Адажио Томазо

Адажио Томазо

На этот раз - без злобы дня. Отдохнем от злобы. Я расскажу историю одного адажио.

Адажио - это музыкальный темп, спокойный, милый, присущий безмятежному, мечтательному, грустненькому настроению.

И сразу обращусь так: если будет случай, а он будет, обязательно послушайте «Адажио для органа и струнного оркестра соль минор Альбинони». Наверняка вы его уже слушали, но, как и я сам, не сразу поняли, что это такое.

Впрочем, сначала накоротке переселимся в Венецию, где жил Томазо Альбинони.

Это было очень давно. Челябинская крепость возникла через 65 лет после рождения Томазо. Он был на год старше Петра Великого, который родился, напомню, в 1672 году.

Альбинони выпало жить долго, до восьмидесяти лет. Еще при жизни о нем успели забыть, хотя в свои лучшие годы он был известным композитором и скрипачом. Случилось даже так, что в память о нем был издан альбом - как посмертное издание, а он еще был жив. Тем не менее, после смерти он все-таки напрочь исчез из театра, из музыки, из мира. Как и не было.

Альбинони исчез, но не навсегда. До середины ХХ века. До другого итальянца - Ремо Джацотто, музыковеда, который взялся «собирать» биографию мало кому известного тогда композитора.

Поиски привели его, уже после Второй мировой войны, в Дрезден, в тамошнюю библиотеку. Ремо знал, что библиотеку разбомбили американцы, но надеялся на то, что фонды Альбинони сохранились. Фонды Альбинони сильно пострадали, но в руки Джацотто попал обрывок бумаги, на котором уцелели только шесть начальных тактов и басовая партия. Что произошло потом - загадка, о которой специалисты спорят без надежды ее разгадать. Джацотто вроде бы восстановил произведение Альбинони и назвал его «Адажио для органа и струнного оркестра соль минор Томазо Альбинони». Себя никак не обозначил.

То ли Джацотто, никогда не писавший музыку, вдруг сочинил «вечное» произведение, то ли Альбинони был так велик, что не пропал и в шести тактах, - никто не знает, но возвращенное адажио покорило весь мир.

Оно зазвучало везде - в оригинале Джацотто, в бесконечных обработках и интерпретациях, инструментально и с текстом. Адажио поют все уважающие себя солисты от Лары Фабиан, Поля Мариа, Мирей Матье, Карела Готта до Николая Баскова и Витаса.

Адажио Альбинони… Да, оно неторопливо, но с первых звуков исключает всякую легковесность. Пока все спокойно, мелодия как бы покачивается на низких волнах воспоминаний, но так и норовит подняться, стать на крыло. Первый порыв усмирен. И второй зов усмирен. И третий. Кажется, так все и останется в тихой гавани.

Но вдруг, через паузу, адажио, преодолевая себя, сквозь нахлынувшие страдания - взмывает в головокружительную высь, чем-то рискуя, держится там и даже залетает за грань, откуда не возвращаются… Но нет, адажио не оставляет нас там, а плавно опускает на медленные волны тихой гавани…

Послушайте Томазо Альбинони. И знайте, что он есть. Не хочу злобы дня. Хочу доброты дня.

кухни в Дрезне

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318