Муравьиное похмелье

Муравьиное похмелье

Муравейник - прекрасный дом-купол, теплый, удобный, наверное, уютный, чистый, проветриваемый. В этом доме все заняты делом - строят, таскают, чистят, кормят, стоят на страже. Бездельников там не любят. Если муравей-фуражир несколько раз вернулся домой без добычи, его, без церемоний, убивают и съедают.

Муравьев называют животноводами, потому что они пасут, обихаживают и доят тлей, медвяная роса которых им не питье, а еда. Муравьиное общество, как часто это бывает у насекомых, - женское. Верховодит в нем мать, она - царица. Ее хоромы не на вершине купола, а наоборот, под землей, на глубине до полутора метров. Тем не менее, она имеет какую-то таинственную связь со всеми своими подданными. Живет царица долго, до двадцати лет. А мужики… Роль у них одна-единственная, известно, какая. Полетал с царицей в предназначенный час и - без надобности.

Кое-кто в муравьиной «коммуне» находит немало общего с человеческим обществом. Как ни странно, сходство есть. О нем я и хочу сказать.

Когда где-нибудь в царстве-государстве появится некий коллектив, который живет ладно, дружно, сплоченно, успешно, в котором все «шестеренки» крутятся на зависть согласованно, - обязательно найдется кто-то «со стороны», некий «умник» по части приспособиться. Такой умник у муравьев - вертлявый жучок по имени ломехуза.

Этот невзрачный жучок - самый желанный для муравьев гость. Ради него они готовы на все, только бы пришелец был доволен, только бы понравиться ему. И все это ради того лишь, чтобы полизать сладкий бочок ломехузы. Бывает так, что, скопившись, оттискивая друг друга, муравьи пробиваются к жуку, чтобы утолить свою неожиданную жажду. Такие всегда добропорядочные, пунктуальные и деятельные, нализавшись, муравьи теряют муравьиный облик - шатаются, наслаждаясь кайфом, слоняются заторможенные, одурманенные и одуревшие… И все им нипочем. И даже царица - не указ. Все их желания сводятся к тому, чтобы еще раз протиснуться к ломехузе, еще раз лизнуть ее хмельную слизь.

Впав в полную зависимость от юрких жуков, муравьи впадают в бездумность и безумность. Они перестают жить своим умом, отказываются от всех своих инстинктов и традиций. Доходит до того, что, если беда и объявлена тревога, муравьи бросаются спасать не своих детишек, а куколок и личинок ломезух. Они услужливо кормят потомство жуков, отбирая корм у своих детишек. Даже и их самих, своих чад, они готовы отдать в жертву гостям. Словом, бери все, только дай лизнуть.

В недавно процветающем муравейнике жизнь превращается в кошмар. В нем все больше нахлебников и бездельников, все меньше тружеников и добытчиков. Не исключено, что в итоге муравейник придет в упадок, деградирует, выродится и вымрет.

Поистине, от муравьев до людей не так и далеко.

VK31226318