Высокое и низкое
И не то удивительно, что есть земное и небесное, а то, что они переплетены.
Это - церковь в Великопетровке. На переднем плане - низкая изгородь, сбитая из подвернувшихся дощечек, калитка к сараю, сложенному из плитняка, обгорелые бревна сруба, жерди, бурьян, мусор, навоз - хлам заднего двора. И над всей этой «прозой жизни» - зовущие к небу кресты на золотой луковице храма и на голубом шатре его колокольни.
Мы живем в вертикали - между низким и высоким. Между небесным и земным. Между плотью и духом. Между добром и злом. И не то удивительно, что есть земное и небесное, а то, что они переплетены. Переплетены, но не перепутаны. Неслиянность при нераздельности. И не сказать, что высокое всегда выше низкого, а низкое всегда ниже высокого - они меняются местами, переходят друг в друга, перевоплощаются. Только что высокое вдруг пало и стало низким. И наоборот: было низким и вдруг взмыло вверх и потянулось к небу. Это непостижимо: сарай и церковь - рядом, но между ними невидимая грань. Да и сама церковь - то «высокая», то, когда ее разорили и забросили, - «низкая», то опять, теперь, «высокая».
Человек двояк. Как и все вокруг него. Казалось бы, не ахти какое изобретение - двоичность, но на ней построено все наше мироздание. Мы вроде бы предпочтительны к высокому и пренебрежительны к низкому, но немыслимо, чтобы осталось что-то одно - только высокое или только низкое. В таком однозначном, однообразном мироздании мы тотчас истомились бы, закисли и заскучали. И принялись бы за свое: творить из низкого высокое или наоборот.
Казалось бы, есть дом, есть усадьба, огород, стайки-сарайки, - копаться бы здесь, внизу, на земле, чтобы как-то прокормиться, чем-то прикрыть свое тело. Но почему-то рядом поднялся храм, и не чета приземленным хаткам-избам, а возвысивший над округой свои символические кресты. Почему так? Даже с самых далеких, самых первых времен человек, будто бы разочарованный своим бренным телом, искал нечто такое, чего не увидеть, не услышать, а только вообразить. Некий дух, который никак себя не проявляет, но - есть. И он - главнее всего. Люди всегда жили и живут сегодня иллюзией, будто здесь, на низкой земле, плохо, а там, в высоком небе, - хорошо. Почему?
Этого я не знаю. А знаю другое: прекрасно, что в нашей жизни есть все - черное и белое, тепло и холод, красота и уродство, смрад и аромат. И сами мы - очень разные.
А в заключение - стихотворение Веры Павловой о том, как в потугах и надрыве, в криках и муках, в крови и слезах, на грани жизни и смерти - из низкого рождается высокое.
Муки библейские, смертные схватки -
гряньте! Скрутите меня не шутя!
За крепостными стенками матки
Бьет челом крепостное дитя.
Выполнен план десяти полнолуний -
Полная чаша живот мой. Канун.
Ежели Лиза - пусть будет шалунья,
Ежели Виктор - пусть будет шалун.
Отче! В грехе первородном повинна,
муки прошу - не откладывай срок.
Пусть, подстрахованный лишь пуповиной,
в космос открытый выходит сынок.
Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.