Во главе региона сменился бизнес

Во главе региона сменился бизнес

Челябинская область уже больше недели живет при новой власти. Итоги губернаторства Михаила Юревича и первые действия исполняющего обязанности регионального главы Бориса Дубровского позволяют представить контуры ближайшего будущего.

Тяжелое наследство

Руководитель научно-образовательного центра при Уральском отделении РАН Сергей Гордеев выделяет несколько болезненных тем экономической повестки. Они, по его мнению, ускорили отставку прежнего губернатора.

- Первая из них – Златоустовский металлургический завод, - начинает перечислять эксперт. - Под вопросом судьба пяти тысяч человек. Но мы понимаем, что в проблему вовлечено гораздо больше людей. И это не только члены семей металлургов, но и, например, работники предприятий торговли, сферы услуг, зависящие от платежеспособности тружеников градообразующего завода. Вторая беда – компания «Уралбройлер». Нерентабельное предприятие получало кредиты в «Сбербанке» под гарантии областной власти. Долги рано или поздно кто-то должен будет отдать. Третий вопрос – переселение жителей из несчастного поселка Роза. Поручение президента выполняется почти два года, и существенных успехов не видно. И это лишь крупные провалы. А сколько наберется неприятных мелочей?

По словам Сергея Гордеева, показательно, что бывший губернатор не выехал в Златоуст, когда там начались митинги, не встретился с тружениками:

- Стало совершенно очевидно: лидера региона, болеющего за судьбы людей, из Михаила Валериевича не получилось.

Ситуация в Златоусте продемонстрировала: в области есть запрос не только на эффективного управленца, но и на политика, способного разговаривать с людьми, вселять в них надежду. Именно эта гуманитарная составляющая характеру бизнесмена-технократа Юревича совершенно не свойственна.

- В основе его управленческой модели – борьба с бизнес-конкурентами, - констатирует эксперт. - Остальное – вне поля зрения. Но такой принцип действия уже давно не приемлем. Дело не только в корректировке политического стиля высшими эшелонами государственной власти. Но и здесь, в области, люди все четче дают понять: их больше нельзя игнорировать как некий второстепенный, пассивный элемент. К тому же в «конкуренции» с областной администрацией оказалась большая часть бизнеса.

Ставка на диверсификацию экономики без учета интересов металлургии привела, помимо прочего, к провалу инвестиционных планов.

- В 2013 году эффективность областной власти снизилась настолько, что и взаимодействие с Москвой свелось к минимуму, - продолжает С.Гордеев. - В результате в регион, практически, перестали поступать федеральные деньги. По итогам года объемы финансовых поступлений из центра снизились на 20 процентов. А это уже серьезно. Начались сбои и в бюджетном процессе. Дело не в 12-миллиардном дефиците, а в том, что именно в этот бюджет включено. В нем – дорожное строительство, господдержка производства курятины. Казалось бы, наблюдаем уклон в развитие социально направленных отраслей. Однако это не приводит к улучшению жизни. От того, что Челябинская область перенасыщена куриным мясом, цены на него не падают. То есть, поддержка того, или иного производства направлена не на повышение качества жизни южноуральцев, а на получение прибыли, в том числе, за их счет.

По словам экономиста, единственный плюс - сохранившийся потенциал региона.

- Но, чтобы дать стимул к его реализации, новому губернатору предстоит расплатиться за предшественника по всем долгам: и в прямом смысле (например, перед «Сбербанком»), и в переносном – перед жителями области за не оправданные властью ожидания, - заключает С.Гордеев. - Следовательно, даже те проекты, которые начаты, - будь то реконструкция дорог, или развитие аэропорта – нужно вводить в цивилизованное русло: на благо жителей области, а не отдельной корпорации. Модель управления регионом, как корпорацией оказалась неудачной.

Источник политического баланса

Можно ли действий на благо южноуральцев ждать от новой управленческой команды? Не наивны ли чаяния и овладевшая многими после смены областной власти эйфория? Чем топ-менеджер Дубровский принципиально отличается от бизнесмена Юревича?

У действующего и.о. более солидный, чем у предшественника, возраст. Еще, возможно, облагораживающая рабочая закалка. Но бизнес, как известно, не предполагает ничего личного. Корпоративные интересы главенствуют.

Недавние назначения говорят именно об этом. Из города металлургов в руководство регионом пребывают не только Евгений Редин и Алексей Бобраков. Но и мэр Магнитогорска Евгений Тефтелев становится вице-губернатором на общественных началах. То есть, Магнитогорск теперь вторая, а может быть и первая столица региона. Разве в подборе команды новым главой не виден все тот же корпоративистский стиль? Если подобная модель поведения Михаила Юревича вызвала массу конфликтов и отбросила, по мнению экспертов, южноуральскую экономику далеко назад, разве ставленник металлургической корпорации окажется эффективнее?

