Листья считают по весне

Интересно, как весна, а не осень, вопреки стереотипам, подводит итог действиям муниципальных властей.

На днях впервые за месяц побывал на северо-западе Челябинска, на Комсомольском проспекте. Выйдя из маршрутки, почувствовал запах распускающейся зелени. Позавидовал жителям района: мне, живущему в центре города недалеко от улицы с воодушевляющим именем Свободы, подобная свежесть недоступна. Хотя еще года два назад «на Свободе» впечатления от весенней пыли сглаживалось ароматом зарождающейся листвы. Теперь - по-другому.

Все ветвистое, надоедливое своим пухом, непредсказуемое, шепчущее в штиль и громко шумящее листьями под каплями дождя срезано под единый стандарт. Шепот стал тише, шум прекратился, ничто не раздражает. Но дышать нечем. И нет ощущения весны - обновления, важного для жизни, которое создается запахом листьев. Хотя для людей, которые здесь лишь зарабатывают, а не живут, это вряд ли имеет значение.

Символично, что улица Свободы представлена обрубками живых деревьев. Зимой на эти обрубки навешивают гирлянды. Думают, что город становится краше. Красноречивы все-таки нынешние критерии красоты! Равно как и понимание свободы. Каковы представления о свободе, таков и город, где есть улица ее имени и такова страна, где есть такой город. Ирония в том, что и критерии, и духота - следствие освоения денег, называемого, помимо прочего, добрыми делами. Не было бы «добрых дел», не было бы так душно.

Впрочем, свободу не дают, свободу берут. Может быть, взять улицу Свободы в свои руки, скинуться с единомышленниками и засадить ее саженцами? Проблемы две. Первая - ничтожная и заключается всего лишь в отсутствии перспективы. Ну, посадили деревья, а завтра пожелают «отцы города» еще расширить проезжую часть - и где саженцы? Дело, разумеется, не в напрасных затратах, а в том, что будущее дерево уже привязалось к земле и получило от нее надежду. А тут вдруг раз - и под бульдозер. В другой системе координат это все равно, как если бы человек захотел стать, допустим, министром и уже заручился поддержкой на сей счет, но ситуация поменялась и министерский пост не светит. Обидно? А дереву не обидно, ему просто больно, и оно от боли гибнет.

Другая причина банальна и более существенна. Улица Свободы, как и другие магистрали, постепенно облачается в асфальт вплоть до тротуара. Среди исключений - территория напротив окон местной школы. Здесь живут даже березки. Хочется, чтобы они прожили долго. Несмотря на стремительно развивающуюся диктатуру асфальта, против которой бессильна даже весна.

VK31226318