Спецпроект
Новости

Губернатор Борис Дубровский своим постановлением запретил иноземцам возить жителей Южного Урала.

Массовое ночное сожжение автомобилей зафиксировано в Симферополе, Ялте и Севастополе.

Опасный для здоровья граждан кабинет работал в Кировском районе города.

В Челябинской области подросли страховые выплаты пострадавшим на производстве.

В Бийске отправили за решетку неисправимого насильника-рецидивиста.

Иностранец прибыл в Губаху в командировку на нефтехимическое предприятии и стал жертвой налетчиков.

В полицию обратились соседи нерадивой матери, увидевшие ребенка, сидящего на холодном полу в парадной.

Необычная скульптура посвящена предстоящему Кубку Конфедераций.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян приказал дать другое название морским портам страны.

На Всероссийском форуме обсудят актуальные вопросы, создадут социальные проекты.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Компании по уборке офисов: подробности на Юду.
Парафанго обертывание: сделать заказ услуги.
Свежий номер
newspaper
  1. Вы сколько на новый год потратите?
    1. в этом году не праздную - 4 (40%)
       
    2. больше 10,000 - 3 (30%)
       
    3. до 5000 рублей - 2 (20%)
       
    4. до 10,000 рублей - 1 (10%)
       

Авиация нашего детства

18.11.2012
Есть повод вспомнить про самолеты, жившие раньше в Челябинске. Один из них стоял внутри здания храма на Алом поле. В годы моего детства там было несколько кружков Дворца пионеров. Я посещал один для самых маленьких - назывался он «Шуруп». Здесь же занимались юные пилоты, для них-то и был установлен самолет, кажется, Як-18.

Есть повод вспомнить про самолеты, жившие раньше в Челябинске. Один из них стоял внутри здания храма на Алом поле. В годы моего детства там было несколько кружков Дворца пионеров. Я посещал один для самых маленьких - назывался он «Шуруп». Здесь же занимались юные пилоты, для них-то и был установлен самолет, кажется, Як-18. Фотографировать в ту пору я еще не пробовал, так что снимка не сохранилось.

А вот этот снимок - летящий планер над ледяным «полем» - прислал мне Сергей Колобов. И подписал: «Эта фотография вам ничего не напоминает?»

Конечно же, хорошо помнил свой полет на планере над Шершневским водохранилищем. «Тогда свое место в кабине вам уступил я», - сообщил Сергей Колобов.

Собственно, так и появилось желание напомнить и про подзабытые «авиастранички» в истории нашего города и еще о замечательном человеке - Льве Александровиче Комарове. К сожалению, о нем не нашел ни строчки в энциклопедии «Челябинск».

- С Комаровым я и мои друзья встретились в 1985 году, - вспоминает Сергей Колобов. - Мы тогда учились в Челябинской школе подготовки пилотов и участвовали в выставке технического творчества, которая проходила во Дворце пионеров имени Крупской. На этой-то выставке и познакомились с Вячеславом Рябининым, который привез туда из Златоуста самодельный самолет «Школьник». От Рябинина и услышали о Льве Александровиче. Нам очень хотелось летать, а аэроклуба в Челябинске не было, поэтому мы выпросили адрес Комарова и уже на следующий день всей компанией отправились к нему.

Лев Александрович принял нас весьма радушно и показал свое «богатство», от которого мы просто обалдели. В подвале пятиэтажного дома на улице Татьяничевой, где тогда располагался клуб «Юный техник» ПО «Полет», мы обнаружили самолет «Малыш» (в свое время он был признан самым легким самолетом в мире), самодельный одноместный планер «Буратино», а на стапелях стоял только-только начатый фюзеляж будущего планера «Прогресс».

С тех пор мы и стали заниматься у Комарова. Нам были поручены ответственные задачи: реставрировать самолет «Малыш» и строить новый большой двухместный планер. Кроме того, мы все с нетерпением ждали зимы, когда замерзнет Шершневское водохранилище - единственное доступное тогда летное поле. Мы стали гордо называть себя «Дикая эскадрилья» и даже придумали эмблему в виде распластанной вороны с выпученными глазами. А вот Лев Александрович называл нас «шизокрылые». Первые полеты на одноместном планере «Буратино» мы совершили 17 ноября. Дату помню абсолютно точно: в тот день один из наших «шизокрылых» совершил жесткую посадку, сломал посадочную лыжу и пробил обшивку крыла.

Кусочек этой обшивки до сих пор у меня хранится. К концу января мы закончили постройку двухместного планера, который назвали «Прогресс», и в первых числах февраля провели первую его сборку во дворе дома на улице Татьяничевой. Первый полет «Прогресса» состоялся 9 февраля 1986 года. Планер поднял в воздух Лев Александрович. Поскольку у планера обнаружилась легкая задняя центровка, а все пилоты «Дикой эскадрильи» были тогда еще довольно легкими, мы летали в задней кабине. Световой день зимой короткий, а нас было много и летали мы по очереди, поэтому всегда была угроза не успеть совершить за день запланированное количество полетов. И вот, когда я уже сидел в кабине, мне сообщили что пришедший осветить наши полеты журналист очень хочет подняться в воздух. Скрепя сердце, я отстегнул ремни, вылез из кабины и уступил свое место.

