Рублем не вылечить

Рублем не вылечить

Федеральный минздрав подготовил законопроект о повышении акцизов на сигареты. Если закон примут, пачка курева к 2015 году подорожает до ста рублей. Любителям выпить тоже есть, от чего огорчиться. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко на днях предложил довести до 300 рублей минимальную цену бутылки водки.

Лечить курильщика или пьяницу рублем и запретами, конечно, разумнее, чем рубить виноградники. Однако рассчитывать на торжество трезвости при таком подходе все-таки наивно. Экономить лучше, чем пить – логическое умозаключение. Но при любой зависимости логика отказывает напрочь.

Знаю человека, который так переживает из-за больной печени, что напивается в хлам. Напоминание о вероятном и скором для него персональном конце света встречает аргументом: «Когда выпью – она не так сильно болит». Силлогизм пьяницы из сказки Экзюпери «пью, потому что стыдно, стыдно, потому что пью» - предсказуемое последствие табачно-водочной дороговизны.

Кстати, десятилетия назад за бутылку «Столичной» люди платили бешеные, по нынешнем временам, деньги. Даже ностальгически вспоминаемые «три шестьдесят две» при средней зарплате в 120 рублей – гораздо жестче самых свирепых угроз Онищенко. И что, меньше пили? В разгар перестройки цена за поллитра горячительного вообще доползала до десятки.

Начались водочные бунты - не из-за дороговизны, а из-за дефицита спиртного.

Рост платы за вредные привычки - не самый мощный стимул от них отказаться. Зато повысится спрос на суррогат. И спрос этот найдет обильное предложение. Как это может поспособствовать здоровью нации – загадка русской души.

В пользу увеличения цен часто звучит довод о пополнении за счет акцизов российского бюджета. В связи с этим вспоминается анекдот про мужика, купившего детям хлеб на вырученные от сдачи бутылок деньги. «Без меня уже давно бы с голоду опухли», - сказал заботливый отец.

Вот так и с российской казной, недополучающей рубли, в том числе, из-за низкой производительности, на которую, помимо прочего, влияет и уровень трезвости среднестатистического работника. Частично компенсировать недостающее можно, конечно, и ростом акцизов. Но как-то беспросветно все это выглядит.

Единственный плюс удорожания соблазнов – возможность оградить от них тех, кто состояния зависимости еще не достиг. Для той же молодежи высокая цена сигарет или спиртного может стать поводом поискать разумную альтернативу. В этой связи показателен феномен автомобилизации. Большинство моих некогда выпивающих знакомых стали абсолютными трезвенниками, обзаведясь собственным авто.

Вопрос лишь в том, много ли таких разумных альтернатив может предложить наша среда. Достаточно ли путей для воплощения своих замыслов в любимом деле не в ущерб кошельку, для карьерного роста в согласии с собственной совестью, для строительства планов на будущее?

Категорически не согласен с тем, что в проблемах конкретного пьяницы или заработавшего хроническую болезнь курильщика виноват не он сам, а, например, теща и антинародный режим. Но влияние окружающего пространства на выбор приоритетов полностью исключать нельзя. Отсутствие незыблемых правил и просто человечности во взаимоотношениях между людьми, элементарной предсказуемости событий хотя бы на месяц вперед оборачивается уже не стабильным неврозом, а эмоциональным выгоранием, от которого хочется просто уйти.

Слабые уходят в пьяный туман, число слабых растет. Пытаться остановить этот процесс повышением цен и запретами – все равно, что запрещать людям быть слабыми. Существенно хуже от таких запретов не будет, лучше – тем более.

Mebel-drezna.ru мебель на заказ в Дрезне

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318