И все-таки он вертится

И все-таки он вертится

Сверхмощный ветряк, изобретенный симским инженером Сергеем Шалуповым, оказался никому не нужным.

Сегодня человечество озабочено поиском экологически чистых источников энергии, альтернативных сжиганию углеродного топлива. Среди стран, в которых эффективно используется сила ветра, является Германия: она «выдувает» порядка семи процентов всей своей энергии. Россия по части ветроэнергетики в числе аутсайдеров. У нас практически нет ветряков. Между тем, по оценкам ученых, Россия наряду с Канадой и США обладает самым большим ветроэнергетическим потенциалом. Как отмечает в своей книге «Уроки экономического кризиса» столичный мэр Юрий Лужков, в случае развития ветроэнергетики мы «получим не только новые технологии, рабочие места, выправление дисбаланса в экономике и конец гонки цен в коммунальной сфере, но и новую отрасль инновационной экономики с высокой добавленной стоимостью».

Как банный лист

С ветряком необычной конструкции Сергей Шалупов не просто носится, как с писаной торбой. По его собственному выражению, со своим ноу-хау он пристает к чиновникам прямо-таки как банный лист. Посылал пакет с чертежами ученым, губернаторам, депутатам Госдумы, даже президенту Белоруссии Александру Лукашенко (с надеждой, что там «порядка больше»). Ученые хвалят изобретение, признают его уникальность и возможную пользу для народного хозяйства, советуют искать спонсоров и продвигать. А вот чиновники дают от ворот поворот, даже не пытаясь вникнуть в смысл новшества.

Ветряк, подобный вихрю

Ветряк Шалупова с вертикальной осью вращения монтируется из модулей, так называемых ветроколес (полуколец разного диаметра). Ступенчато состыкованные друг с другом модули образуют вогнутую, рифленую лопасть. А две соседние лопасти, состыкованные с вертикальным валом, - дугообразную полость, которая и захватывает воздух. Всего лопастей три, они расположены под углом 120 градусов относительно друг друга.

Желобки, образовавшиеся при сборке на поверхности лопасти, автор назвал воздушными каналами. В них-то вся соль. Благодаря тому, что лопасть не гладкая, а разделена на бороздки, поток направленного на нее воздуха разбивается на ручейки и многократно увеличивает свою силу.

По мнению автора, предлагаемая конструкция может быть положена в основу нового класса ветряков, у которых ветер работает не на открытой рабочей поверхности, а в замкнутом объеме, имеющем форму тела вращения. Поток не вырывается из замкнутого контура, а плавно и почти бесшумно перетекает из полости в полость. Движение в итоге не разбивается на фазы, а становится постоянным. У каждой из лопастей практически нет момента, когда она пассивна по отношению к ветру. Для плавности требуется именно трехлопастная конструкция модулей, а не двух- или четырех- и более. Но это уже разговор из области чистой геометрии.

- Ветряк не требует зоны отчуждения, - поясняет Сергей Шалупов. - Его можно установить даже во дворе дома: страдать от шума вам не придется. Работать он начинает при силе ветра всего 3-4 метра в секунду, тогда как у традиционных ветряков этот показатель не менее 6. Ветряк технологичен и прост в сборке. Если наладить их выпуск в промышленных масштабах, модули можно штамповать прямо-таки как ложки или кастрюли. К тому же эта модель не требует основательного фундамента, поскольку обладает низкой парусностью: не опрокинется даже во время ураганного ветра. Это удешевляет производство и установку.

Кому это надо?

Прошло уже почти семь лет с момента получения Шалуповым патента на изобретение ветряка. В России никто не проявил к нему должного интереса. В отличие от заграницы.

Однажды Сергей Шалупов продемонстрировал модель своего детища в одной их московских квартир. На устройство положил глаз представитель русской общины в Греции, член международной экологической организации «Белая Земля». Вскоре из Греции пришла депеша. В письме сообщалось, что собрана двухметровая модель ветроустановки в метр диаметром. Она выполняет демонстрационные функции, поскольку мощность генератора (300 ватт) недостаточна для обеспечения дома энергией. Но кто знает, куда еще откочевала готовая конструкция, которую легко скопировать. Ведь она проста, как все гениальное.

Один из сторонников идеи Сергея Григорьевича искал для него спонсоров. Нашел человека, который готов был купить лицензию на производство ветроустановки, но, увы, только за океаном в штате Техас. Для этого требуется запатентовать изобретение в США.

- Допустим, продам я лицензию заокеанским партнерам, - рассуждает изобретатель, - поставлю их на эффективный путь развития в этой области. И раскрутят они его в своих, американских масштабах. Ну и где мы в очередной, бесчисленный раз будем?

Об авторе изобретения:

Сергей Шалупов родился в 1935 году в городе Свободном Амурской области в семье военнослужащего. Во время Великой Отечественной войны, когда отец воевал на фронте, переехал с матерью в Сим, где в 1954 году окончил авиационный техникум (ныне машиностроительный). До 1957 года служил в дальней авиации механиком самолетных локационных станций. После демобилизации работал конструктором в отделе главного механика и инженером в отделе главного конструктора на Симском машиностроительном заводе. Трудился в качестве техника ретранслятора, участвовал в создании первого в городе телевидения. Учился в Челябинском политехническом институте. С 1969 года по 1976-й работал во Всесоюзном научно-технологическом институте вагоностроения в городе Кременчуге на Украине. Вернувшись в Сим, преподавал токарное дело в профтехучилище для заключенных. Затем работал слесарем КиП и автоматики на Симском механическом заводе, откуда ушел на пенсию в 1996 году. Автор четырех изобретений, два из которых связаны с решением проблем в области ветроэнергетики и экологии. Женат, имеет сына, который является соавтором ветряка.

VK31226318