О прошлогоднем снеге
Когда нет культуры политического разговора, коммуникация происходит на уровне рефлексов: мужик почесался - царь дернулся.
Год назад в стране начались массовые митинги протеста. Растаяв к концу весны и не возродившись осенью, они, по мнению ряда наблюдателей, стали очередным поражением оппозиции. Точнее, упущенной ею победой, что еще обиднее.
Однако значимость движения «белой ленты» колоссальная. Хотя бы в качестве бескровного социального эксперимента. По его итогам можно делать выводы о том, что происходит, и строить осторожные предположения о грядущем.
Во-первых, год назад мы увидели: в стране есть много неравнодушных людей, способных к активным действиям, не связанным напрямую с профессией. То есть готовых к бескорыстным, отвлеченным от меркантильности поступкам. Это еще не гражданское общество, но уже сообщества разных по интересам групп.
Во-вторых, стало очевидно: власть не была готова к народной активности ни идеологически, ни на уровне стратегии. В одночасье оказалось, что десятилетнее вытаптывание «нашистами» разного калибра политического поля не дало результатов. «Бунт» упрямо лез сквозь асфальт, находя сочувствующих. Моя знакомая не вышла ни на один из протестных митингов, но, вспоминая события годичной давности, признается: «Как в том декабре было здорово!» Идеологическая растерянность Кремля проявилась в неуклюжем сравнении «белой ленты» с презервативами. А стратегический коллапс - в рефлексах власти по этому же поводу. Тому свидетельство ее действия - от закона против митингов до лихорадочной осенней активизации. Форсирование (в устном звучании кажется, что от слова «фарс») реформ в образовании - лишь один из примеров последней.
В-третьих, обнаружилась неспособность власти и оппозиции к диалогу, пусть даже в виде жесткой полемики. Когда нет культуры политического разговора, коммуникация происходит на уровне рефлексов: мужик почесался - царь дернулся. К культуре же надо терпеливо идти. Кстати, попытки членов координационного совета оппозиции создать площадку для дискуссий хотя бы друг с другом вызывают уважение, и это тоже результат декабрьских выступлений.
Главный итог прошлогоднего декабря - в осознании того, что протестовать не бессмысленно. При этом формы протеста могут быть совершенно различными. Профессиональное оппонирование административному прессингу в той или иной сфере - тоже протест. И, как показывает история борьбы за Челябинский городской бор, достаточно эффективный.