Трава искусства

Трава искусства

Однажды, увидев эту цветущую травку на черном фоне земли, я понял, как возникло искусство. Вы считаете, что возникновение искусства - вопрос сложный? Ничуть. Все очень просто: оно возникло из травы.

Конечно, до картин на холсте - дорога долгая. Сначала: Хохлома - на дереве, Гжель и Дулево - на керамике, Палех и Федоскино - на картоне, Жостово - на железе.

Это потом, стоя у холста, художник изводил себя сомнениями: что изобразить?

Народ изображал то, что видел каждый день, - траву. Цветы. Листья. Стебли.

Конечно, у мастеров выявлялись любимые цветы и краски. Не случайно слово «цвет» имеет два значения. Сколько цветов, столько и цветов, то есть красок. В Хохломе «остановились» на сочетании красного и черного с золотистым. На красном, черном или золотистом фоне - травный, с листьями и ягодами, орнамент.

Любимый мотив Жостово: на черном фоне - яркий цветочный букет. Чаще всего - розы. «Ночь» фона и яркие краски. Цветок - не с натуры, не точная копия, а по воображению, с довоображениями.

В Гжели и Дулево фон белый, что понятно: нельзя терять белизну фарфора. Много синего на белом, даже и растительные орнаменты _ это Гжель. В Дулево раскраска цветная, но очень лаконичная. Вкус тонкий. Часто один венчик на тарелке.

Палех - тоже красное на черном. Но не только травы. Сюжеты - сказочные, былинные, исторические. У всех особое внимание лаку. Лак - почти священнодействие.

Автор - народ? В конечном итоге - да. Но в самом начале - кто-то один. Как, например, в Жостово крестьянин Филипп Вишняков, открывший в 1780 году «лакерную» мастерскую.

Знаменитый архитектор Ле Корбюзье в свое время совершил путешествие по Балканам и с дороги писал письма друзьям. Он восхищался тем, что «крестьянин-художник так мастерски сочетает цвет и линию, линию и форму, что мы буквально заболели от зависти». Он понял, что «народное искусство всплывает над всякими высокими цивилизациями». То было время едва ли не поголовного восхищения искусством народа.

Но, конечно, не всем, что попало на глаза. Частью. Избранным. А в конечном итоге - отдельными мастерами. Но было непостижимо и то, как эти отдельные мастера-самоучки, легко, просто, «играючи», без всяких претензий, достигают такого совершенства, на которое не способны «высокие» профессионалы. И обычно не понимают, почему профессионалы им завидуют и восхищаются ими.

Это действительно непостижимый процесс - как трава у изгороди переносится на доску, на керамику, на картон, на железный поднос, на ситец. Но есть и более сложный вопрос: почему это происходит?

Народное искусство и «модерновое» искусство - две крайности: одна - начало, а другая - конец.

Pushchino-mebel.ru мебель Пущино

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318