"Неудачно упал" под выборы
Примечательное решение вынес на уходящей неделе Златоустовский городской суд. 19-летний кандидат в мастера спорта по боксу Александр Будыкин, одним ударом отправивший на тот свет 32-летнего Алексея Демьянова, был осужден условно сроком на год и четыре месяца.
В общих чертах дело выглядит так. Боксер вместе со своим другом попросили закурить у молодого человека, а тот не только проигнорировал просьбу, но обозвал нехорошим словом да еще вроде бы пихнул, за что и получил по лицу…
Смерть произошла не в результате самого удара - потерпевший скончался после того как, отправленный в нокаут, сильно ударился головой при падении на тротуар. Что позволило квалифицировать преступление по статье 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности», максимальный срок - два года лишения свободы.
Златоустовский городской суд учел положительные характеристики спортсмена и тот факт, что ранее он «не привлекался».
У суда, в отличие от обывателей, есть право на вынесение любого приговора, даже столь непривычно гуманного. Только суд знает и профессионально вникает во все обстоятельства дела. И все же возникают вопросы.
Во-первых, 109-я статья и практика ее применения выглядят довольно странно. Вроде подсудимый ничего особенного и не сделал, подумаешь, провел удар в голову, а все остальное погибший сделал как бы сам. Ну, скажем, упал не так, и организм оказался слабым - может, утреннюю зарядку не делал да пивком баловался.
Во-вторых, вердикт выносили не сентиментальные присяжные, а опытный судья. И ее решение уж очень диссонирует с общим, так сказать, вектором нашего правосудия. Вспомним нашумевшее дело Александра Шмунка. Отец восьмерых детей был отправлен на три месяца в тюрьму фактически за нарушение правил рыбной ловли.
В-третьих, не будет ли этот, по сути, оправдательный, приговор Александру Будыкину воспринят хулиганствующей публикой как карт-бланш на мордобитие? Тем паче, что Златоуст - город, во многом еще более суровый, чем Челябинск…
Можно еще здесь вспомнить дискуссии о практике применения статьи 37 УК РФ «Необходимая оборона», фактически не позволяющей лояльному гражданину защититься без серьезных для себя последствий. А ведь Александр Будыкин не защищал себя от толпы гопников и не у него «попросили закурить»…
Я, упаси бог, не призываю отправлять молодого человека в тюрьму. Возможно, суд правильно посчитал, что там парня не научат хорошему. Не исключено, есть и другие неявные, но убедительные причины именно для такого приговора. Просто здравый смысл требует какого-то объяснения.
Одно из таких объяснений выглядит почти фантастически. Случай в Златоусте многим напомнил московскую историю, о которой говорит вся страна. Чемпион мира по боям без правил Расул Мирзаев ударил 19-летнего Ивана Агафонова, который точно так же «неудачно упал», ударившись головой о бордюр, и вскоре умер в больнице. Поначалу вроде бы все шло к тому, что боец будет серьезно наказан. Но позже обвинительный тон в публикациях СМИ сменился на иной. Выяснилось вдруг, что погибший был отнюдь не плюшевым медвежонком, и умысел на убийство у Мирзаева отсутствовал. Появились даже слухи (впрочем, скоро опровергнутые), что родители Ивана Агафонова готовы пойти на мировую.
В общем, есть полное ощущение, что Расул Мирзаев получит условный срок. И хотя в России не прецедентное право, но сходство обстоятельств двух дел - уже аргумент для похожего приговора.
Такой приговор будет с воодушевлением воспринят жителями Кавказа. После долгих лет экспериментов, включая контртеррористическую операцию и последующие денежные вливания в регион, там сформировался удивительно стойкий и многочисленный электорат «Единой России».
Между тем этот приговор ждут и националисты, выходившие на Манежную площадь после убийства болельщика Егора Свиридова. Максимально нивелировать приговор, сделать его приемлемым или, по крайней мере, аргументированным для большой и весьма поляризованной российской аудитории - задача политическая, особенно в канун новых выборов…
Разумеется, связь этих двух дел всего лишь гипотеза. Впрочем, проверить ее на прочность может только решение Замоскворецкого суда, которое ожидается уже скоро.