Андрей Орлов: «Судьбы целых городов зависят от наших решений»

Андрей Орлов: «Судьбы целых городов зависят от наших решений»

Беломраморное здание на площади Революции областного центра внушает уважение как своими солидными габаритами, так и строгими архитектурными решениями. Именно здесь расположен Арбитражный суд Челябинской области, председатель которого Андрей Васильевич ОРЛОВ согласился ответить на наши вопросы.

- Андрей Васильевич, наверное, нет человека, которому бы не было знакомо словосочетание «Арбитражный суд». Но если спросить, чем занимается данная структура, то ответит далеко не каждый…

- Арбитражный суд является наследником Государственного арбитража СССР. В социалистической плановой экономике, как это ни странно звучит, тоже случались экономические конфликты. Так вот, тогда подобные споры рассматривали либо ведомственные, либо государственные арбитражи. Но в начале 90-х годов в нашей стране коренным образом изменился социальный строй, Россия перешла на рыночные отношения. Появились новые законы, установились новые формы хозяйствования… Естественно, сразу возникла необходимость в инструменте, который регулирует новые отношения, разрешает конфликты.

Людям, к сожалению, свойственно ссориться, спорить, в том числе и в экономической сфере, а в нашем обществе уровень конфликтности особенно высок. Так в начале 90-х на базе бывшего Госарбитража возникли арбитражные суды Российской Федерации.

- Какими делами вы занимаетесь? Чем отличаетесь от судов общей юрисдикции?

- Если говорить коротко, то мы рассматриваем дела по спорам, вытекающим из экономических отношений, хозяйственной деятельности. Чаще всего - это споры по договорам купли-продажи, подряда, страхования и так далее. Например, перевозчик не доставил доверенный ему груз, подрядчик вовремя не построил тот или иной объект...

- Извините, а зачем спорщикам идти в суд? Ведь у сторон наверняка есть взаимные договоры, где все досконально прописано.

- Никакой договор не в состоянии предусмотреть все нюансы. В экономической деятельности, в частности, в рамках корпоративных отношений, бывают очень запутанные ситуации и спорящие стороны просто не в состоянии объективно разрешить конфликт. На помощь им приходит Арбитражный суд. Рассматриваем мы кредитные дела, когда, например, предприятие-заемщик не может вернуть деньги банку. Еще более сложный пласт дел - налоговые споры. Или дела, касающиеся антимонопольного законодательства. Нашим судьям приходится вникать в мельчайшие детали, разбираться в таких премудростях, как, например, географические границы распространения того или иного товара.

- Я знаю, что в этом году Арбитражному суду Челябинской области исполнилось 20 лет. А можно подытожить пройденный за этот период путь?

- Конкретной даты появления Арбитражного суда в Челябинской области нет, все происходило постепенно - с мая по сентябрь 1992 года, вместе со становлением всей системы российского арбитража. С той поры минуло уже 20 лет, и я являюсь третьим по счету председателем Арбитражного суда Челябинской области. Действительно, пройден немалый путь.

Какие этапы этого пути можно выделить? Наверное, первый этап - это с 1992 по 1995 год, время, затраченное на формирование коллектива суда. Следующая ступень - с 1995 по 2002 год, когда действовал второй арбитражный процессуальный кодекс. Именно в этот период была создана современная четырехзвенная (точнее, четырехинстанционная) структура арбитражных судов РФ. Третий этап - это последнее десятилетие.

- А можно о структуре суда немного подробнее?

- Первая инстанция - это региональный Арбитражный суд. То есть мы, если речь о Челябинской области. Далее идут апелляционная, кассационная и надзорная инстанции. Все эти «ступеньки» самостоятельны, независимы друг от друга. Вышестоящие инстанции не вправе давать нам какие-либо указания. Но зато могут пересмотреть принятые нами решения. Последняя и главная инстанция - это Высший арбитражный суд РФ, он находится в Москве. Этот суд и осуществляет надзор за всеми принятыми в регионах и округах решениями.

- Скажите, а многие ваши решения «отбраковываются» вышестоящими судами?

- Предлагаю обратиться к цифрам. В первом полугодии 2012 года судами вышестоящих инстанций отменено или изменено 334 судебных акта Арбитражного суда Челябинской области: 280 из них - апелляционной инстанцией, 50 - кассационной и еще четыре - надзорной. При этом за тот же срок нами было рассмотрено 13 542 дела. Сравнивая с общероссийскими показателями, можно с уверенностью сказать, что Арбитражный суд Челябинской области занимает достойное место в системе арбитражных судов Российской Федерации.

