Когда лучше один раз услышать

Когда лучше один раз услышать

После публикации о появлении первых сберкасс в Челябинске в тридцатых годах, позвонила в редакцию Валентина Ивановна и сообщила: ее мама работала в то время в сберкассе на улице Кирова и хотела бы встретиться, вспомнить…

Анастасия Семеновна Олимпиева родилась в 1918 году. В архиве старых фотографий есть у меня одна, датированная этим годом: вокзал Челябинска, а перед ним десяток экипажей с извозчиками.

Когда город был таким и родилась маленькая Настя. Отец работал конюхом на заводе «Столль и К», ставшим позднее заводом имени Колющенко. Она хорошо помнит по имени-отчеству управляющего тех лет: Бронислав Карлович. Жили неподалеку от завода. По его гудку просыпались. Поселок Колупаевка – ее родные места.

Босиком в детстве ходили купаться на озеро Смолино. Поранить ноги не боялись - вода и берег были чистыми. Вокруг были леса: много ягод и грибов.

Пешком ходили и в кинотеатры, которых на улице Кирова было несколько. Уцелел только кинотеатр «Знамя». Напротив него был «МЮД» - с маленьким залом и хорошим буфетом, где Настя с подружками покупали мороженое. Этот кинотеатр запомнился ей больше всего. Но ходили и в «Октябрь», и в «Пролетарий» - был такой кинотеатр на том месте, где сейчас концертный зал имени Прокофьева у реки. Когда появились трамваи, стали надевать летом обувь, выходя в центр города.

Анастасия Олимпиева помнит центр города таким, каким его знают сейчас лишь знатоки-историки. А для нее это воспоминания детства. На площади, где сейчас оперный театр, был большой храм. В него Настю водила мама. Помнит церковь, которая стояла на месте дома с магазином «Ритм». Говорит, что после церкви здесь была городская баня, позднее - пожарное отделение. А уж потом «Ритм». И рядом было большое кладбище.

Когда «сарафанное радио» сообщило, что будут рушить здание костела, детвора пустилась на это место. Но колокола уже увидели сброшенными за землю.

Детские прогулки по улице Кирова – это не только кино, но и в магазины. В здании табачной фабрики был огромный магазин тканей. Они лежали тюками, как в фильмах о годах НЭПа. С родителями заходили во «дворец торговли», как называли в народе гастрономический магазин братьев Якушевых (сейчас в нем картинная галерея). Там, вспоминает Анастасия Семеновна, было много колбас, балыков, стоял очень вкусный запах. Кажется, что он остался на всю жизнь в памяти, как и звоны старого Челябинска – церковные и заводских гудков.

А в более позднее время, которое уже тоже история, в магазине на улице Кирова, рядом с домом, где сберкасса, был рыбный. В нем был бассейн, где плавала живая рыба. Это помню и я из своего детства: с отцом приходили в этот магазин, рыбины в бассейне казались огромными.

А в сберкассе на Кирова Анастасия Олимпиева проработала с ее открытия до 1968 года.

В 1941 году у нее уже было двое детей и ждала рождения третьего. Муж был мобилизован на тракторный завод. Женщине позволили сидеть с тремя детьми. После войны Олимпиеву вновь пригласили работать в сберкассы, специалистов было мало.

У Анастасии Семеновны четверо детей: два сына и две дочери. Шесть внуков и шесть правнуков.

Десять последних лет далеко от дома она не отходит. Но однажды на Кировку родственники ее привозили. Часть улицы она прошла, посмотрела, как все изменилось. Вспоминала, как было. Постояла у дома, где сейчас Сбербанк. Заходить не стала: там уже никого нет, кто бы знал и помнил ее.

Газету «Челябинский рабочий» она читает почти шестьдесят лет. Читает до сих пор без очков. Помнит многие фамилии журналистов «из пожелтевших уже подшивок», а с женой Вячеслава Дробышевского, бывшего главным редактором газеты с конца 50-х годов, училась в школе.

Mebel-scherbinka.ru мебель на заказ в Щербинке

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318