Дорогие дороги Челябинска
Mediazavod.ru начинает цикл материалов, посвященных дорожной революции в столице Южного Урала.
Столица Южного Урала напоминает большую стройку. Мосты, развязки, путепроводы, строительная техника, не прекращающая работ ни днем, ни ночью, щиты и перетяжки с лозунгами - все это дорожная революция по-челябински.
Размах впечатляет: общий объем инвестиций на улучшение дорожной инфраструктуры города - порядка пяти миллиардов рублей. Такого в Челябинске не было никогда.
Сейчас в Челябинске одновременно расширяются существующие дороги и перекрестки, строятся новые, возводится крупнейшая транспортная развязка, а также несколько мостов и путепроводов. А в недалеком будущем столицу Южного Урала ожидает строительство мегадороги, которая соединит ЧМЗ и АМЗ и пойдет буквально по лесам и озерам. Она только обсуждается, но уже наделала шума и получила название «транспортный коридор».
СТРОЙКА В ЛЕНИНСКОМ…
Пожалуй, главный на данный момент дорожный строительный объект в Челябинске - развязка на въезде в Ленинский район. Ее строительство стартовало еще в 2008 году.
- Это сложнейший транспортный узел, - рассказывает Виталий Передерий, директор Челябинского дорожно-транспортного проектного института. - В его состав входят три автомобильных путепровода и два железнодорожных моста. Запуск первой части запланирован на конец нынешнего года.
Темпы строительства находятся на контроле губернатора. Еще в начале года в этом месте стояли лишь несколько мостовых опор, а уже совсем скоро пойдут потоки транспорта.
Глава области даже скорректировал изначальные сроки и порядок ввода в эксплуатацию.
- Было принято решение форсировать строительство эстакады на ул. Рождественского, - рассказал губернатор. Решили строить развязку в первую очередь, а путепровод, который планировалось запустить в этом году, достраивать по остаточному принципу. Кроме того, Михаил Юревич прозрачно намекнул, что если движение на развязке не будет пущено к новому году, могут последовать серьезные санкции в отношении ответственных лиц.
- В этом году будет запущена первая очередь. Пока без железнодорожных путепроводов (их возведение, при условии достаточного финансирования, запланировано на будущий год), - уточняет Виталий Передерий.
По словам Передерия, также будет оптимизировано движение трамваев, планируется расширить Копейское шоссе, улицы Рождественского и Меридиан. В готовом виде дорога будет иметь пропускную способность порядка 9-10 тысяч автомобилей в час.
… И ПРОБЛЕМА НА КАШИРИНЫХ
Транспортная развязка на улице Братьев Кашириных, на участке от Кирова до Российской с выходом на Труда стоит порядка шести миллиардов рублей. Ее возведение также началось в 2008 году, но, в отличие от дороги на въезде в Ленинский район, строительство здесь практически заморожено.
Возведение объекта планировалось в три очереди. Первая - строительство мостового перехода через реку Миасс на улице Братьев Кашириных с эстакадной частью, а также возведение двух съездов. Изначально запуск этой части планировался на нынешнее лето, но отложен до лучших времен. По плану вторая очередь включает строительство еще трех съездов с подходами и подпорными стенками, а третья предусматривает возведение эстакадной части. В законченном виде развязка также должна пропускать до десяти тысяч автомобилей в час.
Но при строительстве объекта все время возникают проблемы. Так, в прошлом году историки и археологи заговорили о том, что в этом месте находится культурный слой столицы Южного Урала XVIII века. Кроме того, городские власти никак не могут договориться с военными - на пути строительства находится здание лабораторного корпуса военного госпиталя. Весной Михаил Юревич, тогда еще мэр Челябинска, даже выразил желание встретиться с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым, чтобы лично поговорить о судьбе здания, мешающего строительству развязки. Не известно, состоялась встреча или нет, но здание стоит. Как, впрочем, стоит и строительство самой развязки.
Ну и главная проблема - дороговизна работ и отсутствие на них средств. Иначе, наверняка, развязка была бы построена так же быстро, как в Ленинском районе.
- Этот объект очень серьезный, - говорит заместитель главы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников. - Но, к сожалению, отсутствие необходимых финансов не позволяет вести активное строительство. Объект в приоритетах на 2011 год. Подчеркну: только первый этап. Вопрос по госпиталю тоже стоит остро, он нам откровенно там мешает. Мы надеемся, что как раз в нынешнем году, когда на этом участке нет активного строительства, вопрос по госпиталю решится окончательно. Пока же движение по Братьев Кашириных будет осуществляться по существующему железному мосту. По сложности обе развязки, что в Ленинском районе, что на Братьев Кашириных, сопоставимы с дорогой «Челябинск Главный».