В тот день я действительно совершил на один полет меньше своих товарищей, но был командиром и считал дело пропаганды авиации очень важным, поэтому почти не расстроился.

Я же обрадовался, получив снимки от Сергея Колобова. Они как весточка из восьмидесятых, когда только начинал работу репортером и самой первой крупной публикацией в «Комсомолке» был рассказ именно о Льве Комарове и его воспитанниках. А напечататься в «Комсомолке» той поры было очень сложно - тираж газеты превышал 10 миллионов.

А Сергей Колобов летчиком стал, закончив Барнаульское высшее военное училище летчиков. Правда, летать пришлось недолго: не стало армии, не стало Советского Союза. Учился заново - в Челябинском университете сначала получил диплом физика, а потом еще закончил экономический факультет.

Там же преподавал на кафедре «Финансы и кредит», работал в Сбербанке. Потом возглавлял банк «Резерв». Сейчас Сергей Евгеньевич член совета директоров екатеринбургского банка, директор финансовой компании, председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области.

О Льве Александровиче Комарове

Родился в Петрограде в 1924 году. Учился в Ленинградской спецшколе ВВС. С ноября 1942 г. жил в Златоусте. Работал токарем на заводе, мастером производственного обучения ремесленного училища № 23, радиотехником радиоузла машзавода, руководителем авиамодельного кружка Дворца пионеров. Здесь в 1963-1964 гг. построил самолет «Малыш». Авиационный журнал «Jane's» писал тогда о нем как о самом легком самолете в мире. В это время его заметил генеральный конструктор Олег Константинович Антонов, который любил талантливых самодельщиков и старался повсюду их выискивать. Он пригласил Льва Александровича к себе, и с 1967 г. Комаров работал в конструкторском бюро О.К. Антонова.

Олег Константинович заставил его заочно окончить авиационный институт. Потом была работа в ЦАГИ, на авиазаводе в Арсеньеве. В 1969-1979 гг. Лев Александрович работал консультантом по авиационной технике в Польше (по линии СЭВ), где под его руководством проектировались и строились самолеты Ан-2, «Искра», «Мева», Ан-28. Также под его руководством спроектирован и построен первый реактивный биплан М-15. Его можно увидеть в авиационном музее в Монино. Комаров был удостоен званий «Заслуженный деятель науки и техники Польши» (1978), «Почетный гражданин ПНР». Награжден семью медалями, имеет шесть наград ПНР.

- После двух инфарктов Лев Александрович вынужден был выйти на пенсию (был персональным пенсионером союзного значения),- говорит Сергей Колобов, - однако его деятельная натура не позволяла ему сидеть без дела. Он возглавил клуб «Юный техник» ПО «Полет», где и занимался с такими мальчишками, как мы. Учил нас строить самолеты и летать на них. Нам всем просто очень повезло, что мы встретили в своей жизни такого человека.

Кстати, в шестидесятые годы на самолете «Малыш» летал один из первых героев Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов. У Льва Александровича сохранился любительский фильм, снятый на узкопленочную камеру, запечатлевший этот полет. Наша ДЭК - Дикая Эскадрилья Комарова - пересматривала этот фильм многократно. Водопьянов в то время был уже довольно грузным человеком, и ему стоило большого труда поместиться в кабину «Малыша» и выбраться оттуда. Стоит еще добавить, что в авиамодельном кружке в Златоусте, который тогда возглавлял Лев Александрович, занимался будущий шахматный король Анатолий Карпов.

Учениками Комарова были Гуго Петерс, Владимир Ванюшкин, Вячеслав Рябинин и многие другие. Меня Лев Александрович познакомил с летчиком-испытателем Анатолием Балуевым, космонавтом Игорем Волком и легендой советской авиации Марком Лазаревичем Галлаем - летчиком-испытателем и талантливым писателем. В детстве я читал его книги и книги о нем. Марк Галлай был для моего поколения мальчишек не человеком, а чем-то вроде героя древнегреческих мифов. Представляете, что я чувствовал, когда он пожимал мне руку?!

Вообще можно еще много рассказывать про Льва Александровича. Как он с помощью А. Маресьева добился разрешения летать для Гуго Петровича Петерса, потерявшего ногу, - это отдельная эпопея. По-моему, про Комарова надо написать отдельную книгу - это великий человек! Сознательно не пишу «был»…

Комментарии
Да, были люди... (с)
@Лермонтов
18.11.2012 08:26:14
Чем не начало книги про Удивительных людей из Сбербанка? Одна глава, один герой уже есть. Найдутся и другие. Может получиться очень интересно.
Сергей
19.11.2012 08:24:05