Любовь к рублю

Любовь к рублю

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос про деньги и выяснил: у 49 процентов россиян вообще нет сбережений. 47 процентов хранят кровные в рублях. И только три и два процента соответственно - в долларах и евро.

Любители концентрировать экономические реалии в политически окрашенные выражения высказывают на сей счет две противоположные версии. Первая - патриотическая: люди поддерживают рубль. И чем сильнее на табло обменников прессуют его «американец» с «европейцем», тем теплее чувства к нему соотечественников. Динамику потепления показывают все те же социологические данные: если в конце 2010 года рублю доверяли двадцать четыре процента наших сограждан, то сегодня почти вдвое больше.

Вторая версия - либеральная по окрасу, но аналогичная предыдущей по экономической сути: государственная пропаганда задурила голову бедным людям так, что они даже в вопросах личных финансов не в состоянии логично мыслить.

Есть еще третье объяснение - с апокалипсическим шармом: диалог России и Запада столь холоден, что доллар с евро в нашей стране вот-вот вообще отменят. Подобную эмоцию пару раз видел в социальных сетях. Не исключено, что часть россиян и такой вариант рассматривает всерьез.

Качество социологической практики в нашей стране давно подвергают сомнению. Но если его отбросить и принять «вциомовские» данные как объективную реальность, то перспективы стабильного (с ударением на это слово) развития под большим вопросом.

У половины россиян сбережений нет вообще. Значит, их жизнь течет от зарплаты до зарплаты. Когда экономика вокруг устойчива и есть уверенность в том, что свой заработок получишь в срок и полностью, можно и без заначек чувствовать себя комфортно. Но если твой родной завод начинает дышать с перебоями, супруга (учитель) не получает бонусы сверх оклада, нефть (наше все) дешевеет, перспектив на лучшее никаких, а банк шлет эсэмэски о грядущем платеже, то невольно начинаешь нервничать. Успехи страны на международной арене по-прежнему радуют, стратегии вдохновляют, но когда однажды вечером вдруг обнаруживаешь, что дома закончилась туалетная бумага и понимаешь, что тебе не на что ее купить, приоритеты переустройства мирового порядка как-то начинаешь для себя корректировать. Американцам, конечно, надо дать отпор, но делать это через «Одноклассников» уже наскучило, а другие способы пока не доступны. Себя в отсутствии бумаги обвинять - слабоволие, но кто-то же виноват! Виноватых найти проще, чем деньги, а потому - большая удача, если степень напряжения в обществе не будет расти.

К слову, число россиян с денежными запасами за последние четыре года возросло на 17 процентов, а в сравнении с началом кризиса 2008 года - на девять. То есть люди действительно стали откладывать. Но не из-за обилия излишков, а потому что память о кризисе свежа. Именно свежесть воспоминаний и ожидание скорых трудностей диктует выбор национальной валюты.

Если еще недавно труженики с достатком вкладывались в евро, подкапливая на поездку за рубеж, новый автомобиль или недвижимость, то теперь заначка рассчитана на продукты, «коммуналку» и текущие кредитные платежи. А их можно производить только в рублях. Поэтому правы правительственные экономисты, когда советуют населению не обменивать наш целковый на чужестранные деньги. Они-то знают реальное состояние российской экономики и на что нам в ближайшие годы ежедневно придется тратиться.

VK31226318