ПО ПРОБКАМ УДАРЯТ ДУБЛЕРЫ
Глава области инициировал строительство в столице Южного Урала дорог-дублеров: будет продлена улица Чайковского в сторону Цинкового завода и построена дорога параллельно очень страдающему сейчас от пробок Ленинградскому мосту.
- Первая дорога - это дублер Свердловского проспекта в самой загруженной его части, - объясняет Виталий Передерий, - от ветеринарной лечебницы до Комсомольского проспекта. Новая дорога улица Чайковского-улица Мастеровая выйдет к Цинковому заводу и пройдет вдоль кладбища к Свердловскому проспекту.
Здесь также не обойдется без путепровода через железнодорожные пути. По словам Виталия Передерия, путепровод не слишком сложный, его упрощали, как могли. В итоге он будет представлять собой дорогу длиной 220 и шириной 9 метров. Работы идут ударными темпами, движение, по крайней мере, до Цинкового завода, планируется запустить к первому октября. Стоимость работ на этом участке - 230-240 миллионов рублей.
- Это существенно разгрузит перекресток Свердловского проспекта и улицы Автодорожной, - считает Владимир Аленников. - Большое количество машин, которые сейчас стоят там в пробках и ждут поворота в промзону, смогут пользоваться новой трассой.
Еще один дублер - улица Новомеханическая (от Меридиана до улицы Каслинская). Она пересечет железнодорожные пути и реку Миасс. В составе дороги - мост и путепровод. Мост запроектирован на четырехполосное движение, путепровод - на трафик около 2000 машин в час.
- Эта дорога возводится, чтобы у людей была возможность миновать Ленинградский мост, - говорит Владимир Алейников.
По словам Владимира Алейникова, строительство ведется поэтапно, так как большое количество работ связанно с инженерными сетями. Сначала будет запущена часть дороги, включающая в себя мостовой переход (октябрь), а затем - выезд на Меридиан (конец года).
Однако этот проект радует далеко не всех. Страдают от круглосуточного шума жители домов на улице Российской, они даже устраивали пикет - не помогло.
- Раньше здесь, по крайней мере, была лесополоса, - говорит местная жительница Лиля Баннова, - она отделяла наши дома от железнодорожных путей, но этим летом деревья срубили. Невозможно дышать, нормально отдыхать – работы по строительству ведутся даже ночью. Мост будет проходить на уровне третьего этажа и в непосредственной близости от жилых домов.
Впрочем, по мнению властей, дорога - благо для местных жителей. Якобы с ее запуском подорожает и жилье, которое потом недовольные смогут спокойно продать.
Активно ведутся работы по соединению Северо-Запада и ЧМЗ. На протяжение многих лет в Металлургический район из Центра, Северка, Калининского района можно было проехать, по сути, только одним путем - через Свердловский проспект. Скоро к нему добавятся еще три дороги. Одна – уже упомянутая ул. Чайковского. Вторая - дорога от улицы Молодогвардейцев (в районе Автоцентра) до границы города в направлении поселка Шагол.
- Главная задача здесь - строительство железнодорожного путепровода (ширина 9 метров, длинна - 130), - говорит Владимир Алейников. - Дело в том, что существующий переезд здесь закрыт по пять часов в сутки, из-за чего возникают постоянные пробки. Путепровод будет сдан уже в октябре.
- Это еще не все, - говорит вице-губернатор Олег Грачев. - В будущем связь Северка и ЧМЗ будет осуществляться и через улицу Чичерина. Там уже почти готова дорога, осталось проложить буквально 700 метров.
КОРИДОР ЧЕРЕЗ БОР
С этой будущей дорогой связана еще одна идея губернатора – строительство «транспортного коридора», который бы соединил ЧМЗ и АМЗ без использования Свердловского проспекта.
Планируется, что он начнется от новой развязки в поселке Шагол, а дальше пройдет по достроенной улице Чичерина, Университетской набережной (которая также будет достроена на участке от Молодогвардейцев до Чичерина), пересечет реку Миасс по новому мосту и протянется вдоль Шершневского водохранилища (где сейчас находятся городские пляжи) и через городской бор выйдет на улицу Кузнецова и дальше на Уфимский тракт.
В рамках этого проекта ул. Худякова будет расширена, как минимум, до шести полос. Новый мост будет построен в районе Шершневского гидроузла.
