Ирина Мирошниченко: «Я стеснялась петь на людях»

Ирина Мирошниченко: «Я стеснялась петь на людях»

«У нее иконописное лицо». Так сказал об Ирине Мирошниченко Андрей Тарковский. «Андрей Арсеньевич меня случайно увидел в кафе гостиницы «Националь» и пригласил на пробы, - вспоминает Ирина Петровна. - Он предложил мне сыграть Марию Магдалину…»

Это было почти полвека назад. А скоро у Ирины Мирошниченко - большая дата, юбилей. Чествовать народную артистку России будут в Доме кино. Ее юбилейный бенефис называется «Я родилась…» Поздравить замечательную актрису придут коллеги, которые играли вместе с ней в кино и театре. И, конечно же, поклонники. Те, кто видел ее замечательную игру на театральной сцене - в спектаклях «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Валентин и Валентина», «Татуированная роза»… И те, кто знает Ирину Мирошниченко только по фильмам: как юную Катю из «Я шагаю по Москве», как маму главной героини Катюши из «Вам и не снилось…», как Клавдию из киноленты «Старый Новый год», как Юлию из трилогии «Зимняя вишня». Без нее невозможно представить фильмы «Пришел солдат с фронта», «Миссия в Кабуле», «Их знали только в лицо», «Единственная дорога»... Ее роли вошли в золотой фонд российского кинематографа. Вся Страна Советов в нее влюбилась после выхода на экраны фильма «Это сладкое слово - свобода!» И во многом благодаря игре Мирошниченко фильм литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса получил три престижные награды: Золотой приз VIII Московского кинофестиваля, взял премии на кинофестивалях в Роттердаме и Антверпене.

В каждой роли, в песнях, которые исполняет Ирина Петровна, она предстает настоящей женщиной - искренней, сильной, любящей, борющейся за свое счастье.

Детство: тихий дворик на Тверском бульваре.

Она родилась в разгар войны в Барнауле, в эвакуации. Но по праву считает себя коренной москвичкой.

- В Барнауле я провела только первые две недели своей жизни, и как только немцы отступили от Москвы, мы вернулись… Мама была актрисой, училась у Александра Яковлевича Таирова, знаменитого в довоенное время актера и режиссера. Она изумительная и талантливая женщина, красавица с роскошными рыжими волосами - не гнушалась никакой работы, с детства умела делать все. В их семье было много детей, мама была самой младшей. Ее мама, моя бабушка, умерла от тифа, папа, мой дедушка, женился на другой, и мачеха отдавала детей пожить на время в соседские семьи. У чужих людей, конечно, приходилось делать все по хозяйству, и мама уже с детства умела многое. А оказались они в эвакуации после того, как папу забрали на военные сборы в поселок Кубинка, что под Москвой. Маме с папой как мужу и жене дали землянку, утром папа побежал в казарму. А там - никого! Потом узнал, что ночью немцы подошли к лагерю, и солдаты пошли в бой с учебными ружьями. А про папу забыли - это его и спасло… Начальник лагеря приказал папе и маме приготовить еду для раненых, вернувшихся из боя. После того, как солдаты были накормлены, маме дали «полуторку», чтобы она съездила в Москву за Рудиком - моим старшим братом, ее сыном от первого брака, и за вещами. Обратно в Кубинку возвращались под бомбежкой. А потом поездом отправились в Сибирь. Папа доехал с ними до какой-то ближайшей станции, а потом его отправили на фронт, а мама с Рудиком добрались до Барнаула, где она меня и родила…

Петр Исаевич, отец актрисы, дошел до Берлина.

- Папа вернулся домой, в Москву, в нашу маленькую девятиметровую комнатку на Тверском бульваре. Какой же радостью для всех нас был его приход! - вспоминает Ирина Петровна. - Но папа вернулся инвалидом… У меня перед глазами до сих пор стоит наш маленький дворик и небогатая обстановка комнатки... Но мы были счастливы. По вечерам мы с мамой сидели на нашем Тверском бульваре - мама мне читала, что-то рассказывала. А когда спускались сумерки, я видела, как вдалеке, от памятника Тимирязеву, шел со службы папа. Он был в галифе, сером пиджаке, перетянутом поясом с большой железной пряжкой. Папа кричал мне: «Дочка!» - раскидывал руки, и я бежала к нему. Мама звала брата, который играл во дворе с мальчишками или гонял голубей. Рудька влетал домой, и мы садились ужинать. Мама подавала замечательные пироги… У нас были и кошка, и собака, а когда брат поехал по путевке на целину, привез мне оттуда живого ежика, и он тоже жил у нас. Мы все так любили друг друга! Для меня это было изумительное время! Невзирая на то, что проходило оно в крошечной комнатке, да и жизнь была тяжелой... Но, несмотря на нехватку денег, родители в шесть лет отдали меня учиться игре на скрипке. Потом я освоила и аккордеон. Мечтала играть на арфе, но ее негде было ставить дома… Правда, потом наш дом расселяли и нам выделили просторное жилье - две комнаты в трехкомнатной квартире на Ленинском проспекте...

