Нет спасенья от фобий

Нет спасенья от фобий

Впечатление такое, что страх - везде, что он разлит, растворен в воздухе.

Утка-матушка косит глаз на меня. Она из тех уток, которые уже привыкли к людям и на своем опыте убедились, что они чаще добры, чем злы, и все-таки она насторожилась, не упускает меня из вида, не знает, то ли довериться мне, то ли поостеречься.

А утятам хоть бы что. Одни стоя дремлют, другие чистят перышки, третьи просто скучают. О какой-то опасности они и думать не хотят. Страхи им неведомы. Они знают одно: надо быть поближе к матери.

Когда я вышел из-за дерева, утка плюхнулась в воду и, тревожно оглядываясь по сторонам, увела от меня свое писклявое семейство.

Можно подумать, что страхи присущи только взрослым особям, тем, кого жизнь уже научила бояться, а дети пребывают в наивном бесстрашии. Может быть. Несмотря на то, что в животном мире страхи отданы инстинктам, опыт жизни и зверей с птицами заставляет корректировать инстинкт: когда очень бояться, когда бояться не очень и когда не бояться совсем. Если бы не такая податливость, людям никогда бы не удалось приручить собаку, лошадь или корову.

И все-таки когда я замечаю, как косули на опушке леса нас издали «засекли» и сразу навострили уши, а вскоре бросились наутек, подпрыгивая и высоко подбрасывая задние ноги, когда вспоминаю, как мимо нашего «уазика» стремглав пробежали два вспугнутых нами кабана, когда удивляюсь тому, что даже медведи подвержены паническому страху, когда, наконец, прихожу к выводу, что все - боятся, создается впечатление, что страх - везде, что от разлит, растворен в воздухе, и нет от него спасения. Страх испытывают даже амебы. А ученые из Лозанны будто бы установили, что мыши могут ощущать запах страха.

Значит, где жизнь, там страх? Философ Хайдеггер того мнения, что «причина страха - само бытие в мире». И что? Мы приходим в мир, который изначально к нам враждебен?

Бояться - нехорошо. Даже стыдно. Мы хотели бы избавиться от страхов. Тем более что страхи вредны. От них недалеко до неврастении, до стрессов, до опасных болезней. То есть страхи укорачивают жизнь.

Но, с другой стороны, они нас спасают от напастей, от подстерегающих врагов. Неизвестно, куда ткнуться. Если всего бояться - с ума сойти. Если ничего не бояться - чудовищно. В результате из всего бесчисленного списка фобий мы «выбираем» себе какие-то страхи и живем среди них. От молодых лет и до старости их набирается все больше и больше, одни уходят, вместо них появляются другие, страшнее прежних.

Жалко зверей и жалко людей, они, бедолаги, пребывают в постоянном страхе. От страхов у нас глаза велики, волосы встают дыбом, сердце уходит в пятки и прошибает холодный пот. Боязнь осуждения, боязнь одиночества, боязнь болезней - так всю жизнь, от боязни темноты в детской комнате до боязни вечной темноты.

Страх унизителен, ненавистен, невыносим, но он есть, и без него - нельзя. Такая житейская круговерть… А некто Константин Шереметьев на страхе построил свой бизнес: за 7000 рублей избавляет… от 7000 рублей…

кухни на заказ в Черноголовке

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318