехкомнатной квартире на Ленинском проспекте...
Воплощенная мечта
- Маленькой девочкой я мечтала стать балериной, а потом - актрисой, - говорит Ирина Мирошниченко. - Всю свою страсть к актерской профессии мне передала мама, актриса Москонцерта.
Когда я сказала, что хочу попробовать поступить в театральный вуз, мама стала готовить меня в школу-студию МХАТ. Она, наверное, больше меня хотела, чтобы я туда поступила. Мама отдала мне все свои знания, и я успешно выдержала экзамены. Она всегда была моим главным критиком и очень сурово относилась ко всему, что я делаю, требуя от меня успехов. Она была и моим главным зрителем, и почитателем - на всех моих спектаклях и концертах сидела в центре зала, и я всегда ей отдавала все подаренные мне цветы... Мама обожала меня до последних дней своей жизни - как и я ее! На этом свете ее нет со мной уже семь лет, но я не могу расстаться с ней, с ее безграничной ко мне любовью. Это истинное счастье - иметь таких родителей, такого изумительного брата, с которым я была до последних его дней. И так горько, что все они уже ушли...
Ирина Петровна признается, что все ее героини ей близки:
- Они все сотканы из меня, но я не являюсь ни одной из них, - говорит актриса. Во МХАТе ей довелось работать с выдающимися режиссерами XX века: Борисом Ливановым, Иосифом Раевским, Олегом Ефремовым, Романом Виктюком... А кинокарьера Ирины Мирошниченко началась с картины Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Катю, сестру Коли - персонажа Никиты Михалкова, она сыграла, еще будучи студенткой. За что чуть не вылетела из школы-студии! ы
- Мне предложили маленькую роль, и я согласилась. Меня потом долго ругали на всех студенческих собраниях и чуть не отчислили: сниматься студентам МХАТа было строго-настрого запрещено! А кинематографисты очень ценили студентов именно нашего вуза, ведь отбор во МХАТ был чуть ли не тысячу человек на место, и уже одно поступление туда требовало титанических трудов и говорило о твоих способностях. Я знала, что потом могут быть неприятности, но мне так хотелось попробовать себя на съемочной площадке. Подумала: может быть, никто этого фильма и не увидит... Знаете ли, такая страусиная тактика. С тех пор искореняю в себе эту черту, ведь чтобы ты ни сделал, рано или поздно это станет известно.
А через три года ее снимал Тарковский в своем фильме «Андрей Рублев».
- Но для меня особо дорога роль Елены Андреевны в картине Андрея Кончаловского «Дядя Ваня» по пьесе Чехова. Прежде всего - это Чехов, это восхитительные партнеры: Смоктуновский, Бондарчук, Зельдин, Купченко… И конечно, изумительный режиссер... Фильм вошел в историю, получил массу международных призов и занял достойное место в мировой кинотеке.
Жизнь и песня
Особое место в творчестве Ирины Мирошниченко занимает песня.
- Я пою с детства, но многие годы очень стеснялась петь на людях - пробовала делать это потихоньку, исподволь. А однажды вышла в Ленинграде на сцену с потрясающим актером Александром Горковенко и спела песню «Театр» моего друга композитора Владислава Успенского, который писал музыку к фильму «Миссия в кабуле». Позже, когда я исполняла эту песню уже в Москве, меня услышал за кулисами Лев Лещенко и предложил на его 50-летие в концертном зале «Россия» исполнить вместе с ним песню «Ах, как жаль». Конечно, я согласилась и очень обрадовалась этому предложению. Уже через несколько дней в красивейшем туалете от Валентина Юдашкина вышла на эту прославленную сцену на юбилей прекрасного певца с замечательной песней. И с той минуты песня прочно вошла в мою жизнь. Чуть позже, уже на свой юбилей, в Театре эстрады я приготовила целую программу по песням Андрея Никольского, и Роман Виктюк поставил очень красивый концерт. В зале сидели Михаил Сергеевич Горбачев с супругой Раисой Максимовной, Владимир Зельдин, Иннокентий Смоктуновский… Вот так я стала петь в концертах и спектаклях, записывать сначала пластики, а позже - диски… В новой же постановке МХАТа «Моя дорогая Матильда», где я играю главную роль, родилась идея в конце спектакля исполнить знаменитую песню Шарля Азнавура «Богема», что я делаю с огромным удовольствием. Пою и песни военных лет, ведь это - дань памяти всем героям Великой Отечественной войны, которые отстояли Москву, всю нашу страну, положили свои жизни и здоровье во имя всех нас, ныне живущих. Это благодарность моему папе, который прошел всю войну, маме, которая работала в тылу, брату, который мальчишкой рвался на фронт… Это - то малое, чем могу отблагодарить всех ветеранов войны.
ххх
- Когда я стала взрослой и у меня за плечами уже были некоторые успехи в театре и кино, мама рассказала мне, - вспоминает Ирина Петровна, - что когда я родилась, было ранее утро, и на синеватом небосклоне она увидела звезду. Глядя на нее из окна палаты барнаульского роддома, мамочка загадала, чтобы ее дочка стала звездой…
Надо ли говорить, что заветное желание мамы сбылось.