Себестоимость молока превысила закупочную цену

Себестоимость молока превысила закупочную цену

На днях в село Коелга съезжались директора животноводческих хозяйств из разных районов области. Экстренный съезд был вызван отчаянным положением местных производителей молока. Скачок цен на все и вся (кроме самого молока) делает производство убыточным. Если государство не предпримет решительных действий, буренки пойдут под нож, а вкус настоящей сметаны, простокваши и творога будут знать только те, у кого есть домик в деревне.

Посмотрим правде в глаза

Показательно, что съезд областного значения состоялся не в минсельхозе, а в конторе знаменитого СПК «Коелгинское», которое входит в 100 лучших хозяйств России. Держать совет собрались 11 директоров передовых сельхозпредприятий, специализирующихся на производстве молока. Если им невмоготу, то как же чувствуют себя небольшие и слабые хозяйства?

- Обстановка критическая, такой не было многие годы, - считает руководитель ООО «Колхоз «Рассвет» Виктор Николаевич Дегтярев, предприятие которого доработалось до процедуры банкротства. - Особенно настораживает, что на высоком уровне ее приукрашивают. Это вредит делу.

По данным информационного агентства Dairy News, в 2009 году в некоторых регионах Южного Урала снизились надои и поголовье крупного рогатого скота - примерно на 70-90 процентов по сравнению с показателями предыдущего года. Неужели это не предел?

Расхождение отчетных цифр и реальных надоев вызывает недоумение. Если верить официальным данным, в 2009 году в Челябинской области надоено 620 тысяч тонн молока (на уровне 2008 года). Однако по подсчетам самих директоров сельхозпредприятий, все их поголовье дало 219 тысяч тонн молока. Разница впечатляет. Конечно, к официальной цифре надо приплюсовать надои фермерских и частных хозяйств, но и здесь убыль заметна невооруженным глазом. Например, в коркинском поселке Роза было четыре табуна коров, не осталось ни одного. Стада редеют повсюду, за последние восемь лет частное поголовье уменьшилось в два раза.

Назад к лучине?

Парадокс российской экономики: больше всего пострадали те сельхозпредприятия, которые встали на тернистый путь модернизации. За полтора года тарифы на электроэнергию выросли втрое. Отныне в себестоимости молока (11 рублей за литр) треть «сжирает» электричество.

Пару лет назад правительство области помогло селу приобрести молокопроводы. При нынешних тарифах энергоемкое благо цивилизации стало непозволительной роскошью.

- Мы не успели смонтировать молокопровод, пока и не будем, - признался директор СПК «Чебаркульское» Анатолий Витальевич Михин, и с ним солидарны многие.

Огромные счета от энергетиков и предупреждения об отключениях стали последней каплей. Приглашенный в Коелгу замминистра сельского хозяйства Александр Завалищин посоветовал экономить электричество и не платить по счетам до разбирательств с энергетиками. На что последовали реплики:

- Что, снова при лучине вручную коров доить?

- Весь мир осваивает высокие технологии, а нам назад, к натуральному хозяйству?

С цифрами в руках директора доказали: потребление электричества год от года снижается. Есть даже смельчаки-одиночки, пытавшиеся сэкономить, применяя особые методики расчетов. Все тщетно. За электричество берут сполна. Хотя специфика сельских хозяйств - постоянный дефицит оборотных средств. По образному выражению Виктора Дегтярева, они заложены в силосные ямы. А на что жить?

Кроме электроэнергии выросли в цене горючее, газ, на 50-60 процентов подорожали запчасти и прочее. Потому многие хозяйства в 2010 году не купили еще ни грамма минеральных удобрений и ГСМ.

Молочник - это хобби

Неожиданный вывод сделал директор Акбашевского хозяйства Нургали Сафарович Зарипов: молочное животноводство сегодня настолько невыгодно, что заниматься им может только сумасшедший. Результаты год от года становятся хуже, а прибыль в Акбашево получают за счет овощей и картофеля. Зачем ходят животноводы на работу? Прибыли нет, приличной зарплаты тоже. Хобби у них такое получается.

Слишком трудоемкое, тяжелое хобби, но низкий поклон им за него. Эти люди кормят нас и наших детей натуральной, полезной и здоровой пищей. К тому же именно они поддерживают национальную экономику: один сельчанин обеспечивает работой семерых горожан. Жаль, сами крестьяне снова стали «крепостными» монополистов, решающих проблемы своих отраслей. Нацпроекты придали селу лишь небольшое движение. Даже новых домов никто из сельчан построить не смог, их строят только дачники.

Как раз сегодня в Москве открывается первый съезд производителей молока России. Если честно, больших надежд на это мероприятие южноуральские сельчане не возлагают.

Карусель крутится

Александр Завалищин признал: нынче животноводы находятся в зоне экстремальных условий.

Ценовая политика сработала не в их пользу. Александр Васильевич заверил, что из федерального бюджета в этом году поступят 1,5 миллиарда рублей на инновационные проекты. Область поддерживала и будет поддерживать по мере сил сельхозпроизводителей.

Замминистра предложил лично разобраться с проблемами каждого хозяйства, а также настоятельно попросил обойтись без политики. По этому поводу у меня возникли сомнения: а разве продовольственная безопасность страны, которую в том числе обеспечивают и производители молока, не является составной частью ее национальной безопасности?

Похоже, слова областного чиновника не очень убедили и директоров-молочников. Они решили действовать сообща и подписались под обращениями к губернатору Петру Сумину, к руководителю «Челябэнергосбыта» Вячеславу Середкину и к премьер-министру Владимиру Путину. Молочная проблема должна срочно решаться на федеральном уровне. Во всем мире село получает серьезную помощь от государства. Иначе ему не выжить.

Собрание в Коелге завершилось на оптимистичной ноте - посещением современного животноводческого комплекса, оснащенного доильной каруселью с электроникой. Пока карусель крутится.

Цифры

24 миллиона коров было в России после распада СССР

7 миллионов коров в России осталось

390 кг молочных продуктов (в пересчете на молоко) на одного человека - годовая норма потребления, рекомендованная учеными

170 кг молочных продуктов (в пересчете на молоко) производят на каждого жителя Челябинской области - вдвое меньше, чем в европейских странах.

VK31226318