О жизни временной и вечной

28 августа мы отмечаем Успение Пресвятой Богородицы. Вспоминаем, как Приснодева окончила свой земной путь и стала молитвенницей за весь христианский род перед Престолом Божиим.
Не оплакивая, а торжествуя Успение Богородицы, церковь дает всем людям урок верного отношения к смерти. Получив известие о близком переселении в райские обители, Дева Мария не возроптала, но усилила молитвенный подвиг, а кончина Ее была мирной и безболезненной.
Кто-то может сказать, что Богородица была великой праведницей, что Ей не было стыдно предстать перед Творцом мира. Это верно, но нужно четко понимать: каждый из нас может вести праведный образ жизни. И если мы не живем свято, виноваты в этом только мы сами.
Окончание жизни мы привыкли воспринимать как событие трагическое. Но давайте задумаемся: можно ли назвать смерть злом в точном смысле этого слова, если целью жизни является достижение максимального богоуподобления и богообщения?
Думается, нет. Болезни, смерть, стихийные бедствия вошли в нашу жизнь как результат грехопадения первых людей. Все эти явления, безусловно, нарушают наш покой, отравляют существование. И все же внешние обстоятельства жизни неспособны отлучить нас от Божией любви (Рим., VIII, 35). С Богом нас разъединяет только намеренное нарушение данных Им нравственных законов - грех.
Именно грех, и только он, без всяких оговорок может быть назван злом. Смерть же безусловным злом не является. Тем не менее это очень ответственный момент. Ведь душа человека бессмертна, и какой будет его посмертная участь, зависит от образа жизни, который он вел на земле.
Каждому потомку Адама и Евы надлежит родиться и умереть. В этом заключается великий смысл. Мысль о смерти дает людям возможность видеть мир в его подлинном измерении. Смертная перспектива мешает воспринимать течение дней как бессмысленный процесс. Жизнь становится уроком, по окончании которого предстоит сдать экзамен - суд Божий, и тот, кто на земле живет с Богом, сохранит и в вечности возможность блаженного общения с Ним.
