Вианне Мюлье - президент группы «АШАН», личность незаурядная и очень загадочная
Вианне Мюлье (Vianney Mulliez) - президент группы «АШАН», личность незаурядная и очень загадочная. Будучи представителем самой богатой семьи во Франции, он может послужить отличным примером для многих российских бизнесменов.
«Огласка не приносит добра»
Когда я получил приглашение побывать на празднике, посвященном десятилетию работы магазинов «АШАН» в России, и посетить пресс-конференцию с президентом группы «АШАН» Вианне Мюлье, попробовал найти в Интернете хотя бы какую-нибудь информацию по теме. Но ничего не обнаружил! Тогда я предположил, что ошибся с русским написанием «Вианне Мюлье» и «выдавил» из «Гугла» оригинальное начертание имени и фамилии. В итоге максимум, что нашел "блог" Мюлье, в котором бросалась в глаза картинка под названием «Империя Мюлье». Она содержала 40(!) торговых марок, принадлежащих семье.
В "блоге" также было сказано, что президент группы очень редко дает интервью. Как позже пояснил один знакомый, практически никогда и никому. Вместе с тем он не является основателем группы компаний «АШАН». Вианне - всего лишь один из членов самой богатой французской семьи, которая ведет свою историю со средневековья.
Магазины «АШАН» создал другой Мюлье - Жерар. С 1961 года он развивал этот проект, но несколько лет назад в возрасте 75 лет вышел на пенсию. Ему-то на замену и встал Вианне…
Кем именно приходится Вианне Мюлье основателю гипермаркетов «АШАН» Жерару Мюлье, достоверно выяснить не удалось. В пресс-службе компании «АШАН» сообщили, что это закрытая информация. По одной версии, он племянник. По другой - двоюродный брат. До того как получил кресло президента группы «АШАН», Вианне успел поработать в престижной международной компании PricewaterhouseCoopers. Родился он 5 марта 1963 года в городе Рубе.
Сразу же возник вопрос: а почему компания, которую создавали для того, чтобы передавать по наследству, отдана в управление не прямому наследнику, а то ли племяннику, то ли двоюродному брату? Наиболее интересный ответ на этот вопрос удалось найти в книге французского журналиста Бертрана Гобена «Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin: секреты семьи Мюлье». Во-первых, Гобен ставит под сомнение, что Жерар Мюлье является самым главным в клане. Во-вторых, судя по тексту, его дети задействованы в бизнесе, но на других направлениях. Кроме того, семья Мюлье тщательно охраняет любую информацию, которая касается их родственных связей, отношений, структуры собственности и системы принятия решений. Это тайна за семью печатями. Как утверждает автор, во многом именно она позволяет сохранять и приумножать семейный капитал.
Я был окончательно заинтригован загадочным семейством Мюлье. Поэтому, когда собирался в командировку, на всякий случай разузнал основные масонские жесты.
«Добро не нуждается в огласке»
Десятилетний юбилей «АШАН Россия» проходил в подмосковных Мытищах. Всех приглашенных журналистов привезли в столицу, где поселили в гостиницу «Hilton Ленинградская». Это здание в стиле сталинского классицизма со строгим фасадом. В номерах минимум моющих средств, посуды, освещения, нет тапочек, средств по уходу за обувью, мебели и очень холодный пол в санузле. Весьма и весьма аскетично, но именно с этим отелем у «АШАН Россия» налажены прочные партнерские отношения. Именно от него на праздник уезжал автобус с членами дирекции «АШАН» - они жили в тех же условиях. Бизнесмены не наняли машин с мигалками или колонну бронированных «Мерседесов» и не принялись расталкивать по обочинам простых автомобилистов… Они поехали «как все»! И непонятно откуда появившиеся полицейские выписали водителю их простого туристического автобуса штраф за остановку в неположенном месте…
- Это честные буржуа, - пишет в своей книге Бертран Гобен. - В отличие от других известных семей с их великосветскими замашками Мюлье не причисляют себя к аристократии. Они не кичатся своими богатствами и не хотят, чтобы их причисляли к хозяевам, которые нажили состояние за счет нещадной эксплуатации рабочих. Мюлье не ведут жизнь миллионеров, они никогда не бросают деньги на ветер. Они умеют оставаться совершенно незаметными, жить как все. «Мы вообще мало их видим, - говорит сосед Мюлье в Альпах. - Знаю только, что в прошлом году именно Мюлье заплатили за ремонт крыши на нашей церкви».
Журналистов привезли в один из столичных гипермаркетов «АШАН», где группа в честь своего десятилетия проводила благотворительную акцию «Марафон добра». В ней участвовали работники сети и покупатели. Любой из них мог позаниматься на импровизированной спортивной площадке. За каждые пять минут, проведенные каждым человеком на площадке, компания Мюлье перечисляла в специальный благотворительный фонд 500 рублей. По словам куратора фонда Марии Курносовой, всего было перечислено более 17,8 миллиона рублей. Все деньги предназначены для поддержки спортивных проектов в детских образовательных учреждениях городов присутствия группы «АШАН». При этом на официальном сайте компании мы не смогли найти даже крошечную новость об итогах акции и деньгах, направленных на благотворительность.
