Не дружба, не вражда…

Не дружба, не вражда…

Россия и Соединенные Штаты никогда не воевали друг с другом. Да, во второй половине ХХ века мы схлестнулись и продолжаем схлестываться до сих пор, но война меж нами - холодная. На поле боя мы не убивали американцев, и американцы не убивали нас. Крови не было.

Если посмотреть отстраненно, то отношения наших двух стран выглядят скорее дружескими, чем вражескими. Может быть, потому, что мы слишком далеко друг от друга, и нам, в сущности, нечего делить, кроме земного шара. Мы во всех смыслах вполне самодостаточны, и можем обходиться друг без друга. Несколько раз мы пытались всерьез подружиться, но что-то нам мешало. И все еще мешает. Наверное, их и наше честолюбие.

В свое время, лет двести назад, Соединенные Штаты находились в той же роли, в какой теперь находится Крым: в борьбе за признание. Тогда, в 1776 году, наша Екатерина II отказала английскому королю Георгу III в помощи, которая ему была необходима, чтобы подавить свои заокеанские колонии, которые захотели независимости.

Весь ХIХ век мы провели сами по себе, иногда забывая друг о друге, иногда проявляя друг к другу вялый интерес. В начале ХХ века был эпизод, когда во время гражданской войны американские войска высадились на нашем Севере, но скорее ради солидарности с некоторыми европейскими странами.

Важнее помнить другое: США часто приходили к нам на помощь. И всякий раз это была сугубо американская помощь - такая, которая выгодна и тому, кому помогают, и тому, кто помогает.

США - очень «экономическая» страна. Ее не уличить в чрезмерной эмоциональности, она редко проявляет свои чувства и сочувствия, всегда действует в трезвом уме и с трезвым расчетом. Она - такая, и другой быть не может, очень практичная и прагматичная. Поэтому ее надо принимать такой, какая есть.

А какая она? Великая, сильная, мощная, богатая, процветающая. И это вроде бы прекрасно. Но, как ни странно, процветание ей как раз и во вред. Именно неуемная экономическая мощь сначала наращивает Америке мускулы, а потом - бросает ее в немощь. В кризис и депрессию, которые способны ее буквально разорить. Все теряет смысл, если товары, которые слетают с конвейера, никому не нужны.

Америка помогала нам не от щедрости, а от нужды. Она, можно сказать, вынуждена была помогать. В помощи находила она спасение.

Вспомним о том, как США помогали голодающим Поволжья. Вспомним о Гувере, об АРА (сокращение от английского названия «Американская администрация помощи). Америка помогла России? Помогла. Это была не видимость, а истинная помощь? Да, именно так. Но Поволжье для России - территория, на которой люди умирали от голода, а для США - желанный рынок сбыта. Американское продовольствие - спасение для Поволжья, а поволжский голод - спасение для США.

Слева направо сверху вниз: (1) Вместе мы сильны вместе мы победим. (2) Русский. Этот человек твой друг. Он сражается за свободу. (3) Дар американского народа. Герберт Гувер. (4) Ленд-лиз в помощь нашим союзникам.

Главный администратор АРА Гувер убеждал конгрессменов так: «Продовольствие, которое мы хотим направить в Россию, является излишком в Соединенных Штатах. Мы сейчас скармливает молоко свиньям, сжигаем кукурузу в топках. С экономической точки зрения посылка этого продовольствия для помощи не является потерей для Америки».

Летом 1922 года Гувер докладывал президенту Гардингу: 200 американцев и 80 тысяч нанятых ими русских, работая в 15700 столовых и распределительных пунктах, кормили 3250 тысяч детей и 5300 тысяч взрослых.

Но ничто не сравнить с эффектом, которое производили на голодных людей продовольственные посылки. Расчет как раз и был на эффект, потому что посылки содержали еду высшего сорта. Даже и сам ящик выглядел необычно - из струганных досок, весь обклеенный яркими иллюстрациями, с флагом на крышке. А под крышкой - банки сгущеного молока, сало, точнее, бекон, мука, длинные макароны, сахар кусочками, рис. Конечно, это производило впечатление. Одна женщина будто бы сказала своим детям: опуститесь на колени и просите Бога благословить американцев, которые прислали эту еду.

Статистика такая: с октября 1921 года по сентябрь 1922 года было доставлено более 700 тысяч посылок на семь миллионов долларов. Есть и такая цифра: за два года АРА израсходовала 78 миллионов долларов.

Да, АРА - это грандиозная экономическая операция. И в то же время это - шоу на весь мир.

Сколько людей спас американец Герберт Гувер? Цифры разные: то пять, то десять, то двадцать миллионов. Сколько бы ни спас - много. И за все спасибо.

Прошло десять лет, и опять США и СССР, через океан, протягивают друг другу руки. 1931 год, пик Великой депрессии в США. Экономика остановилась, как автомобили в пробке. Нет работы, нет надежды, нет будущего. Страна - в беде. И что? А то, что американская беда помогла советской индустриализации, а советская индустриализация помогла американской экономике. СССР покупал в США оборудование и технологии на десятки миллионов долларов, то есть на какое-то время давал американцам работу. А в Советском Союзе работы было невпроворот. В 1931 году советское торговое представительство в Нью-Йорке «Амторг» объявило американцам, что СССР нуждается в 6 тысячах специалистов. В ответ на эту «новость» «Амторг» получил 100 тысяч заявлений о готовности пуститься в дальнюю дорогу. И американцы поехали через океан - на стройки пятилетки. В тот год из Америки выехали больше людей, чем в нее въехали. Так не было ни до того, ни после того.

