«Автоподстава»: как не стать легкой добычей
Жертвой мошенников с большой дороги может оказаться любой автомобилист вне зависимости от стажа вождения и марки машины. Они портят авто «наждачкой», едва обогнав, резко тормозят, не оставляя шансов на маневры движущейся позади машине. Даже под бампер могут броситься, в то время как ни о чем не подозревающий водитель паркуется. Имитируют ДТП и вымогают деньги.
«Автоподстава» – бич российских дорог. Людей непорядочных, которые занимаются подобным мошенничеством, к сожалению, меньше не становится, несмотря на задержания и громкие разоблачения. Поэтому быть начеку необходимо каждому автомобилисту.
Как распознать «автоподставу»? Если жертвой злоумышленников все-таки стали, как действовать, чтобы «охотники» утратили к вам интерес? Советует руководитель некоммерческого партнерства «Уральский союз экспертов и оценщиков» Геннадий РЕДЬКИН.
- В такой неприятной ситуации человек оказывается, как правило, будучи неподготовленным. Если почувствовали, что вас преследуют, этому надо уделить пристальное внимание. В первую очередь ни в коем случае не нарушайте правила дорожного движения, не спешите, не пытайтесь резко перестроиться, не увеличивайте скорость в надежде оторваться. Как раз «торопыжек» и подлавливают на ошибках. Нужно уверенно двигаться по выбранной полосе и быть готовым к тому, что впереди идущий автомобиль может резко затормозить. Если врежетесь в задний бампер, безусловно, будете виноваты в ДТП.
Нужно вести себя очень аккуратно. Если зажимают «в коробочку», не дают вырваться и заставляют гасить скорость – тоже очень распространенная ситуация на дороге – остановитесь на обочине, поднимите стекла, заблокируйте все двери и вызывайте сотрудников ГИБДД. Ни на какие переговоры с теми, кто пытается вас в чем-то упрекнуть или обмануть, идти не следует. В ряде случаев бывают костюмированные представления, но и в этом случае не стоит идти на поводу или панически бояться. Как только злоумышленники видят уверенные намерения вызвать сотрудника ГИБДД, как правило, их интерес значительно ослабевает или пропадает вовсе.
Еще один момент, на который приходится обращать внимание, - используются так называемые «глушилки». В локальной зоне вокруг вас пропадает связь, тогда вы не сможете никуда дозвониться. В этом случае не соглашайтесь ни на какие условия и объявите о намерении дожидаться инспектора ГИБДД до победного конца. Если есть возможность видео- или фотофиксации, ее надо обязательно применить. Пусть даже это будет съемка на мобильный телефон.
Часто звучит вопрос: какие авто становятся жертвами «автоподставы»? Если у вас есть некие логотипы на борту, ни у кого, как правило, не возникнет желания с вами связываться. В первую очередь обращают внимание на обезличенные в потоке машины, а также на то, какой автомобиль, насколько уверенно движется и кто за рулем.
Когда рыскаешь из ряда в ряд – подловить гораздо легче. Есть целая комбинация специальных блокирующих ситуаций. Как правило, работает команда. «Чайки-одиночки» встречаются крайне редко. Пожалуй, только в Дальневосточном регионе, когда охотятся на наших перегонщиков. Но сегодня и таких случаев стало значительно меньше. Что касается городских подстав, то, как правило, работают две-три машины. Помощники – габаритные мужчины, порой прибегают даже к некой форме (не обязательно сотрудника ГИБДД). Подобные атрибуты – дополнительные элементы давления на психику.
Наличие работающего видеорегистратора в автомобиле, безусловно, очень разумное решение. Другое дело, что фиксирует он только то, что впереди. А если в борт кто-то бросит простую «полторашку», наполненную водой?.. Удар вы обязательно почувствуете, на это и рассчитана уловка. Обычно после этого автомобилиста прижимают к обочине, он пугается и начинает неправильно себя вести. Тем временем из преследующей машины выходит клоун, и пока он жертву отвлекает, его подельник наждачной бумагой портит боковину или один из бамперов вашего автомобиля. Если это происходит, повторяю, не надо выходить из машины и вступать в дебаты. Если вам не заблокировали телефонную связь, тут же вызывайте ГИБДД. Если связи нет, ничего не остается, как давить на клаксон при закрытом периметре вашего автомобиля.
Ночью на загородных трассах надо вести себя вдвойне осторожней и быть предельно внимательным. Если происходит факт «автоподставы», нужно ориентироваться по ситуации с учетом изложенных выше рекомендаций. Дать какой-то универсальный совет весьма сложно. Если вас выбрали в качестве объекта издевательства, это не ваша вина, а беда.
И если уж в такую ситуацию попали, нужно попытаться ее максимально безболезненно для себя разрешить, даже в случае частичной порчи кузова вашего автомобиля. Если представилась возможность вырваться из кольца, используйте эту ситуацию, жмите на газ и с включенным клаксоном резко стартуйте. Это не значит, что за вами не погонятся, но в ряде ситуаций это помогает.
В любом случае, как только вы сможете передвигаться, необходимо доехать до поста ГИБДД, зарегистрировать факт «автоподставы» и получить бумагу, подтверждающую, что ваша заявка принята. При этом надо обязательно зафиксировать полученные повреждения и дефекты вашего автомобиля. У нас, к сожалению, страна бумажек, и известная пословица актуальна до сих пор, а в таких случаях - особенно. Если мы хотим где-то что-то обосновать, мы должны иметь материальную доказательную базу: видеорегистратор, фото, диктофонная запись (современные телефоны позволяют фиксировать небольшие фрагменты разговора).
Если ситуация критическая или вы не знаете что вам предпринять, можно позвонить также в «Союз экспертов и оценщиков» по телефону 231-72-73 и сообщить координаты. Кто-то из наших специалистов выедет на место, постарается помочь и вызвать сотрудников ГИБДД. Когда обидчики видят, что к человеку подъехала подмога, они если не отказываются от своих преступных планов, то, во всяком случае, существенно их корректируют.