- Другими словами, все 66 судей южноуральского арбитража - это высокие профессионалы? Тогда скажите, Андрей Васильевич, откуда вы их берете? Ведь, насколько я понимаю, арбитражный судья должен быть не только правоведом, но и разбираться в экономике, знать основы аудита, ориентироваться в налоговом и финансовом законодательствах…

- К сожалению, в России нет специального вуза, готовящего именно судей. И уж тем более - арбитражных судей. Они набираются из выпускников вузов, готовящих специалистов в области правоведения. Работа у нас настолько интересная и многоплановая, что многие юристы сами стремятся стать арбитражными судьями. Поверьте, каждую пятницу ко мне на прием записывается несколько соискателей. Как правило, это юристы, много лет проработавшие в экономической сфере. Но требования к претендентам жесткие: как по возрасту и юридическому стажу, так и по здоровью. Но если человек нам, что называется, приглянулся, мы предлагаем ему год-полтора поработать в качестве помощника судьи. Чтобы он изнутри увидел нашу «кухню», чтобы просто осознал, туда ли он попал.

- Сайт вашего суда пестрит сообщениями типа: «Прошло очередное обучение судейского корпуса…»

- Да, мы постоянно учимся, это специфика Арбитражного суда. Когда мы улавливаем какую-нибудь новую тенденцию, когда к нам начинают поступать новые категории дел, мы стараемся быстро перенастроить свой «аппарат».

Для примера: несколько лет назад в области распределения теплоэнергетики произошла настоящая революция. В стране появились генерирующие, транспортирующие и распределяющие компании. Мы на эти изменения сразу отреагировали, пригласили к себе специалистов - лекторов и экспертов - и они провели обучение наших судей. В этом плане у нас очень тесное сотрудничество с Южно-Уральской торгово-промышленной палатой.

- Так или иначе, получается, что арбитражный судья - это судья не простой, а какой-то «необычный». С особыми навыками, с хорошим опытом, с определенным складом мышления…

- Наверное. Но и нагрузка на судью Арбитражного суда ложится колоссальная. Достаточно сказать, что в первом полугодии текущего года каждый наш судья ежемесячно должен был рассматривать в среднем по 66,5 дел. Эта работа требует высокой отдачи человеческих сил, ведь порой приходится брать на себя решение очень важных вопросов. От наших вердиктов зависят судьбы не только отдельных людей, но иногда и целых коллективов. А порой - и целых городов, если речь идет о градообразующем предприятии.

- Я был немало удивлен, когда узнал, что дела в Арбитражном суде между судьями распределяет... компьютер.

- Да, дела распределяются отнюдь не в «ручном» режиме. Это делает специальная компьютерная программа - чтобы исключить моменты необъективности. Программа умная, она учитывает специализацию судьи, его нагрузку и даже такие факторы, как уход судьи на больничный, в отпуск и так далее.

- Как думаете, Андрей Васильевич, подобное «антикоррупционное» ноу-хау поможет поднять уровень доверия общества к российским судам?

- Наше нынешнее общество востребовало рыночную экономику, а ее регулирование - процесс более сложный, чем регулирование плановой. И практика показывает, что уровень доверия общества к судам растет, потому что с каждым годом растет количество поступающих к нам дел. Конечно, обращение в суд - не самый приятный момент в жизни. Но бывают ситуации, когда без этого просто не обойтись. Арбитражный суд - один из важнейших правовых регуляторов социальных и экономических отношений в стране. А в некоторых сферах - даже единственный.

- В последние годы в Челябинской области в обиход вошло словечко «омбудсмен». У нас появились уполномоченный по правам человека, детский уполномоченный… И практика показывает, что выводы омбудсменов не всегда совпадают с решениями судов. Скоро на Южном Урале выберут своего регионального уполномоченного по правам предпринимателей. Вас это не настораживает?

- Абсолютно нет! Наоборот, я с нетерпением жду его появления. Если пост уполномоченного по правам предпринимателей займет вдумчивый, компетентный и, главное, не ангажированный человек, то я только заинтересован в этом. Подобная фигура для Арбитражного суда - это еще один способ получения своевременных сигналов из бизнес-среды. Грамотный уполномоченный должен стать настоящим медиатором, посредником, ориентируясь на которого я мог бы гибко отстраивать всю свою работу. Такие сигналы для меня очень важны, ведь Арбитражный суд регулирует экономические отношения, и все мы заинтересованы в том, чтобы делать это правильно.

- Довелось услышать, что Арбитражный суд занимается еще и благотворительностью.

- Да, в нашем суде это давняя и добрая традиция. Одна из таких акций - дружба с ребятами из детского дома № 2 в Коркино. По праздникам работники суда проводят для воспитанников конкурсы, развивающие игры, вручают подарки. Хочу подчеркнуть, что финансирование благотворительных мероприятий осуществляется за счет добровольных пожертвований работников суда.

Досье

- Андрей Васильевич ОРЛОВ родился 1 января 1967 года в Читинской области. Закончил Иркутский государственный университет по специальности «Правоведение»;

- С 1994 по 2000 год работал юристом в коммерческих предприятиях;

- В 2000 году назначен судьей, а в 2005 году - председателем судебного состава Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа;

- Указом Президента РФ от 19 октября 2007 года назначен заместителем председателя Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа;

- С октября 2011 года - председатель Арбитражного суда Челябинской области.

VK31226318