- Ревностные католики, члены семьи Мюлье активно поддерживают образование и деятельность различных ассоциаций, прежде всего в силу своих корней - религиозные школы и множество приходских структур на севере Франции, - рассказывает в своей книге Бертран Гобен. - Свидетельство тому - почетная епархиальная медаль, врученная Иньясу Мюлье. В Нор-па-де Кале широко известно, что Мюлье финансируют крупнейший католический частный университет Франции в Лилле, где обучаются 18 тысяч студентов. В сферу меценатской деятельности попадают не только приходы, но и различные гуманитарные организации. Это далеко не всегда становится известно, поскольку дарители чаще всего настаивают на анонимности.
- Группа «АШАН» является самым крупным международным работодателем в России. За годы нашего развития мы инвестировали более 50 миллиардов рублей в России, - рассказал во время пресс-конференции Вианне Мюлье. - Не только инвестировали, но и соблюдали все свои социальные обязательства и регулярно платили налоги по российскому законодательству. За годы работы в России заплатили более 20 миллиардов налогов и более 20 миллиардов социальных выплат и налога на зарплату. Но «АШАН» - не просто инвестиции, а человеческое сообщество. Это большая компания, в которой работают 26 тысяч сотрудников, 17 тысяч из них являются акционерами.
Тонкости большой политики
Затем всех приглашенных журналистов собрали по соседству с гипермаркетом «АШАН» в Мытищах в больших шатрах из светлого брезента (на улице шел дождь). Сюда же приехали остальные гости юбилея. В основном это были директора компаний-поставщиков российских магазинов, бывшие и ныне действующие сотрудники, члены дирекции группы «АШАН». Вдруг в толпе я увидел депутата Государственной Думы, члена комитета по бюджету и налогам, внука Молотова Вячеслава Никонова. Мне даже удалось сфотографировать то, как он беседовал с Жаном Маи, первым генеральным директором «АШАН Россия». Неужели, когда праздник начнется, депутат Никонов будет поздравлять группу «АШАН» от лица Госдумы?
Вячеслава Никонова я больше не видел. Как и членов правительства (возможно, всего лишь Московской области), которые, как объявил один из выступавших (и это записано на диктофон), присутствовали в зале. Их поблагодарили в контексте быстрого развития сети магазинов «АШАН» в России…
Вианне Мюлье появился без огромного количества телохранителей. Их не было в принципе. Он был одет в самый обычный костюм. Обыкновенный корпоративный галстук красного цвета хорошо сочетался с белой рубашкой. У Вианне не было никаких часов и уж тем более запонок с бриллиантами, как у некоторых челябинских бизнесменов. На их фоне он выглядел бы очень скромно, хотя состояние семьи Мюлье на десятки порядков выше. Издали даже казалось, что костюм не новый.
- Мюлье не стесняются носить потертые костюмы, - пишет в своей книге Бертран Гобен. - Но они активно общаются со своими соседями и уже в силу этого не кажутся белыми воронами.
На состоявшейся после праздника и фуршета пресс-конференции господин Мюлье не сделал ни одного масонского жеста. У Гобена на этот счет сказано, что семья сторонится масонов и каких-либо религиозных сект или мистических организаций, хотя на севере Франции франкмасонство распространено очень сильно.
Вианне Мюлье методично отвечал на вопросы о развитии «АШАНОВ» по всей стране. Иногда при этом ему помогали генеральный директор дивизиона «Гипермаркеты» группы «АШАН» Филипп Барук; президент компании «АШАН Россия», генеральный директор «АШАН Польша» Франсуа Коломбье; генеральный директор «АШАН Россия» Жан-Пьер Жермен.
На наш вопрос о связи бизнеса и политики Вианне ответил:
- Решение о развитии бизнеса в той или иной стране мира не зависит от вопросов внешней политики Франции. Решение группа принимает, исходя из того, может ли она принести что-либо новое потребителям этой страны. Конечно, «АШАН» присутствует более чем в 10 государствах, и отношения с этими странами - штука сложная, но поскольку у Франции дружеские отношения с большинством стран, то этот вопрос практически не стоит.
Помните, как в разгар американских бомбардировок Югославии Борис Ельцин занял силами ВДВ стратегический аэропорт Слатина? Сразу же после этого США приостановили показ телесериала «Санта-Барбара», сделав соответствующее политическое заявление. В этом смысле ответ Мюлье я лично понимаю так, что связь бизнеса и политики он не отрицает, но в угоду политикам ему ни разу не приходилось что-либо останавливать или закрывать. Да это бы противоречило одному из принципов клана. Есть только одна ценность - люди, считает Жерар Мюлье. Эту установку легко увидеть во всем семейном бизнесе.
- Вступление России в ВТО - отличная новость, - говорит Вианне. - Как хорошо, что современная Россия будет разделять правила Всемирной торговой организации. В среднесрочной перспективе это улучшит экономическое развитие страны.
Экономический рост в регионах нашего присутствия вызывает восторг. Это оправдывает планы открыть в России 150 магазинов. Но я не думаю, что членство России в ВТО заставит нас повысить цены. Даже если покупательная способность населения вырастет, мы все равно останемся дискаунтером. Свою политику мы будем применять и для товаров, которые соответствуют более изощренным и высоким потребностям клиентов, и к дорогой группе товаров. И по ним будем тоже стремиться быть самыми дешевыми.