Воплощенная мечта

- Маленькой девочкой я мечтала стать балериной, а потом - актрисой, - говорит Ирина Мирошниченко. - Всю свою страсть к актерской профессии мне передала мама, актриса Москонцерта.

Когда я сказала, что хочу попробовать поступить в театральный вуз, мама стала готовить меня в школу-студию МХАТ. Она, наверное, больше меня хотела, чтобы я туда поступила. Мама отдала мне все свои знания, и я успешно выдержала экзамены. Она всегда была моим главным критиком и очень сурово относилась ко всему, что я делаю, требуя от меня успехов. Она была и моим главным зрителем, и почитателем - на всех моих спектаклях и концертах сидела в центре зала, и я всегда ей отдавала все подаренные мне цветы... Мама обожала меня до последних дней своей жизни - как и я ее! На этом свете ее нет со мной уже семь лет, но я не могу расстаться с ней, с ее безграничной ко мне любовью. Это истинное счастье - иметь таких родителей, такого изумительного брата, с которым я была до последних его дней. И так горько, что все они уже ушли...

Ирина Петровна признается, что все ее героини ей близки:

- Они все сотканы из меня, но я не являюсь ни одной из них, - говорит актриса. Во МХАТе ей довелось работать с выдающимися режиссерами XX века: Борисом Ливановым, Иосифом Раевским, Олегом Ефремовым, Романом Виктюком... А кинокарьера Ирины Мирошниченко началась с картины Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Катю, сестру Коли - персонажа Никиты Михалкова, она сыграла, еще будучи студенткой. За что чуть не вылетела из школы-студии! ы

- Мне предложили маленькую роль, и я согласилась. Меня потом долго ругали на всех студенческих собраниях и чуть не отчислили: сниматься студентам МХАТа было строго-настрого запрещено! А кинематографисты очень ценили студентов именно нашего вуза, ведь отбор во МХАТ был чуть ли не тысячу человек на место, и уже одно поступление туда требовало титанических трудов и говорило о твоих способностях. Я знала, что потом могут быть неприятности, но мне так хотелось попробовать себя на съемочной площадке. Подумала: может быть, никто этого фильма и не увидит... Знаете ли, такая страусиная тактика. С тех пор искореняю в себе эту черту, ведь чтобы ты ни сделал, рано или поздно это станет известно.

А через три года ее снимал Тарковский в своем фильме «Андрей Рублев».

- Но для меня особо дорога роль Елены Андреевны в картине Андрея Кончаловского «Дядя Ваня» по пьесе Чехова. Прежде всего - это Чехов, это восхитительные партнеры: Смоктуновский, Бондарчук, Зельдин, Купченко… И конечно, изумительный режиссер... Фильм вошел в историю, получил массу международных призов и занял достойное место в мировой кинотеке.

Жизнь и песня

Особое место в творчестве Ирины Мирошниченко занимает песня.

- Я пою с детства, но многие годы очень стеснялась петь на людях - пробовала делать это потихоньку, исподволь. А однажды вышла в Ленинграде на сцену с потрясающим актером Александром Горковенко и спела песню «Театр» моего друга композитора Владислава Успенского, который писал музыку к фильму «Миссия в кабуле». Позже, когда я исполняла эту песню уже в Москве, меня услышал за кулисами Лев Лещенко и предложил на его 50-летие в концертном зале «Россия» исполнить вместе с ним песню «Ах, как жаль». Конечно, я согласилась и очень обрадовалась этому предложению. Уже через несколько дней в красивейшем туалете от Валентина Юдашкина вышла на эту прославленную сцену на юбилей прекрасного певца с замечательной песней. И с той минуты песня прочно вошла в мою жизнь. Чуть позже, уже на свой юбилей, в Театре эстрады я приготовила целую программу по песням Андрея Никольского, и Роман Виктюк поставил очень красивый концерт. В зале сидели Михаил Сергеевич Горбачев с супругой Раисой Максимовной, Владимир Зельдин, Иннокентий Смоктуновский… Вот так я стала петь в концертах и спектаклях, записывать сначала пластики, а позже - диски… В новой же постановке МХАТа «Моя дорогая Матильда», где я играю главную роль, родилась идея в конце спектакля исполнить знаменитую песню Шарля Азнавура «Богема», что я делаю с огромным удовольствием. Пою и песни военных лет, ведь это - дань памяти всем героям Великой Отечественной войны, которые отстояли Москву, всю нашу страну, положили свои жизни и здоровье во имя всех нас, ныне живущих. Это благодарность моему папе, который прошел всю войну, маме, которая работала в тылу, брату, который мальчишкой рвался на фронт… Это - то малое, чем могу отблагодарить всех ветеранов войны.

ххх

- Когда я стала взрослой и у меня за плечами уже были некоторые успехи в театре и кино, мама рассказала мне, - вспоминает Ирина Петровна, - что когда я родилась, было ранее утро, и на синеватом небосклоне она увидела звезду. Глядя на нее из окна палаты барнаульского роддома, мамочка загадала, чтобы ее дочка стала звездой…

Надо ли говорить, что заветное желание мамы сбылось.

Наталья Колобова



Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318