Жизнь, как в пещере
Двухэтажки на улицах Котина и Героев Танкограда: тошнотворный запах, рой мух, стекла выбиты, дверей нет, на крыше даже нет шифера.
Некоторые окна заколочены, но большинство распахнуты настежь. Поэтому можно спокойно рассмотреть, что внутри: стены обшарпаны, пол в некоторых местах вскрыт, а бывшие ванные комнаты и санузлы можно узнать только по остаткам кафеля. Но отсутствие сантехники не мешает прохожим справлять в этих местах нужду.
ЛЮДИ СПЯТ «НА ДОКУМЕНТАХ»
Таких домов по периметру двора три: Котина 32, 34а и 98 по улице Героев Танкограда. Жильцов из ветхо-аварийных помещений переселили по федеральной программе на Тополиную аллею еще весной. Средства на покупку квартир выделил фонд содействия реформированию ЖКХ: в Челябинск поступили 450 миллионов рублей еще в декабре 2008 года.
Не понятно, почему дома до сих пор не снесли. Прохожие, конечно, могут потерпеть: быстро пробегут мимо, зажав носы рукой. А что делать жильцам соседних зданий? По периметру двора пять двухэтажек, две из которых жилые.
Дом №34 по улице Котина находится как раз между двумя «коробками», ждущими сноса. Его окна заперты - никто не решается запустить к себе в квартиру воздух с улицы. Поздно вечером страшно возвращаться домой мимо заброшенных зданий.
- Люди покинули свои квартиры еще весной. Мы только ждем своей очереди. Возможно, переедем в декабре. Сейчас в этих домах собираются бомжи и наркоманы, - рассказала корреспонденту сайта mediazavod.ru Тамара Викторовна, жительница 96 дома. - Ощущение, что над нами просто издеваются. Каждый из этих домов уже несколько раз горел. Хорошо, что пожарные рядом - тушат вовремя. Спим буквально на документах, если огонь перейдет на наш дом, мы просто не успеем все собрать.
Заброшенные здания могут развалиться или сгореть раньше, чем их соизволят снести. При этом наверняка пострадает кто-то из бродяг. Никаких предупреждающих об опасности знаков на территории двора нет.
«ПОДЪЕЗД ЖИЛОЙ. НЕ ВХОДИТЬ. СТРЕЛЯЮТ»
В разговоре с Тамарой Викторовной выяснилось, что в 98 доме по-прежнему проживает семья из пяти человек. Моя собеседница подозвала своего пса, и мы направились в сторону полуразвалившегося дома.
На железной двери надпись: «Подъезд жилой. Не входить. Стреляют». Квартира на втором этаже. На окнах занавески, даже горшок с цветами есть. С виду все обычно. Вот только в доме уже давно отключены отопление, водоснабжение и газ.
Семейство, в котором, кстати, есть ребенок, живет, как в пещере, но платит коммунальные исправно - долгов нет. За водой ходят в соседний дом.
- А почему не съедут?
- Им некуда.
РЕБЕНКА ТРЕБУЮТ ВЫСЕЛИТЬ
Зимой семье Килановых пришло уведомление о том, что их дом попал под федеральную программу расселения из ветхо-аварийного жилья. Счастливые, они собрали все необходимые документы для переезда в новую квартиру на Тополиной аллее. Жилье осмотрели, подписали все необходимые бумаги.
Казалось бы, можно вздохнуть спокойно и переехать. Но не тут-то было.
На руках у Килановых оказались два ордера на квартиру: один 1963 года на имя бабушки, второй 1966 года на имя отца. Оказывается, раньше квартира была коммунальной. Отец Валерия, нынешнего главы семейства, получил ордер на комнату от завода, на котором работал, и стал соседом собственной матери.
- Получилось, что квартира коммунальная, но жила в ней одна семья, - рассказала Лидия Киланова. - Тесть добился, чтобы лицевые счета объединили. Поэтому все эти годы нам приходит обычная квитанция, мы платим полностью за всю квартиру.
В соответствии со ст.70 ЖК РФ (аналогичная норма действовала и до 2005 года в ЖК РСФСР) отец и бабушка Валерия могли вселить по ордерам членов семьи. Поэтому Валерий, его жена и дети получили право проживать в обеих комнатах.
Бабушки Валерия уже 30 лет нет на свете, отца он похоронил год назад. Поэтому сейчас в квартире прописаны только пять человек: Валерий со своей женой Лидией и трое детей. Однако при оформлении документов выяснилось, что все они записаны на ордер отца Валерия, бабушкин мистическим образом - оказался пуст.
В администрации Челябинска Килановым посоветовали обратиться в суд, чтобы права на владение второй комнатой квартиры оставили за ними. Так и сделали, а потом узнали, что администрация подала встречный иск. Причина: Килановых по-прежнему считают временными жильцами. Руководствуясь статьями 301, 304 ГК РФ, администрация вправе «истребовать свое имущество из чужого незаконного владения», что она и сделала. Более того, мэрия потребовала выселить семью из второй комнаты без предоставления другого жилого помещения (ст.80 ЖК РФ). Почему сейчас? Мотив простой: ОАО «Жилкомсервис» самовольно объединило лицевые счета обоих комнат, как на отдельную двухкомнатную квартиру, сведения об освободившейся после смерти бабушки Валерия комнаты в коммунальной квартире в администрацию не предоставлялись.
Пока дело рассматривали, у Килановых отключили отопление, водоснабжение и газ.
- Хотели отключить и электричество, мы не дали, - рассказывает Лидия. – Юля, старшая дочь, застудила почки, весна-то холодная была. Анюта наша вообще после школы домой идти не хотела. Мы обратились в соцзащиту. Рассказали, что несовершеннолетний ребенок живет в антисанитарных условиях. Нам предложили отдать Аню в реабилитационный центр, а на выходных навещать. Но об этом не может быть и речи.
Интересно, что квитанция по оплате коммунальных платежей приходит Килановым до сих пор, но в графе электроэнергия написано «0».
- Вечером идем к соседям, набираем у них воду. Готовим на электрической печке, - рассказывает Юлия. - Пока родители в саду или на работе, мы квартиру сторожим. Свет вообще не выключаем, чтобы прохожие видели, что квартира жилая. Многие смотрят, что во всем доме стекла выбиты, и в наши камни кидают. Сначала было страшно спать - за стеной постоянно кто-то ходил. Поэтому папа пошел в соседний подъезд и сломал лестницу, которая на второй этаж ведет.
- Скоро наша очередь ехать в сад. Там хоть баня есть, - поддержала разговор Ольга.
5 мая 2010 года Тракторозаводский районный суд признал за Килановыми право пользования двухкомнатной квартирой, а в иске администрации Челябинска о выселении семьи отказали.
Это решение администрация оспаривает в областном суде. Новенькую «двушку» на Тополиной аллее мэрия отдала другой семье.
В жилищном отделе администрации Тракторозаводского района сообщили, что квартиру Килановым предоставят после окончания суда.
- Вчера из жека звонили, спрашивали, когда мы съедем. Им дали «отмашку» на снос дома.
- А вы что?
- А что мы? Пусть сносят. Вот только ехать нам теперь некуда.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве