Автохамство: материться разрешается?

Автохамство: материться разрешается?

Что-то происходит с нами, когда садимся за руль. Почему становимся злыми, нервными, грубыми, агрессивными, нетерпимыми и сильно спешащими, даже когда нет никакого повода торопиться? Редкий автомобилист при виде нарушителя воскликнет: «Как же вы неправы?!» Последуют, скорее, одно или два непечатных слова.

Ненормативную лексику используют за рулем и вполне интеллигентные люди, даже дамы. О психологических особенностях поведения автомобилистов мы беседуем с известным челябинским психиатром и психотерапевтом Андреем БАБИНЫМ.

- Какими качествами должен обладать человек, управляющий автомобилем?

- Качеств можно назвать массу: внимательность, аккуратность, выдержка, дисциплинированность… Но таких людей не бывает. Даже когда отбирают космонавтов для полетов, и то проблема найти таких, чтобы еще и подходили друг другу по характерам. Что делать? Психологи долго думали и приняли решение: пусть матерятся. Идеальных водителей нет. К тому же такой человек был бы абсолютно не идеальным для жизни. Кому нужен такой зануда, который и аккуратен, и выдержан, и посмотрит, и проверит, и не разгонится?

- Вот дорогам как раз такой зануда и нужен…

- А здесь нас поджидает парадокс. Такой зануда, движущийся по всем правилам, будет создавать аварийную ситуацию, потому что все остальные по правилам не едут. Непреложный закон 3 Д - дай дорогу дураку - никто не отменял. Так что, если ты едешь по правилам, будучи уверен в том, что вокруг такие же идеальные водители, это большая наивность. И даже опасная наивность. Поэтому лучше притормози, лучше не качай права. Из-за глупых амбиций столько возникает страшных ситуаций! Автомобилисты вдруг выхватывают пистолеты, биты, ножи... А при выяснении обстоятельств оказывается, что всего-то кто-то кого-то подрезал.

Как говорили Алисе в стране чудес: когда не знаешь, что делать, - приседай и кланяйся. В переводе на автомобильный - притормаживай и уступай. Машина - своеобразный катализатор для психики. Существует корреляция между характером и автомобилем. Женщины, как правило, выбирают яркие цвета.

Для дамы важно, чтобы ее замечали. Брутальные мужики предпочитают черный цвет. У денди машинки вылизанные. Причем в любую погоду. Багажник откроешь - а там все в геометрическом порядке разложено.

- Это хорошо или плохо?

- Я не даю оценок. Я рассказываю о том, что человек многообразен. Что бы он ни делал - на всем будет отпечаток характера. Если на брутальную машину денег не хватает, владелец повесит у лобового стекла боксерские перчатки, игральные кости или череп.

Особенности человека проявляются во всем: как он одевается, ест, разговаривает. Возвращаясь к мысли о катализаторе, могу сказать: как бы человек ни старался камуфлировать свой характер, машина его все равно его проявит.
Взять, к примеру, хама. Он ведь хам не всегда. Он считает, что местами можно и человеком быть, и галстук даже надеть. Но вот сел он за руль - и все, что у него есть внутри, начинает выползать.

Предполагается, что к автоледи надо относиться с пиететом. Но в реальности встречаются абсолютные оторвы. Поставит машину на раскоряку да еще и права начинает качать, когда сделаешь замечание. Ну, разве это леди?

- А кто годами не моет машину - просто неряха?

- Скорее, грубый прагматик. Едет - ну и ладно. Такие автомобилисты относятся к машине, как к средству передвижения, что, в принципе, в общем-то правильно. Когда мы пробуем искусственно выделить породу автолюбителей - это неправомерно. Каждый демонстрирует свою индивидуальность. Как, например, я. Уже не удивишь крутыми машинами, приобрел мотосамокат! (Смеется). Это маленькая игрушка хороша тем, что там, где нужно, я пешеход. В центре города кручусь на нем быстрее многих машин, лавируя в пробках. Равнодушных нет! У одних вызываю чувство зависти. Другие спрашивают, как это называется, и умиляются.

- Но кого-то, думаю, и бесит.

- Бывает, сигналят недовольно. Я еще и на велосипеде люблю ездить и могу сказать определенно: велосипедистов вообще не воспринимают за участников дорожного движения. Все ворчат, многие прижимают к обочине. Хотя у автомобилиста и велосипедиста абсолютно равные права. Опять же - проявления характера.

Нормальный уравновешенный человек, увидев велосипедиста, примет влево. Но таких единицы. Так что, машина действительно обостряет и проявляет заложенные в нас качества, но в карикатурно-шаржированном виде.

- Что бы вы порекомендовали делать с позывами агрессии на дороге?

- Я думаю, что можно материться. Но только не в открытое окно, показывая что-нибудь рукой. Под нос себе хоть кого можно обозвать. Это не обозначает ничего. Просто выпустите агрессию.

- Но иногда в твоей машине едут добропорядочные люди, не ожидающие от тебя ничего подобного. И становится неловко даже за мат себе под нос.

- Если мат вырывается иногда - это нормально. Не существует стерильных личностей. Но культура вождения - это то, к чему надо стремиться всем. Знаете, иногда становится очень совестно, когда встречаешь на дороге людей, которые уступают, не сигналят, дают возможность себя обогнать. Когда видишь такие проявления вежливости, хочется подражать. Только, увы, задора хватает ненадолго.

- Какая самая распространенная психологическая ошибка автолюбителей?

- Переоценка своих возможностей. Машины-то мощные, скорость в секунды набирают, комфорт большой, теряется ощущение опасности. Профессиональные водители, асы крайне редко сильно разгоняются в городе. Мастерство проявляют в другом.

- Как оптимизировать процесс восприятия дорожной ситуации, сконцентрировать внимание, особенно если голова забита важными проблемами?

- Я думаю, когда голова забита проблемами, это самое лучшее для вождения. Когда тебе не до дороги, ведешь машину на автомате. В этом случае не заводишься, интуитивно замечаешь и светофоры, и перекрестки, и перед пешеходами притормаживаешь, не злясь. Это характерно для водителей-профессионалов. А когда тебе надо за полчаса в трех местах побывать в назначенное время… Ну выеду пораньше и постою десять минут, если раньше доберусь. Хоть стекла протру...

Р.S. Любопытный астрологический нюанс. Согласно статистике австралийских исследователей, чаще других в автомобильные аварии попадают представители знака Близнецы, реже всех - Козероги. Однако этот аспект доктор Бабин комментировать отказался, сославшись на то, что привык рассматривать людей с психологической, а не эзотерической точки зрения.

stroganova.su



Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


seo копирайтер в Москве
VK31226318