Вдоль озер - по берегу и по времени

Вдоль озер - по берегу и по времени

Не замечали - песни леса и озера хочется сохранить на зиму. Если в руках есть диктофон – то пение птиц ему понравится. А так – в душе и памяти. Хочется ходить, смотреть по сторонам и по воде, впитывать и впитывать мгновения лета. Ведь это точно: лето – это маленькая жизнь…

Эти заметки-впечатления собирались и сложидись постепенно – шаг за шагом, день за днем . От впечатлений нескольких озер Южного Урала, где бывал много раз, где люблю бывать и сейчас.

Увильдинки

Песни леса и озера хочется сохранить на зиму

Анекдот про лед

Как-то по весне, когда лед стоял еще в нескольких шагах от берега, когда можно было загорать на берегу, а по темно-серой поверхности льда в валенках и телогрейках ходили рыбаки, дядя Гера, человек, живущий на озере круглый год, рассказал такую историю.

- Видел, как машина того... Бульк на дно.

"Крутые" рыбаки на своем авто мчались по уже весенней поверхности озера. Комфорта захотелось.

- Вначале, - уточняет дядя Гера, - проваливаются колеса. Дверцы открываются в разные стороны и пассажиры выпрыгивают на лед. Но полегчавшая машина все же погружается на дно - медленно, но верно.

- Так что, на дне сейчас стоят автомобили? - допытываемся у рассказчика.

- Приезжали водолазы, вытаскивали. Дорогая получилась рыбалка.

Впрочем, возможно, это просто выдумка. Местный анекдот…

Камни под ногами

Люблю ходить вдоль берега - в любую погоду. Мне не скучно на озере. И думается здесь совсем не о том, о чем в городе. Разговаривают волны. Камни молчат. Сколько их на дне этого великого озера? Ходим по камням - по озеру, значит. При нашей жизни ушла вода и вместо нее выше человеческого роста выросли березки. Тем, кто моложе нас, уже не верится, что здесь была вода. Правда, потом вода стала возвращаться. Сфотографировал когда-то лошадь, пасущуюся рядом с небольшим ржавеющим корабликом – плавал по озеру, «приплыл» рядом с деревней Сайма. Жив ли этот кораблик, не знаю. Давно не был у Саймы…

Каждый раз собираюсь и каждый раз забываю взять с собой диктофон. Записать шелест волн и пение птиц. Один московский доктор как-то подробно и убедительно объяснял, как это все снимает стрессы. Если в лесу запасаем грибы и ягоды, то почему бы не сохранить на зиму песни леса и озера? Мелодии, которые не надоедают, от которых на душе делается легко и спокойно.

Время в лесу

Речь не о том, как по веткам или по солнцу определить время суток. О другом речь.

Замечаете ли вы, отдыхая на природе, что мы живем в другую эпоху - не дефицита, а наоборот, товарного изобилия? А я заметил, когда стал завтракать: киви, вычерпываемая ложкой и запиваемая соком манго. Все куплено в местном "лесном" магазине. Представьте: уральское озеро, сосновый лес, киви, манго...

Загар Афродиты

Где еще, кроме моря, можно сесть на катамаран и плыть, плыть, чтобы, оглянувшись, уже не различить никого на берегу. Озер таких мало. Увильды из числа таковых. После часа пути к середине озера кажется, что ты один, а вокруг тишь да гладь, если день, конечно, солнечный.

Ощущение свободы. Ты смотришь на небо, ты смотришь по сторонам и понимаешь, что тебя с берега никто не видит. Тебя как будто нет для людей, и ты - в центре природы. Не пробовали?

А вот одна моя знакомая получила ровный, без полосок от купальника загар именно так.

- Уплываешь, раздеваешься и - блаженствуешь под солнцем. Такой вот увильдинский загар.

Деревце со дна

Росла сосенка на берегу. Маленькая, ниже колена. Деревце со дна озерного, ведь выросла она там, где в семидесятые годы плескались волны.

Стояли жаркие дни и, приходя купаться, я поливал это деревце. А перед отъездом долго и осторожно, чтобы не повредить корешки, выкопал сосенку, чтобы отвезти в Челябинск и посадить на могиле отца.