Одним и тех отчаянных американцев был Джон Скотт, который несколько лет работал в Магнитогорске, о чем написал книгу «За Уралом». И за Уралом он не чувствовал себя одиноким. Ведь проект ММК был разработан американской фирмой «Мак-Ки», а в его строительстве участвовали американские инженеры и рабочие. Вообще в те годы действовал мост США - СССР: мы - к ним, они - к нам.

В свое время в Челябинске не сходило с уст слово «Катерпиллер». Это - марка известного на весь мир американского трактора. Такой трактор должен был дать ЧТЗ. Директор строящегося завода Казимир Ловин ездил в Америку - к президенту фирмы «Катерпиллер» Раймонду Форсту. Но договориться с ним не получилось - за проект завода Форст потребовал 3,5 миллиона долларов. Таких денег у Советского Союза не было.

Но американцы разрешили открыть в Детройте советскую проектную фирму. У входа в один из небоскребов появилась вывеска «Челябинск трактор плэнт». Туда съехались инженеры из СССР, чтобы на месте, с помощью американских специалистов, «начертить» свой, более дешевый проект ЧТЗ. Конечно, за все приходилось платить, но кое-что американцы давали посмотреть и бесплатно. Им нравилось то, какие грандиозные задачи ставили перед собой русские и как азартно впрягались в работу.

Из расположения к энтузиастам России известный американский архитектор Альберт Кан позволил себе дать русским проектировщикам несколько советов, которые были с благодарностью приняты и учтены.

Сотрудничество с США в годы индустриализации оставило оттенок благодарности. Великая депрессия склоняла американцев к некоторой уступчивости, но и она в тех условиях была им выгодной. И тоже заслуживала какой-то благодарности. Наши заказы воспринимались как неожиданная помощь. Было странно, что на белом свете существует страна, свободная от тисков кризиса, который охватил весь Запад. Свою роль сыграло и то, что в атмосфере тех лет витало мнение, что будущее принадлежит социализму.

Прошло еще десять лет. Разразилась Вторая мировая война. И вновь мы не против друг друга, а вместе в борьбе с фашизмом. Правда, до сих пор не утихают споры о том, кто сколько вложил в Победу. Что касается Второго фронта, то мало кто настаивает на его решающей роли. Но нас упрекают в другом: мы забываем о ленд-лизе. И утверждают: если бы не ленд-лиз, Советский Союз не выстоял бы перед фашистским нашествием. Некто Дм. Чернышев так прямо и выкладывает: «На самом деле именно союзники спасли Советский Союз от разгрома».

Я помню американскую тушенку, она была вкусной. Уже после войны я ездил на американских «Студебеккерах», они казались огромными и очень сильными. Но нас никогда не оставляло некоторое недоумение: с чего бы это американцам так заботиться о нас, какое им до нас дело, если они так далеко от европейских сражений? Как-то даже неудобно принимать эти автомобили и эти консервы. Как ни богата Америка, но так много и бесплатно…

Ленд-лиз - это сильный аргумент. Если вспоминать о нем, то только с благодарностью, только с поклоном. Мы получали танки, грузовые автомобили, джипы, мотоциклы, самолеты, паровозы, рельсы, вагоны, корабли, взрывчатку, пулеметы и пистолеты, алюминий, медь, олово, листовую сталь, авиабензин, станки, покрышки, радиостанции, приемники, локаторы, телефонный кабель, цемент, мины, палатки, хлопок, кожу, одеяла, армейские ботинки, полевые хлебозаводы и кухни, а также консервы, комбижир, муку, яичный порошок, сахар, шоколад… И все - бесплатно. Ни гроша за ту технику, которая будет уничтожена в ходе боев. Платить, и то не сразу, предписывалось только за те машины, которые остались невредимыми и могли использоваться в народном хозяйстве.

Несколько цифр. На фронты Отечественной войны из США поступили 12 тысяч танков - 12 процентов от всего их числа, 18 тысяч самолетов (13 процентов), 480 тысяч автомобилей (64 процента), 622 тысячи тонн рельсов (36 процентов), 1900 паровозов (72 процента), 318 тысяч тонн взрывчатки (36 процентов), 2077 миллионов банок мясных консервов (480 процентов)…

Можно подумать, что США проявили невиданное бескорыстие, войдя в такой ущерб, потратив так много средств для помощи воюющим странам в Европе, будто бы на «чужую» войну.

Но, оказывается, ленд-лиз был Америке не в ущерб, а к выгоде. Ленд-лиз, между прочим, - это «закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов». Всех затрат было 50 миллиардов «тех» долларов. Из них 31 млрд. достались Великобретании, 11 млрд. - СССР, а остальное - Франции и Китаю.

Рузвельт выразился в том смысле, что «помощь русским - это удачно потраченные деньги». Американский историк Дж.Херринг объяснил, что «ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества. Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь».

Не бескорыстный акт? И пусть. Требовать бескорыстия - безнравственно. Американцы - не в ущербе? И прекрасно. Нам помогли и тем самым помогли себе. Отличная формула.

В годы войны в США - бурный экономический рост, вместе с которым росли объемы производства, благосостояние людей. В сущности, только война и поставила последнюю точку в истории Великой депрессии. И что? Возмущаться этому?

Мы победили бы и без ленд-лиза, но закончили бы войну позже и за это время потеряли бы тысячи и тысячи жизней. Не страну, а именно эти жизни и спасли американцы. Нет, у них не было именно такой цели - спасать наших солдат, они держали свое на уме, но так, в итоге, получилось.

Да, уже 70 лет между США и Россией продолжается «холодная» война. Война, однако, все-таки - «холодная»… И не исключено, что обстоятельства могут сложиться опять так, что не разведут нас, а сведут.

Mebeldmitrov.ru мебель в Дмитрове

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318