А сказать нечего…
Стыдно, но признаюсь: я не понимаю искусство, которое называют современным.
В мире и в России, кипят страсти: кто-то признает современное искусство, кто-то его отвергает. Создается впечатление, что те, которые признают, лучше тех, которые отвергают. Они вроде бы тоньше, проницательнее, острее чувствующие, авангарднее, стоящие далеко впереди. Будто бы они вообще в мире искусства, как у себя дома, и все им дается запросто, с легкостью необыкновенной. А я, сколько ни хмурю лоб, не разберусь.
Но, может быть, и разбираться не в чем? Неужели допустимо, что современное искусство - пустое место? Однако тут и там открываются музеи современного искусства - по ошибке?
На выставке стою перед полотном. Стою и сам себе говорю: смотри, вникай в детали, ищи логику, настройся доброжелательно, почувствуй атмосферу - ведь автор наверняка хотел что-то сказать или хотя бы намекнуть… Стою, смотрю - и не понимаю. Кто-то обязательно скажет: не дано, обделен, бывает, не огорчайся. Ах, его бы, такого человека - рядом, чтобы попросить: объясни. Но, уже было, просил. Не объяснит. Откажется. Отвяжется: ты сам должен постигнуть. А не постиг, значит, тупой.
Может быть, я и тупой, но занудистый. Везде, где приведется, ищу объяснения. Себя пытаю. Размышляю. Почему художник будто специально создал нечто такое, что не поддается «обычному» пониманию. Наверное, он все-таки что-то мне говорит, но не явное, не банальное, не обычное, а мимолетное, размытое, едва уловимое… Может быть, он мне говорит так: ищи не на полотне, а в себе, не общее для всех, а индивидуальное, пусть каждый почувствует что-то свое. И не исключено, что он хочет мне сказать как раз о том, что ничего не хочет сказать. В любом случае он, безусловно, что-то говорит кому-то, но - не мне.
То же - в театре. Только и слышу: этот театр - современный, театр-новатор, театр поиска. Прекрасно! Но какую новизну он ищет, в чем? Чтобы не так, как раньше? Чтобы не так, как у других? Чтобы поразить, ошеломить, удивить? Прекрасно! Но чего ради? Что побуждает к поиску новизны?
Ничто не бывает навеки неизменным. Не бывает неизменным и театр. Все изменяется, потому что изменяется жизнь. Она-то и принуждает к переменам. Наверное, одни режиссеры чутки к «сигналам» времени, живо откликаются на них, другие не спешат уходить от традиции, вроде бы отстают от злобы дня. Всяко бывает. Кто-то берет глубже, кто-то скользит по поверхности. Кто-то ставит на внешнее, на форму, кто-то пытается выявить суть… Как бы то ни было, но все, вольно или невольно, реагируют на жизнь. А если обобщить, если уловить голос современного искусства, то в шуме и грохоте можно слышать одно: я не знаю, что сказать.
Ни у художников, ни у режиссеров, ни у музыкантов нет слов, чтобы их внятно произнести, - самой жизни нечего нам сказать. Какая современная жизнь, такое современное искусство.
Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.