Виталий Передерий:
- Этим коридором мы сможем связать не только ЧМЗ и Северо-Запад, но и центр города и район АМЗ. Люди смогут ездить из одного отдаленного района в другой примерно в два раза быстрее, чем сейчас. Большая проблема - Шершневская плотина. Она очень узкая, но реконструировать ее не разрешают. Вдоль нее мост тоже не построишь. Абсолютно логично предложить ниже по течению построить новый мост. Обогнуть с северной части поселок Шершни, с расширением и удлинением Университетской набережной, чтобы обеспечить вход в створ улицы Худякова.
- Это пока только проект?
- Часть улиц уже готова. В любом случае, будем проектировать и строить ударными темпами.
По поводу дороги вдоль Шершневского водохранилища через городской бор возникает много вопросов. Например, как можно пустить транспорт по берегу питьевого водохранилища и через лес, который является особо охраняемой территорией?
- Сейчас проект этой дороги вызывает много споров. Насколько он будет реализован?
- Дорога будет построена полностью, - отвечает виталлий передерий. - Сейчас улицы Академика Макеева, Сахарова и Королева упираются в Университетскую Набережную и там обрываются. По проекту же дорога будет продлена до ул. Благодатова и дальше мостиком выйдет на Худякова.
- Спорят о той части дороги, которая пойдет по берегу Шершней…
- По этому поводу могу сказать одно: там дорога сейчас есть. С южной стороны до ручья проходит нормальная дорога - продолжение улицы Калининградской. Не достает до плотины буквально 700 метров. Дорогу по пляжу пустить вполне можно, надо только сделать парапет. Есть много зарубежных примеров, когда дорога проходит вдоль водохранилищ, ничего страшного. Пока все вопросы не улажены, но работа в этом направлении ведется.
- Разрешат ли строительство экологи и гидрологи?
- А почему нет? Бор рубить не будут, только мелкую поросль. Но это не 25 процентов, как писали некоторые СМИ. Там речь идет о штуках. Может быть, 10-20 деревьев по всей длине трассы - не вековые сосны.
- Совершенно непонятно, откуда взялись эти цифры, - вторит Передерию Владимир Алейников. - Элемент этой связи давно утвержден в программе развития дорожной сети. Продление Университетской набережной с мостовым переходом и выходом на Худякова будет безусловно. Мы планируем эти работы уже на следующий год. Что касается трассировки по кромке бора, сегодня идет процесс осмысления.
По словам Алейникова, сейчас главный вопрос, как страссировать эту дорогу, чтобы минимизировать вред бору. Один из рассматриваемых вариантов предполагает вообще не трогать сосны, согласно другому, пострадают несколько штук.
- Но ведь проблема еще и в том, что там Шершни?
- Главное, чтобы в Шершни не попадало все, что идет из-под машин. Для этого существуют технические решения, никакого тупика мы не видим.
- Если даже допустить, что при строительстве непосредственно дороги не пострадает ни одна сосна, то будущая инфраструктура наверняка нанесет лесу и водоему урон.
- Нет необходимости ставить вдоль этой дороги заправки или что-то еще. Бизнес не заинтересует трафик в две-три тысячи авто в час.
- Асфальтированная дорога вдоль Шершневского водохранилища располагается в охранной зоне памятника природы Челябинской области – городского бора, - прокомментировал ситуацию один челябинский специалист-эколог, пожелавший не называть своего имени. - Решение об учреждении памятника природы номер 29 от 21.01.1969 г. Также, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос и водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств. Шершневское водохранилище - водный источник областного центра, значит водоохранная зона.
Тем временем, Михаил Юревич отреагировал на возмущение общественности по поводу строительства нового транспортного коридора в Челябинске. Как сообщили в пресс-службе областной администрации, проект обязательно пройдет общественное обсуждение и получит заключение экологов.
КОЛЬЦА И ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
Город прирастает и другими любопытными магистралями.
- Сейчас активно перестраивается привокзальная площадь, рассказывает Владимир Алейников. - В законченном виде это будет серьезная магистраль, которая соединится с центром через улицы Елькина, Курчатова и Овчинникова. Последняя улица станет шире примерно в два раза. Движение будет пущено в самое ближайшее время.
Еще будучи мэром, Юревич говорил о создании в Челябинске транспортных колец. От этой затеи в городе не отказываются.
Колец будет три. Малое пройдет через центр города по улицам Овчинникова - Курчатова - Энгельса - Братьев Кашириных - Свободы.
Второе – по улицам Худякова - Доватора - Дзержинского - Автодорожной - Меридиану - Чичерина - проспекту Победы.
Третье соединит улицы Чичерина, проспект Победы с выходом на новый мост, Энгельса, Худякова, Доватора.
Однако пока эти планы далеки от реальности. За исключением проекта первого кольца, для которого осталось построить лишь одну развязку – «замороженную» на Братьев Кашириных.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве