Гори все огнем!

Гори все огнем!

Возгорание на свалке Челябинска – финал годового цикла, который без всякой натяжки даже в данном контексте можно назвать политическим.

Пожар на городской свалке Челябинска – уже почти достопримечательность. Во-первых, в силу регулярности. Шутка ли: каждый год с наступлением жары часть мегаполиса на несколько дней окутывает дымка с запахом ветоши и горелой органики.

Во-вторых, свалка вообще и дым от нее в частности олицетворяют не быт, а бытие, то есть сферу глубинную. Дело, разумеется, не в символическом образе могучей кучи, скрытые процессы в которой вызывают удушливое тление. Все гораздо проще. Мусор для нас - реальный системообразующий фактор, предмет общественных отношений. Соответственно, пожар – пик проявления взаимообмена человека и природы, когда мы носом чувствуем побочные продукты человеческого труда.

Мусор – стимул социальной активности, повод для ежегодных апрельских дискуссий. Их содержание - откуда берется грязь, и кто должен ее убирать. Общественность делится на три категории. Первая – рыночники. Они убеждены, что грабли – удел тех, кому за наведение чистоты платят. Вторая группа – альтруисты-прагматики. Большинство из них отчетливо понимают: сколь коммунальщикам ни плати, они все равно под ноги не смотрят и грязи не видят. Хочешь чистоты – вперед на субботник.

Красное словцо «субботник» любят местные власти – третья категория горожан. Принципы управленческий класс исповедует рыночные. Но раз в год, благодаря поднимаемой им кампании, словно переносишься в коммунистическую колыбель. Спустя неделю, видишь по ТВ, как озабоченный благоустройством руководитель хвалит одних и журит других за хорошо, или, наоборот, плохо сделанную уборку. Затем на пару месяцев тематика мусора отходит в педагогическую среду, развивая в участниках школьных отрядов любовь к труду и порядку.

Возгорание на свалке – финал годового цикла, который без всякой натяжки даже в данном контексте можно назвать политическим. Собственно, политика – аккумуляция воли горожан, ответ на наши реальные, а не ханжеские запросы.

Свалка горит потому, что переполнена. Переполнена – так как нет полигона для переработки ТБО. О выборе для него площадки и начале проектирования администрация Челябинска объявила в марте текущего года. Цена вопроса – 1,5 миллиарда рублей. Расчет – на помощь федерального центра. Почему же не добились помощи раньше, когда и с деньгами федералов было проще, и кредит доверия у местных элит был выше? 1,5 миллиарда – не бог весть какая сумма в сравнении со средствами, пущенными на ремонт и расширение дорог. Плохо без хороших дорог. Но с хорошими дорогами без чистого воздуха еще хуже.

Все дело в приоритетах. Приоритеты расставляет не власть, а мы. Власть же их просто считывает, подкоркой ощущая наши стремления. Почти каждый день прохожу между детским садом и кафе по двору одного из микрорайонов в центре города. Постоянно вижу пакеты с мусором. Причем, почти всегда разные. То есть, их убирают, а они появляются вновь. Такие же пакеты можно увидеть в арках жилых домов и – внимание – на козырьке пристроя жилой пятиэтажки! Ну, ладно, когда в соседний двор люди гадят, но себе-то под окна зачем?! Знают же, что ни один дворник доставать эту грязь на крышу не полезет.

Не знаю, какова реальная логика властей при выборе приоритетов, но при таком поведении электората вопрос о полигоне для мусора во главу угла ставить вообще не уместно. Во-первых, не оценят. Во-вторых, гори они все огнем…

VK31226318