Фантомы и патриотизм

Фантомы и патриотизм

События на Украине обострили в людях чувства, напоминающие патриотизм. Впрочем, особого рода. С одной стороны - взгляд на международную обстановку как на геополитическую игру, где мы болеем за наших. С другой - терпкое ощущение тревоги и желание быть вместе.

Первая трактовка происходящего - результат официальной патриотической риторики. Сквозь нее лейтмотивом проходит тезис о «защите национальных интересов». Сочетание слов «национальный интерес» рождает вопросы. Например, о том, четко ли осознается разница между нацией и национальностью.

В Советском Союзе идеологически все было проще: мы - многонациональный народ, и именно наш народ - носитель истинных представлений о справедливости как внутри страны, так и за ее пределами. Что сегодня подразумевается под «нацией» нам толком не объясняют. Однако термин активно используется пропагандистами, превращаясь в малосодержательный ярлык. А жаль.

Ставка современных идеологов на национальный интерес как источник патриотизма сомнительна. Защита интереса предполагает холодный расчет. А любовь, в том числе к Родине, - категория иррациональная. Ты любишь свою страну не за то, что она великая, а просто потому, что это твоя страна. Соответственно, будешь ее любить, независимо от внешнеполитических успехов и отношения к тебе людей, твою же страну представляющих. И это чувство прививается с младенчества, а не воспитывается на волне текущей международной полемики, грозящей перейти в открытый конфликт.

Пропагандистская смесь любви с интересами в массовом сознании молодежи воплотилась в удивительную, но очень характерную картину. Происходящее вокруг России воспринимается многими молодыми людьми не иначе, как спортивный поединок, действия которого управляются с помощью компьютерной мыши.

«Какой счет сейчас между Россией и США?» - спрашивают на прямой линии президента Путина.

«Каждые сто лет страны Европы собираются вместе, чтобы получить от России пенделей», - читаем в социальной сети. В такой парадигме даже гибель людей - не столько трагедия, имеющая целый комплекс глубинных причин, сколько промысел зла, воплощенного в облике американского президента. И нам его надо победить. Хотя бы в Интернете.

Упрощение реальности - признак не патриотизма, а его симулякра, фантома, порожденного информационной эпохой. Фантом этот развеется, едва сменится новостной тренд. И это очень плохо, потому что важное для любой страны чувство Родины именно в России получит очередную порцию дискредитации.

Пропаганда в условиях идеологического разброда имеет, тем не менее, один плюс. Снижается ее влияние на человека достаточно зрелого. Все чаще встречаю людей старшего поколения, переставших смотреть новости. Говорят, что страшно. В первую очередь, за детей - пламенных бойцов интернет-фронта.

Чувство тревоги, замешанной на искренней любви, сквозило в недавних торжествах по случаю Дня Победы. Градус гламурного официоза, зашкаливавший в прежние годы, казалось, снизился. А люди (среди них, к счастью, немало молодых) подходили к Вечному огню помолчать об ушедших близких. И прочувствовать, что мы все вместе. Помолчать и прочувствовать. Этого так не хватает в сегодняшнем шуме во имя патриотизма,замешанного на интересах.

Mebel-aprelevka.ru кухни г Апрелевка

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318