Он любил отдыхать на этом озере, на этом берегу. Пусть увильдинское деревце растет и шумит, будя воспоминания, пробуждая память.

Гнездо над головой

На веранде оказалось гнездо маленькой птички, каких в городе никогда не встречал.

В гнезде были птенцы. Один упал прямо мне под ноги. Хорошо, что первым подошел я, а не кот из соседней комнаты. Птенец был совсем голым, без единого перышка. Я положил его обратно в гнездо, где уже теснились пятеро малышей. Как мой птенец оказался на земле - был он либо самым непоседливым, либо самым слабым, и родственники решили от него избавиться, - не знаю.

Родители прилетали один за другим - каждые пять минут и так - час за часом. Первый раз наблюдал такой титанический труд. Сначала птички-родители опасались меня, долго сидели рядом с гнездом, держа в клюве добычу. Потом привыкли ко мне. И мы жили рядом как добрые соседи. Я спас птенца! Такое незаметное вроде бы событие. А ведь запомнилось, осталось в памяти.

...Увильдинки - сколько таких впечатлений и воспоминаний подарит каждому из тех, кто его любит, озеро Увильды.

Сколько?

Столько, сколько камешков рассыпано по его берегам и в воде. Только нужно захотеть всмотреться и увидеть.

Черно-белые прогулки по озеру детства. Кисегач. Лето.

Простая истина, до которой мы, увы, «доходим», только с годами. А может, раньше просто и не надо. Для того, чтобы получить светлые воспоминания, не всегда нужно ехать за тридевять земель. Достаточно побывать в местах детства.

Для меня такое место – озеро Кисегач. Маленький белый домик на берегу озера, который снимали родители на все лето, там мы с мамой и братом жили, отец приезжал каждые выходные. Стены этого домика, состоящего из комнатки и кухни, снаружи действительно были побелены. Сохранился этот домик лишь в памяти да на фотографии отца, у которого собрался уникальный художественный фоторассказ об этом уральском озере.

Альбом этот существует в единственном экземпляре, на обложке стоит дата – 1967 год. С помощью этих фотографий совершим ностальгические прогулки маршрутами детства.

На месте домика на берегу детства - заброшенное место со следами от костров. Зато рядом, на горке, выросли недавно "городские" многоэтажки.

А сейчас, если посмотреть с этого места увидим новенькую высотку с полукруглыми боками. Неизменной сделают лишь картину лодки на берегу. Кажется, за десятилетия, технология их изготовления и место парковки не изменились.

Кисегачские сюжеты в памяти детства такие же важные и яркие, как другие впечатления того времени ("Денискины рассказы" Драгунского, мультфильм "Бременские музыканты"и «Ну, погоди!», кинофильм "Неуловимые мстители", который посмотрел в детстве целых семнадцать раз).

Сколько хороших книжек было открыто и прочитано на этом берегу! Сколько раков было поймано! Раков ловили днем и вечером, с фонариком. Они выползали на луч света. Еще любили нырять за ними с лодки и доставать со дна. (Но это, конечно, днем). Впрочем, раков больше нет, или мне просто не повезло - походил специально по знакомому берегу, попереворачивал камни – ничего.

Полистал тот редкий фотоальбом из 60-х: вот рак ползает по круглой «арене» тазика, а вот на камне притаился бурундук. Хотелось повторить этот кадр – не встретил бурундука. Да и после детства вообще этого маленького зверька больше не встречал.

На озере есть свои памятные знаки, делающим его узнаваемым с первого взгляда . На Кисегаче – это небольшой островок, кажется он примостился посреди озера. Плавали до него на катере и на паруснике, познакомиться, за ягодами отправлялись с родителями на другие более дальние и большие острова. Вот он , этот знак озера все на том же месте вдали. Правда, раньше казался недоступным: сколько раз пробовали доплыть до него на простой лодке с веслами - не получалось. Теперь он сам "подплыл" к берегу. Вообще в детстве все кажется более большим. Тот же двор детства, спустя годы, не кажется таким »царством-государством» , как раньше. Так и этот остров...

