Удобно-удобно, даже танцевать могу
Весь сентябрь в курганском центре «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Илизарова проходили дни открытых дверей
- Опять японцы к Илизарову пристают, - ворчит Александр, пациент центра. Молодой парень, сосед по палате, согласно кивает бритой головой с глубоким шрамом, похожим на прорезь в копилке. Мы сидим в беседке напротив центрального входа в больницу. Слева - кучка человечков с фотоаппаратами. Улыбаясь так, что и без того узкие глаза превращаются в щелочки, они по очереди фотографируются с бронзовым бюстом, изображающим человека с усами, в колпаке хирурга. Это доктор Илизаров. В его руках конструкция, напоминающая издали керосиновую лампу. Точно такая же штука стоит на обеих ногах челябинца Александра, на руке и стопе курганца Андрея.
- Удобно-удобно, даже танцевать могу, - уверяет Андрей, снимая с ноги пестренький мешочек. - А вот сейчас пойду в магазин, мешочек сниму, и туда денег набросают. Повезло нам, в общем.
В огромном корпусе, выстроенном в форме снежинки, слово «повезло» можно услышать часто.
- Мама, погладь, - просит по ночам маленькая Лиля. Прооперированные дети постоянно просят, чтобы их гладили. В свои шесть лет Лиля не знает, что такое бегать, прыгать, ходить. Из-за вывихов суставов, спровоцированных ДЦП, ортопеды строго-настрого запрещали девочке даже стоять на ногах. Кость могла выйти наружу при малейшей нагрузке. Мама, Лиля Гладкова-старшая, находится в палате неотлучно. Говорит, что им повезло, центр Илизарова дал маленькой девочке надежду на то, что она сможет жить без инвалидного кресла. Недавно Лиля пробовала стоять. Это было очень больно, но девочка справилась и почти не испугалась. Мама поддерживала ее за руки, а еще две женщины держали аппараты Илизарова на Лилиных ногах. В палате, рассчитанной на семерых детей, живут еще пять мам и один папа. «Старожилы» берут на себя заботу о только что прооперированных малышах, учат мам, как правильно зафиксировать голеностоп под углом 90 градусов, подвесить за специальные крючки ногу ребенка, «обутую» в тяжелый пятикилограммовый аппарат. Услышав «мама, погладь», не только мамы, но и папа ночь напролет гладят чужого ребенка, давая поспать уставшей «своей» маме. Впрочем, детей на «чужих» и «своих» здесь не делят.
На стене кабинета завотделением открытой травмы Ивана Мартеля висит портрет доктора Илизарова. Вместе с доктором-легендой Иван Иванович начинал работать. Еще тогда, в 80-е годы, про метод чрезкостного остеосинтеза говорили, что это - прорыв в ортопедии на 30 лет. Сегодня, по истечении этого срока, несмотря на то, что травм у людей стало больше, а их тяжесть усилилась, специалисты приходят к выводу, что в ортопедии альтернативы методу Илизарова не существует.
- Неужели за это время ничего нового не придумали?
- Нет, как же, постоянно придумывают. Запад агрессивно внедряет нам свои технологии. Специалисты из-за рубежа приходят, заинтересовывают руководство службы. Обучают бесплатно врачей, а потом предоставляют продукцию.
- И что же?
Иван Иванович встает, подходит к телевизору, наклоняется и распахивает дверцы телевизионной тумбы, внутри которой куча железяк.
- Посмотрите, все это - неудачи лечения. Видите гвоздь? - Иван Иванович вертит в руках металлический штырь. - Его вставляли внутрь кости. От метода отказались в виду неэффективности.
- А это, - спрашиваю я, указывая на планочку с дырками вроде элемента из детского алюминиевого конструктора.
- Это монолатеральные конструкции. Они неудобны.
- Так что же, аппарат Илизарова за 30 лет не изменился?
- Почему же?
Из длинного здания, расположенного на территории центра, раздается громкий лай. Пациенты корпуса - четвероногие существа. Лохматая собака, помесь колли с дворнягой, фотографироваться не желает, вертится и отворачивает морду. На задней лапе собаки красуется металлический крабик - маленький аппаратик Илизарова.
- Хозяева уехали в другую квартиру, собаку нам отдали, - рассказывает Евгений Дюрягин, младший научный сотрудник экспериментального отдела.
- А с лапой что?
- Застарелый перелом. Мы установили облегченную модель аппарата. Сначала такую же штуку, только маленькую, ставили мышам, потом кошкам.
В экспериментальном отделе лечатся животные со всего города и близлежащих поселений. Окрестным собакам в каком-то смысле тоже повезло. Сотрудники берутся устранить у четвероногих друзей чуть ли не любой недуг, а заодно на животных тестируются и последние разработки современной ортопедии.
- Пробовали использовать пластины, - рассказывает Евгений, - считается, что это быстрее и удобнее, не дает отторжения, но мы сращения на них так и не получили. Неэффективной показала себя заливка акриловой смолой. Розовая такая пластмасса, может, видели. Когда ей заливаешь аппарат, смотрится красиво, но возможности подкорректировать нет, а сама заливка может вызвать ожог мягких тканей.
Выражение «собака - друг человека» особенно справедливо для центра Илизарова. Разработки, хорошо зарекомендовавшие себя на четвероногих, в дальнейшем применяются для лечения людей. Например, для усиления регенерации пострадавших тканей пациентам недавно стали вводить пункции клеток костного мозга, взятые из большой берцовой кости. Облегченный вариант аппарата Илизарова, продемонстрированный полуколли-полудворнягой, планируют использовать в детской ортопедии.
О том, как был изобретен аппарат, существует красивая легенда. Не так давно ее еще раз озвучили в передаче «Что? Где? Когда?». Доктор Илизаров долго размышлял над конструкцией, а однажды, когда ехал в телеге к больному, обратил внимание на то, как крепится к оглоблям хомут, обнимающий шею лошади. Прибежав домой, из подручных средств он смастерил прообраз аппарата для сломанного черенка лопаты. Конструкция стала известна на весь мир. Вместо гипса два кольца, стержни, идущие параллельно сломанной кости, спицы, прошивающие обломки крестообразно, от одного кольца к другому.
Этой осенью в центр Илизарова приехали на стажировку врачи из Японии. Доктора из Страны восходящего солнца не отходят от бронзового Илизарова, стремятся запечатлеть себя рядом со знаменитостью. Как ни странно, за рубежом илизаровский метод даже популярнее, чем у нас в России.
- По мне так лучше с Илизаровым, чем в гипсе, - говорит челябинец Александр. Он считает, что ему повезло, потому что авария случилась недалеко от Кургана и друзья доставили его в центр.
Андрей-копилка тоже участник ДТП, сообщает, что ему повезло гораздо больше, поскольку он курганец, а потому родственникам не пришлось выбивать квоту, и лечится Андрей бесплатно.
Кстати
- Ежегодно в центре Илизарова проходят лечение по 30-40 человек из Челябинска.
- Центр оказывает неотложную помощь круглосуточно. Курганцам помощь оказывается бесплатно. Жители других областей, в том числе Челябинской, бесплатно получают только неотложную помощь. В дальнейшем, если человек планирует продолжить лечение в Кургане, он должен заплатить либо получить квоту от региона.
- Значительная часть врачей, сотрудников центра - выпускники ЧГМА.
- С недавних пор в центре Илизарова занимаются проблемами кисти. При помощи эндопротезирования - замены суставов - искореженным рукам пациентов, страдающих артрозом, возвращается нормальный внешний вид. Здесь же проводят уникальные операции по пересадке фаланг со стопы на кисть.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве