Много ли в Волге-матушке нашей, уральской, воды

Много ли в Волге-матушке нашей, уральской, воды

Нижний Новгород. Вид на Волгу с набережной кремля. Далеко-далеко синеет равнинно-плоская полоска горизонта. Слева к невозмутимой Волге пришла невозмутимая Ока. Угол противоположного берега - всей России известная Стрелка. Захватывает дух ширь, даль, высь и… глубь. Куда ни глянь - Волга. А если не Волга, то небо. Впечатление парения.

Тут хорошо стоять. Наедине с Волгой долго стоять и ни о чем не думать. Иметь честь присутствовать. Отметиться. Причаститься Великому и Вечному.

И все-таки что-то меня беспокоило. Прислушавшись к себе ближе, я вспомнил. И спросил себя: «Неужели во всей этой волжской мощи нет сколько-то уральской воды?» И сам себя огорчил: «Нет. Нисколько».

А хотелось бы утешить себя тем, что какая-то толика волжской воды, которую я видел на Урале, благополучно добралась сюда, не ушла в песок, не испарилась, не потерялась. Но…

Если смотреть прямо, туда, где железнодорожный мост, по которому я уеду на Урал, - там Волга, которая притекла с Валдая, все больше с севера и слегка с запада. Если повернуться налево, там Ока, собравшая воду на западе же, но южнее, начиная откуда-то из-под Тулы. А Урал - на востоке. Оттуда притока нет?

Мысленно я перенесся на берег озера Зюраткуль, туда, где сквозь плотину протекает река Большая Сатка. Ее желтоватая вода сразу запенивается в бетоном желобе, чтобы с высоты семисот метров сорваться вниз, в Саткинский пруд, потом добраться до пруда в Порогах, скатиться с их плотины и вскоре исчезнуть в реке Ай.

Ай начинается в наших горах, к северу от хребта Аваляк, в Зюраткульском национальном парке. В верховьях он прячется в болотистых низинах вдоль Уреньги, скоро объявляется в Златоусте, в Кусе, в Межевом… А у Сикияз-Тамака я как-то ранним утром перешел Ай по отмели пешком, чтобы с другого берега снимать стену притесов. А еще был Ай, над которым я стоял на горе Аргуз у Кусы поздней осенью, когда первый снег забелил его берега. И Ай, который круто огибает скалу Чертов палец у деревни Петропавловки. И Ай - с подвесного моста у Новой пристани. И Ай - со скалы «Королева» у деревни Ваняшкино… Где они все эти Аи, бесспорно волжские?

Река Ай впадает в Уфу. Ах, «наша» Уфа… Ее исток - под боком у Челябинска, чуть севернее Карабаша. Уфа, на которой в таежной глухомани, у Шигирских сопок, на два столетия был брошен и забыт сожженный демидовский завод. А чуть ниже - Долгобродское водохранилище. И Уфа, разлитая перед Нязепетровском. И Уфа, нацеленная на скалу Тимофей. И наводнившая Шемаху - утром проснулись, вода подступила к порогу, без сапог не выйти. Очень красива Уфа у деревни Арасланово, на вираже вокруг скалы Роговик. Вся эта волжская вода - где она?

Река Уфа впадает в реку Белую. Белая родилась у «нашей», уральской, горы Иремель, а впадает, далеко от Урала, в Каму… Значит, так: Большая Сатка - в Ай, Ай - в Уфу, Уфа - в Белую, Белая - в Каму, а Кама - в Волгу. Кама-то и несет Волге уральскую воду, но - ниже Нижнего Новгорода.

Кстати, уральская Кама - самый водный приток Волги. Из притоков первая - Кама, вторая - Ока, третья - Белая. Судите сами, сколько в великой Волге уральской воды.

Mebel-krasnoznamensk.ru купить шкаф-купе в Краснознаменске

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318