- Бизнес должен быть сбалансированным, - поясняет Сергей Гордеев. – Важны не только эффективность, но и устойчивость развития на будущее. Мы видели, как бывшее областное руководство, достигая эффекта в отдельных отраслях, жертвовало устойчивостью экономики на перспективу. Менеджменту того же ММК это очень не нравится: инвестиции этой компании всегда рассчитаны на долгосрочную стратегию. Любые конъюнктурные встряски воспринимаются как источник риска.

Иными словами, управленческий корпус ММК, ставший в одночасье областным руководством, кровно заинтересован в политическом балансе и стабильности, а не в клановых войнах, в том числе, с коллегами-металлургами.

- Магнитогорский металлургический комбинат не является конкурентом ЧЭМК, «Мечела», не говоря уже про компании других отраслей, - замечает Сергей Гордеев. – Все значимые противоречия между ними давно сняты на уровне федерального центра. И им нужна стабильность развития не только инфраструктуры, но и социума (в том числе, как источника кадров). Особенно это актуально сейчас, когда рухнула модель корпоративного управления, а нам в наследство досталась тотальная дезинтеграция общественных и экономических сил.

Сергей Гордеев особо подчеркивает социальный аспект происходящих перемен:

- Большое число жителей региона стали разменной картой при реализации в последние годы жилищных проектов, - говорит он. - Так называемая революция в этой сфере привела к следующему: раньше квадратный метр жилья в Челябинске стоил в среднем тридцать тысяч рублей. Теперь его цена перевалила за сорок тысяч. И такое жилье у нас относят к эконом-классу! Мы видим логичный итог монополизации рынка и непрозрачного распределения участков земли. Это лишь одна из сфер, где южноуральцы вынуждены дорого платить за монополизм. Плюс от смены руководства хотя бы в том, что менеджеры ММК в бизнесе на строительстве жилья не заинтересованы. Зато им важна социальная стабильность, которая довольно тесно связана с доступностью квартир.

Говоря о муниципальном аспекте, экономист надеется, что, например, в Челябинске произойдет выравнивание контуров развития города.

- Кстати, в Магнитогорске мы наблюдаем достаточно сбалансированное развитие территории, - отмечает С.Гордеев. – Но в Челябинске проявятся свои особенности. На муниципальном уровне неизбежна политическая конкуренция. Искусственные препоны к ее росту наверняка будут сняты. Дополнительным стимулом могут стать новые принципы развития бизнеса - от сугубо корпоративного до социально направленного. Времена узкой корпоративной замкнутости безвозвратно ушли. То, что мы наблюдали в регионе до недавнего времени – рецидив 90-х. Причем, проявился он в тех сферах, где его в принципе быть не должно – например, в медицине и социальном обслуживании. Но сейчас предприниматели начинают осознавать выгоду именно социального вектора. Те программы, которые декларирует, например, Андрей Барышев, или его потенциальные конкуренты, жителям могут показаться разумными.

Смена в Челябинской области одной бизнес-команды на другую показывает проблему, характерную для современной России в целом. В нашей стране нет внекорпоративной структуры, способной стать кузницей политических кадров. В Советском Союзе эту функцию выполняла КПСС и культивируемая ею идеология. Кстати, компартия была кровно заинтересована в политико-экономическом балансе, и, пока позволяла хозяйственная модель государства, строго за этим балансом следила. Это давало возможность гасить лоббистские настроения переходящих на партийную работу отраслевиков.

Поколение управленцев той политической культуры (предполагавшей наличие у руководителя не только рационального мышления, но и гуманитарных навыков), оставило ключевые позиции. Политики «новой формации» западного образца не появились: не та у нас почва. По крайней мере, пока. Если «у них» будущий государственный деятель закаляется на ниве реальной партийной альтернативы, то где же нас таковую найдешь?

Есть, правда, «Единая Россия» - ремикс КПСС. Но, в отличие от оригинала, она, скорее, клуб по сопряжению бизнес-интересов, нежели генератор идеологии всеобщего блага.

Таким образом, профессиональных политиков (на их действия в обществе уже формируется запрос), у нас нет. И не факт, что в ближайшее время они появятся. Зато есть успешные бизнесмены. И хорошо, если интересы их бизнеса во многом совпадают с нашими.

VK31226318