Остров это примостился во многих кадрах. Вот на его фоне рыбаки ловят рыбу. Рыбаки и на лодках и на мостках и в воде, по колено закосав штаны. А вот лыжники скользят по волнам за катером «Мечта» - привозила его на озеро семья Злобиных из Миасса…А вот художница рисует озеро, сидя на его берегу – кисточка окунается в воду из озера, затем точным движением попадает в нужную краску и уже по белому листу бумаги «побежали» волны…

У каждого из нас есть свои маршруты детства. Как правило, все они вызывают приятные воспоминания. Чтобы пережить их, не всегда нужно отправляться в дальнюю дорогу.

Теренкульский «метеорит»

Между озером Кисегач и Еловое есть озеро Теренкуль. В нем не купаются, вокруг него ходят пешком. Меньше часа занимает такой маршрут. И где-то среди сосен есть такой камень – огромный валун. Не поднять, не обхватить, трактор потребуется, чтобы сдвинуть с места.

Но зачем его двигать. Лежит себе и лежит, сколько лет ему никто не знает и откуда взялся тоже.

А вопрос такой у меня возник, как только встретил этот камень. Слишком форма необычная.

Такие бока у камня получаются, если миллионы волн «обтесывают» его в воде. А здесь – ветер? Вряд ли ему под силу была такая работа.

Можно пофантазировать: прилетел когда-то как метеорит. Хотя, было бы так, давно уже появилась бы рядом соответствующая табличка, водились к нему экскурсии.

Таковых не видел, хотя на камень, конечно же, все обращают внимание. Фотографируются на нем и рядом – как у кого получится: забраться на него еще надо.

Камешки подобной формы обычно собирают с берега на память. Камешки, которые легко помещаются на ладони. Этот же камень-великан. Но и его взял на память-фотография перед вами.

С Пришвиным на Еловом

На берегу уральского озера ежа в лесу не увидел, зато обнаружил особый ход времени

Михаил Пришвин, автор “Кладовой солнца”, певец русской природы, на берегах озера Елового не был. А вот я с Пришвиным на берегах этого озера провел несколько дней. Взял его рассказы о природе, до которых в городе как-то не находилось времени. А тут они оказались кстати.

Про букашек, птичек, травки лесные. Вроде бы все просто: идешь по лесной тропинке, слушаешь, всматриваешься, запоминаешь, а потом – пишешь. Получается рассказ, который издается и переиздается уже полвека. Пришло, значит, и у меня время почитать о вещах простых, чтобы не пропустить их в жизни.

Кстати, время в лесу особое. Речь не о том, как по веткам или по солнцу определить время суток. О другом времени речь. Замечаете ли вы, отдыхая на природе, что мы живем в другую эпоху – не дефицита, а, наоборот, товарного изобилия? Я заметил, когда стал завтракать: киви, которую вычерпывал ложкой и запивал соком манго. Все куплено в местном “лесном” магазине. Представьте: озеро, лес, киви, манго.

У Пришвина: “Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал тук-тук-тук”.

Много ходил вдоль Елового, но сам ежа не встретил. Зато на мостках прямо в санатории наблюдал и сфотографировал, как отдыхающие после ужина кормили с мостков ондатру. Она появлялась из-под понтонов и ждала, когда ей бросят кусочки хлеба. Но спокойно ей поесть не давали чайки. Они стаей кружили над ондатрой и загоняли ее под воду. Той ничего не оставалось, как скрыться под водой, и весь хлеб доставался чайкам.

Впрочем, борьбу за кусок хлеба они устраивали и между собой: с резкими криками, казалось, соединяясь над водой в живой клубок. Я стоял и снимал, снимал в надежде на удачный кадр. Таковых оказалось довольно много.

Как-то держу на языке и перебираю: “Еловое, ели, еловинки”. То, что случилось здесь, на Еловом, на его берегах. Еловинки – сколько таких впечатлений и воспоминаний подарит каждому из тех, кто его любит, озеро Еловое. Сколько?

Столько камешков рассыпано по его берегам и в воде. Только нужно захотеть всмотреться и увидеть. А из знаменитостей на берегу озера Елового были актеры Владимир Гостюхин и Юрий Назаров, сатирик Михаил Задорнов. Об этом узнал в местном кафе, где красуются фотографии именитых посетителей с их автографами. Но это уже другая история.

Mytischimebel.ru магазин мебели в Мытищах недорого

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318